
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Порой христианское вероучение предлагает человеку такие истины, принять которые наш ум категорически отказывается. Одна из таких — телесное воскресение мертвых. Существуют ли какие-то рациональные доказательства этого события? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15 главы 1 послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел полемизирует с теми, кто отрицает телесное воскресение мёртвых. Такие сомнения были распространены среди некоторых христиан коринфской общины. В пику этому мнению Павел приводит три аргумента.
Во-первых, он упоминает о довольно странной практике заместительного крещения. Это обычай, когда живой человек принимал крещение за умершего. Обряд совершался либо потому, что умерший не успел сам принять Таинство. Либо потому, что живой хотел как-то изменить его посмертную участь. Из истории христианства мы знаем, что во II веке такая практика была широко распространена среди некоторых сектантских групп. Церковь отвергла этот обычай, как предрассудок. Однако сегодня Павел использует его как аргумент. Он как бы говорит своим оппонентам: «у вас у самих есть обычай креститься за мертвого, но какой в нём смысл, если не будет телесного воскресения?»
Во-вторых, апостол обращается к своему личному опыту. Ссылается на произошедшее с ним в Ефесе. Мы не знаем, что в точности там произошло. Сам он упоминает о борьбе со зверями. Есть предание, что он действительно подобно гладиатору боролся с животными на арене ефесского цирка и чудом остался жив, звери не тронули его. Или же это метафора, которая указывает на то, что противники Павла напали на него в Ефесе с яростью хищников. Как бы то ни было, смысл аргумента следующий: вы прекрасно знаете о моем самоотверженном служении. Эта сила духа во мне именно из-за живой уверенности, что Бог воскресит меня телесно.
Наконец, в-третьих, Павел приводит всем хорошо знакомый и понятный образ зерна. Когда его бросают в землю, оно разлагается на элементы, умирает. Однако это для того, чтобы дать росток. Так и с человеком. Смерть телесная — это не путь в небытие. Это грандиозная трансформация, рождение в новую жизнь.
Посмотрим внимательно на эти три аргумента. Странный обычай, личный пример, поэтический образ. Даже с точки зрения античной науки доказательства ни ахти какие. Они очень эмоциональные. Все они апеллируют к личному опыту, а не к логике. Все их можно оспорить с позиции рассудка. Поэтому и говорит апостол Павел в другом месте этого же послания к Коринфянам: «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие». Христианство и его истины, подобные истине о воскресении мертвых, — невозможно выразить в виде стройной и внутренне непротиворечивой рациональной формы. Христианство нельзя свести к философско-богословской системе, которая дает исчерпывающие ответы на все вопросы. Христианство — это особая глубина переживания жизни. А жизнь невозможно втиснуть в прокрустово ложе ментальной схемы. Тем более если речь идет о жизни духовной. Подлинное христианство, которое проповедует апостол Павел, это опыт нахождения в Духе Святом. Его воздействие на сердце человека таково, что те вещи, которые раньше казались невозможными, становятся вполне реальными и даже ощутимыми. И порой, чтобы выразить эти истины слов недостаточно. Остаются лишь образы, личный опыт и тот пример, который мы подаем окружающим, проводя жизнь по заповедям Христова Евангелия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер