
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Порой христианское вероучение предлагает человеку такие истины, принять которые наш ум категорически отказывается. Одна из таких — телесное воскресение мертвых. Существуют ли какие-то рациональные доказательства этого события? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15 главы 1 послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел полемизирует с теми, кто отрицает телесное воскресение мёртвых. Такие сомнения были распространены среди некоторых христиан коринфской общины. В пику этому мнению Павел приводит три аргумента.
Во-первых, он упоминает о довольно странной практике заместительного крещения. Это обычай, когда живой человек принимал крещение за умершего. Обряд совершался либо потому, что умерший не успел сам принять Таинство. Либо потому, что живой хотел как-то изменить его посмертную участь. Из истории христианства мы знаем, что во II веке такая практика была широко распространена среди некоторых сектантских групп. Церковь отвергла этот обычай, как предрассудок. Однако сегодня Павел использует его как аргумент. Он как бы говорит своим оппонентам: «у вас у самих есть обычай креститься за мертвого, но какой в нём смысл, если не будет телесного воскресения?»
Во-вторых, апостол обращается к своему личному опыту. Ссылается на произошедшее с ним в Ефесе. Мы не знаем, что в точности там произошло. Сам он упоминает о борьбе со зверями. Есть предание, что он действительно подобно гладиатору боролся с животными на арене ефесского цирка и чудом остался жив, звери не тронули его. Или же это метафора, которая указывает на то, что противники Павла напали на него в Ефесе с яростью хищников. Как бы то ни было, смысл аргумента следующий: вы прекрасно знаете о моем самоотверженном служении. Эта сила духа во мне именно из-за живой уверенности, что Бог воскресит меня телесно.
Наконец, в-третьих, Павел приводит всем хорошо знакомый и понятный образ зерна. Когда его бросают в землю, оно разлагается на элементы, умирает. Однако это для того, чтобы дать росток. Так и с человеком. Смерть телесная — это не путь в небытие. Это грандиозная трансформация, рождение в новую жизнь.
Посмотрим внимательно на эти три аргумента. Странный обычай, личный пример, поэтический образ. Даже с точки зрения античной науки доказательства ни ахти какие. Они очень эмоциональные. Все они апеллируют к личному опыту, а не к логике. Все их можно оспорить с позиции рассудка. Поэтому и говорит апостол Павел в другом месте этого же послания к Коринфянам: «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие». Христианство и его истины, подобные истине о воскресении мертвых, — невозможно выразить в виде стройной и внутренне непротиворечивой рациональной формы. Христианство нельзя свести к философско-богословской системе, которая дает исчерпывающие ответы на все вопросы. Христианство — это особая глубина переживания жизни. А жизнь невозможно втиснуть в прокрустово ложе ментальной схемы. Тем более если речь идет о жизни духовной. Подлинное христианство, которое проповедует апостол Павел, это опыт нахождения в Духе Святом. Его воздействие на сердце человека таково, что те вещи, которые раньше казались невозможными, становятся вполне реальными и даже ощутимыми. И порой, чтобы выразить эти истины слов недостаточно. Остаются лишь образы, личный опыт и тот пример, который мы подаем окружающим, проводя жизнь по заповедям Христова Евангелия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема