
У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева, и с радостью хочу вам сообщить, что у нас сегодня удивительный гость, священник, который приехал к нам из Белгорода, приехал к нам специально на программу. А, совершенно удивительные истории уже успел нам рассказать до начала нашей программы, и, честно говоря, трепетно надеюсь, что мы сегодня как-то вот еще к ним вернемся в этом разговоре о пути к священству, но не только о пути к священству мы сегодня будем говорить, а о чем мы будем говорить, дорогие наши слушатели, вы узнаете, если останетесь с нами в этом чате. А, у нас в гостях Протоиерей Георгий Власенко, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской епархии. Здравствуйте, отец Георгий, и добро пожаловать.
Протоиерей Георгий Власенко
— Здравствуйте. Спасибо за приглашение.
Кира Лаврентьева
— Отец Георгий, вы уже очень много лет священнослужитель, 28 лет вы уже в священстве. А, конечно, прежде чем мы вообще будем о чем-то говорить, хочется вас спросить, как вы стали верующим человеком и, конечно, уже, соответственно, как приняли решение служить перед престолом?
Протоиерей Георгий Власенко
— Вы знаете, вот сколько раз я сам задумывался над этим вопросом, анализировал, тем более так сказать, с высоты прожитых лет. Меня мама водила в детстве в храм. Это были еще советские времена. Конечно, тогда это все не приветствовалось. Меня причащали, ну, как водится, к сожалению, и сейчас, причащают детей, но не объясняют, что такое «Вера», что такое Причастие и так далее. Не в осуждение своей родительнице об этом говорю, потому что в те времена и их не очень-то учили, скажем так, вере. Ну, слава тебе, Господи, на каком-то таком генетическом, что ли, уровне вот, «Вера» пришла. А, началось лично у меня, не поверите, с тщеславия. Да, вот, я все-таки понимаю, что Боженька Он Сам рыбак, почему рыбаков призывал к служению, любит ловить в неожиданных местах. У нас дома было Евангелие, каким оно образом у нас оказалось, я не знаю, учитывая, что мама была членом коммунистической партии, ну каким-то образом оно оказалось. Почему началось с тщеславия? Я понимал, что это не та книга, чтение которой не приветствовалось. Особенно в школах. Но я начал читать именно из-за тщеславия. Мне очень хотелось похвалиться перед своими дворовыми друзьями, чтобы они поняли, что я читаю, какой я замечательный, какие я книжки читаю, а вы вот, понимаешь, вот гораздо ниже меня, так сказать. Ну и вы знаете, конечно, чтение Священного Писания, оно реально меняет человека. И со мной что-то такое стало происходить, ну, по сути, я думаю, это то, что в богословии называется призывающая благодать Божья. Вот Господь так призывал. И в отношении ведь духовенства, священства, на нас действительно сбываются слова: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Вот это слова, которые нам нельзя забывать и в первую очередь, чтобы не возноситься над пасомыми в том числе. Я однажды пошел в храм, в храм, где меня крестили трехмесячным, и где я был венчан потом, спустя некоторое время. Я вечернюю службу простоял с начала до конца. На меня очень удивленно смотрели: молодой парень, стоит в храме. У меня жутко болела спина, потому что, ну, для парня, который довольно был подвижный, и простоять всю службу в храме, ну где-то часа два точно. Это было тяжеловато. Я понимал только «Господи, помилуй», и опять же в той интерпретации, в которой я ее понимал тогда. И что потом произошло со мной? Я вышел из храма, и я себе очень торжественно поклялся, что больше моей ноги в храме никогда не будет. Потому что, ну зачем мне это?
— Сколько Вам было лет?
Протоиерей Георгий Власенко
— Ой, слушайте, ну это начинающаяся юность, мне сейчас даже трудно ответить, наверное, лет 12-13, ну то есть, ну такой подросток, начинающий, да. Ну я думаю, все-таки, я уверен, что у Боженьки есть очень хорошее чувство юмора, видимо, так сказать, посмотрел на меня, сказал: «Ну да-да, посмотрим». Но, поверьте, это не то, что шутка, это действительно было так. И в этот же момент я задался вопросом, почему так? Евангелие одно, а вер много разных. Ну вот, действительно. Тогда еще не было такого обилия протестантских движений, это начало девяностых, они только-только начинались. И я даже с кем-то переписывался, помню, из Казахстана, они мне там какие-то книжки покупали. Но те, кто помнят обстоятельства, в которых находилась Русская Православная Церковь, ну реально Евангелие было невозможно приобрести. Тогда не было такого великолепия книг духовных, как сейчас. Спасибо огромное тем людям, которые этим занимаются. И я задался вопросом: почему так? Евангелие одно, Библия одна, а вер много. И я стал молиться Богу. Кстати сказать, этот пример я рассказывал многим людям, которые приходили ко мне из разного рода, из разных течений протестантских, ну так сказать, спорить, что вот мы православные неправы, а они во всем правы, потому что они живут по Евангелию. Я им рассказывал обстоятельства своей жизни. Я говорю: «Слушайте, вот у меня было в жизни так». Я перестал ходить в храм, первая молитва была выученная мной — это «Отче наш» на русском языке, естественно, из Евангелия. Но при этом я стал молиться Богу. «Господи, пожалуйста, покажи ту веру, которую Ты людям дал. Не просто какой-то там, американский фермер придумал». Я, конечно, утрирую. Но вот все-таки, то, что от Бога, а не от людей. Небо молчало. Это потом я уже осознал, что если ты хочешь все-таки, чтобы Бог тебе пошел навстречу, ну, отношения они подразумевают, ну ты тоже ты должен идти навстречу. По-другому отношений нигде не получится, ни с Богом, ни в семье, ни в дружбе, нигде, ни на работе. И однажды я Богу сказал следующее: «Господи, пожалуйста, покажи ту веру, которую Ты людям дал, и я обещаю, что я Тебя буду слушать». Видимо, Боженька от меня этого ждал, потому что потом в моей жизни было, для меня, скажу так, очень большое чудо. Какое, не расскажу, не обижайтесь, об этом даже жена не знает, мне не благословлено об этом говорить. Ну, после которого я уже кроме как священником я себя уже просто не видел. Ну и, конечно, в моей жизни, это я вкратце рассказываю, в моей жизни очень большую роль сыграли священнослужители, которых я очень люблю, молюсь о них, уже об упокоении. Батюшка, который меня крестил, отец Анатолий Синкевич, можно сказать, исповедник, человек, который много перенес в советские времена, но остался верен Богу, и венчал меня потом, старец Рыльского монастыря, отец Ипполит, с которым мне, повезло пообщаться, исповедаться у него, и моей будущей жене. другие батюшки, отец Иоанн Бузин, старец Коренной пустыни, где я одно время жил, ну, так сказать, послушничал немного, как и многие тогдашние курские семинаристы. Я сначала в Курскую семинарию перевелся, а потом уже последний год я его заканчивал в Белгороде семинарию. Ну вот такой путь, это если вкратце, очень вкратце.
Кира Лаврентьева
— Отец Георгий все-таки вот путь к семинарии очень интересен, потому что решение о священстве — это же серьезное решение, может быть, самое серьезное решение в жизни мужчины.
Протоиерей Георгий Власенко
— Ну тогда я был юношей, и максимализм юношеский, горячность юношеская, вот, почему, может быть, и хорошо, что все-таки с юности, как святые отцы говорят, надо Богу начинать служить, да? А, в зрелом возрасте далеко не каждый уже человек, мужчина, даже призываемый Богом, может решиться на священство. Я знаю такие случаи. Хотя люди потом страшно жалели, что вот не отозвались. Ну самый яркий, наверное, пример очень уважаемый мной писатель Сергей Фудель, когда в двадцатых годах ему старец Нектарий говорил: «Ты должен стать священником, иначе будет хуже». Что может быть хуже по человеческому разумению в двадцатых годах, чем стать священником? То есть, ну это можно сказать, подписаться на смертную казнь для себя. И у Сергея Фуделя было три, по-моему, если я хорошо помню, предложения от архиереев ему стать священником, и он отказывался. По каким причинам, я не знаю, во всяком случае в книгах я как-то не нашел. И как он потом всю свою жизнь каялся, как он хотел, ну вот и уже ему не давалось, уже ему не давалось. Поэтому вы знаете, ну, благодарение Богу, вот Господь привел, и семинария, тогда Курская, созданная по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, возглавил ее нынешний митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Вы знаете, вот там собрались парни, мы, естественно, абсолютно разные были, но мы реально горели вот единой верой. Настолько вот это было как-то, по тем временам, скажем так, необычно, нам очень помогло, как решился, вот как-то так и решился, просто я еще раз говорю, что кроме священства я для себя просто не видел никакой дороги в этой жизни. Ну и понятно, что в семинарии.
Кира Лаврентьева
— Как родители к этому отнеслись?
Протоиерей Георгий Власенко
— Ну как сказать, было им трудно, знаете, когда единственный сын, идет, так сказать, в попы. Ну не предел мечтаний, да, не предел мечтаний многих родителей. Отец очень боялся, что я приму монашество, он говорил: «Пожалуйста, я внуков хочу». У мамы были свои какие-то проблемы, но вы знаете, все-таки они меня поддержали, хотя другие члены нашей семьи, родственники довольно много, ну, скажем, мягко выражаясь, восстали против этого моего решения. Им было тоже очень трудно это понять, принять. Люди абсолютно мирские, но, благодарение Богу, сейчас это люди, которые исповедуются, причащаются, постятся, и звонят и просят молитв, благословения и все. Хотя энное количество лет назад это было просто для них невообразимо, невообразимо. И вы знаете, именно «Вера» в Церковь, помогла проявить твердость. Я помню, как в школе, я просто оказался в неком таком вакууме, да, как и многие люди, кстати, вот моего поколения. Потому что отвернулись, ну практически все те, кого считал друзьями. И учителя многие не понимали этого, были даже, ну не буду говорить там гонения какие-то, нет, конечно, это не гонения, но неприятности. Да, например, когда учитель по биологии спрашивал: «А как мир произошел? Наука говорит так-так». А ты как считаешь? «Бог сотворил». «Садись, два». Ну вот такого плана. И я помню, меня спасла Валентина Андреевна Головачева, она жива до сих пор, директор одного из садиков в Курске. Она была директором нашей школы. Я из Курской области родом. Она вызвала меня и подарила мне икону Божией Матери, и сделала так, чтобы это стало известно. После этого меня перестали трогать. Хотя были моменты, как, например, там учитель по литературе вызвала, дала мне Льва Толстого «Отец Сергей», рассказ, прочти. Я прочитал. Она сказала: «Ты понял?» Говорю: «Понял». Ну я-то понял, что нельзя с точки зрения гордыни принимать решения, где, по-моему, явно в этом рассказе это повествуется, когда там, например, этот отец Сергей, будучи князем, принял монашество, чтоб показать, что он не такой, как другие. То есть, ну, не с той позиции, как мне кажется, он пошел в монахи. Были друзья, были товарищи, иногда вот сейчас вспоминаю уже, конечно, с улыбкой, когда одна из моих одноклассниц сказала мне такую фразу: «Что ты делаешь, куда ты идешь? Тебе же жениться можно будет только один раз». Ну вот даже вот такие вот аргументы были, аргумент, да, такой вот аргумент был.
Кира Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в студии Протоиерей Георгий Власенко, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в посёлке Северный Белгородской епархии, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии. Меня зовут Кира Лаврентьева. Отец Георгий, я, знаете, о чём думаю? Вот много мы уже ведём лет программу «Путь к священству», и всегда поражаешься, насколько это удивительно и насколько путь у каждого человека уникален. Но вот слушаю о восстании родственников ваших, и понимаю, что вот для человека, например жёсткого, твёрдого и, может быть, даже грубоватого, смирение — это себя в некоторой степени сдерживать. А вот для человека мягкого, воспитанного, деликатного, который бережёт других людей, может быть, иногда смирение — это и сказать: «Вот я пойду той дорогой, к которой меня призвал Господь». И это очень трудно идти против ветра. Ну вот этот ветер ты сгибаешься, тебе неприятно, но он тебя как-то вот закаляет, что ли, отец Георгий? И вот иногда нужно, да, вот сказать: «нет», если ты чувствуешь, что это от Бога.
Протоиерей Георгий Власенко
— Безусловно, безусловно. Вы знаете, я очень благодарен Владыке Иоанну, нашему, он меня, когда рукополагал в сан священства, каждому из рукополагаемых архиерей говорит какое-то слово. И Владыка мне так сказал: «Отец Георгий, я не знаю, где ты будешь служить, в каких обстоятельствах будешь служить, но вот я тебе говорю, пожалуйста, всегда выбирай то, что ближе к престолу Божьему стоит». А тут, например, без того, чтобы говорить «нет», не обойдётся. Потому что ведь люди-то к церкви относятся, ну, в какой-то мере потребительски. Далеко не все, конечно, слава Тебе, Господи, но вот приходится некоторым говорить слово «нет». А если говорить насчёт смирения, вы знаете, мне очень помогает мысль митрополита Антония Сурожского, Царствие Небесное. Он где-то в своих трудах пишет о том, что смирение происходит от слова «humilitas», латинского слова «humilitas», которое переведено как смирение, но буквально перевод этого слова — «плодородная земля». То есть, другими словами, что такое или кто такой смиренный человек? Это человек плодородный. Почему такой пример? В землю можно хорошее семя посеять, в землю можно нагадить. Земля всё равно рождает жизнь. У неё такое послушание от Бога, благословение. Вот для нас смирение, оно должно, на мой взгляд, и выражаться и заключаться в следующем: с чем бы человек ни встретился в этой жизни, с Божьей помощью пережить так, чтобы стать жизнеспособным и, конечно, более мудрее и опытнее. А если говорить насчёт «нет», вы знаете, как важно всё-таки научиться говорить слово «нет» внутри себя всему тому, что лично меня разлучает с моим Спасителем, с моим Создателем. Вот это гораздо важнее в какой-то мере.
Кира Лаврентьева
— Но при внимательном отношении к жизни тебя разлучает, может разлучить с ним очень такая незаметная, но очень коварная мелочь, какая-нибудь на уровне помыслов, на уровне превозношения.
Протоиерей Георгий Власенко
— Поэтому добро пожаловать в аскетику, в этом и есть инструмент, наверное, да, главный духовной жизни. Как по-другому? Вы знаете, и то, что вы сказали, и ведь это приучает нас к следующему: а, к честности перед Богом и честности по отношению к себе. Вот когда мы начинаем какие-либо отношения, в дружбе, отношения, ну, с противоположным полом, которые людей потом к браку, например, приводят, какие мы хотим, чтобы эти отношения были? Ну, наверное, чистыми, честными и доверительными. Правда, правда. С Богом то же самое. Поэтому многим людям я так и говорю, что если вы хотите начинать отношения с Богом, то вы задумайтесь, какие вы отношения Ему предлагаете вот со стороны своей личности. С его-то стороны это, естественно, чисто всё. И с любовью к нам. А вот с нашей стороны, к сожалению, бывает по-разному.
Кира Лаврентьева
— Отец Георгий, вы получается 28 лет в священстве.
Протоиерей Георгий Власенко
— Простите, один год я был диаконом. Ну да, и 27 лет я уже священник.
Кира Лаврентьева
— Ну, 28, потому что диаконат — это же тоже, да, начало священнослужения, да. Да, отец, ну вот, конечно, о многом хочется спросить, но времени у нас не так много. А вы ещё вот в таком месте живёте благословенном, Белгородская епархия, и вот вы знаете, о чём я думаю? Сейчас ведь нету безопасного места на земле. И в этом смысле для нас для всех есть вопрос. Это вопрос лично к нам, это вопрос по поводу нашей веры, по поводу нашей тревоги, по поводу нашего доверия Богу. Мы не можем нигде укрыться, потому что, ну, просто вот такое время, трудно жить в эпоху перемен. Ну с одной стороны трудно, а с другой стороны прекрасно, потому что ты чувствуешь близость Божью как никогда.
Протоиерей Георгий Власенко
— И такие перемены — это очень хороший экзамен, некрасиво выражусь, простите, экзамен на вшивость. Просто, вот даже вот реально вот происходит какое-то испытание, покажи, чему ты научился за все эти годы. И научился ли ты чему-либо. И вот тут опять же вступает в разряд та самая честность, о которой я уже сказал. Или ты честен перед Богом: «Господи, у меня вот это, вот это не очень получается, вот это совсем не получается, да, вот здесь я боюсь, вот здесь я страшусь, Господи, прости, что несмотря на твою постоянную поддержку, явную, причём очень явную поддержку и просто, что называется, чудеса, я всё равно поддаюсь этой гадости, страху, недоверию опять же вот как вы правильно сказали, помыслам, которые начинаются со слов: «А вдруг будет так, а вдруг будет так». И у человека просто фильм ужасов начинает в голове показываться, ну реально. Как некоторые люди, вот я им говорю: «Вы знаете, что сегодня будет вечером?» — «Нет». Я говорю: «Почему вы думаете о том, что там, якобы, будет там через год, пять лет и так далее и тому подобное?» То есть люди выпускают просто силы в трубу. А когда приходят такие проблемы, которые реально нужно решать, у них просто бедненьких сил нет. Поэтому вот с этими страхами, тревогами, конечно, нужно быть очень осторожными, опять же, добро пожаловать в аскетику. Святые отцы об этом говорят много, они сами это переживали, эти искушения, они таким же путём шли, как и мы сейчас идём. И это всё с Божьей помощью решаемо. Беда в том, что многие люди это пытаются решить с помощью других средств. Ну, другими словами, когда человеку больно, он, конечно, хочет свою боль обезболить. Но обезболивающее неправильно выбирается, понимаете? Кто-то антидепрессанты, я не выступаю против них, я не доктор, да. Но, мне кажется, некоторые люди прямо чересчур, да. Кто-то, к сожалению, алкоголь, кто-то ещё какие-то... Ну просто вот такие вот грехи. Знаете, я в своё время, в конце девяностых служил в онкологической больнице, по благословению нашего Владыки, совсем молодой священник, и этот опыт был такой яркий в моей жизни, который я помню до сих пор. И вот были случаи, когда люди соборовались, причащались, исповедовались. Вы знаете ну, если будет удобно разделить их, скажем, так, на две половины, вот Господь возвращал здравие, причём полное. И это было поразительно. Я помню до сих пор, как я шёл по коридорам нашей больницы в Белгороде, к людям, которые не могли сами там к священнику спуститься, пошёл в палаты, ко мне подошёл один доктор, пожилой человек, сказал: «Батюшка, вы знаете, я специально наблюдаю за больными после вас», но он так выразился говорит: «Я понимаю, что реально Бог есть». То есть вот свидетельство даже вот так доктора. Я к чему говорю? Вы знаете, вот люди разделились на две части. Вот Бог давал, что называется, с чистого листа начать. И кто-то реально вот Богу к Богу поворачивался полностью. То есть вот полностью изменял свою жизнь. Вот у человека было реальное, деятельное покаяние. А кто-то, наоборот, получив дар Божий, возвращался в такие страшные грехи, ну, которые, как правило, к сожалению, были связаны с плотскими грехами, с алкоголем. И встречаясь с ними, я им говорил: «Что же вы делаете?» — «Батюшка, вы не понимаете, я хочу ощутить вкус жизни». «Ну почему ж ты в этой гадости хочешь ощутить-то вкус жизни?» Вы знаете, месяца не приходило, их приводили, привозили назад родственники, ещё в гораздо худшем состоянии, чем они были до таинства. Они плакали, они молились, мы всё поняли, мы больше не будем, но больше им ничего не давалось. Вот такого даже если хотите чудесного.
Кира Лаврентьева
— Отец Георгий, последние три года Белгородская область, конечно, находится в таких непростых условиях, по известным причинам. И, конечно, здесь возникает вопрос, как человеку максимально, максимально, находящемуся в стрессовой ситуации подобного рода: обстрелы, бомбёжки, может быть, просто близость военных действий, да, тут можно отнести всё. Тут можно отнести и тяжёлые заболевания, и какие-то скорби, пожары, Господи помилуй, как, на самом-то деле, очень много всего может произойти. Тут главное, да, выработать какую-то определённую стратегию, потому что, мне кажется, она одна, единственная и только и работает, да, это доверие Богу. Только другой вопрос, что мы все говорим о доверии, но деятельно, деятельно прикоснуться к этому доверию не так-то просто. Особенно если ты это решаешь вдруг сделать вот, ну вот, я с сегодняшнего дня буду доверять. Отец Георгий, как всё-таки успокоиться в Боге человеку, лишённому этого покоя, когда действительно бомбёжки, когда действительно работает ПВО, когда страшно, когда дети маленькие рядом, и ты не понимаешь, как их защитить. Вопрос тяжёлый, но а кому мне его ещё задать, если не вам, человеку, находящемуся непосредственно в зоне определённого риска?
Протоиерей Георгий Власенко
— Вы знаете, тут такой многообразный ответ должен быть. Первое насчёт доверия. Ну, «Вера» в Бога она и подразумевает само доверие. Первое, о чём бы я хотел сказать людям, у которых, скажем, так, проблемы с доверием, почему это происходит? Очень многие люди, к сожалению, воспитаны, взращены в обстоятельствах, семьях так, что они никак не могут поверить, что их любят, что они любимы, понимаете? И когда людям говоришь: «Вы хорошие», — «Батюшка, какие мы хорошие, мы плохие, мы грешные». — «Подождите, вы создание Божье». — «Да». — «Среди созданий Божьих есть ли что-то плохое?» — «Нет». — «Одной женщине задаю такой вопрос на исповеди: «Вы плохая?» — «Да». — «Или всё-таки хорошая?» Ну вот объяснил ей про создание Божье. Она поднимает на меня глаза, начинает плакать: «Батюшка, так что я всё-таки хорошая». Человека настолько задолбили, загнобили, что вот ты плохая, тебя нельзя любить и так далее. вспомните пример, я очень часто пример привожу, утопающего Петра. Когда он шёл к Господу по воде закричал, нам пример оставил: «Господи, спаси меня». Господь тотчас, сразу же, то есть, руку, абие, как по-славянски, тотчас простёр ему руку, сказал: «Маловерный, зачем ты усомнился?» И вот тут маловерие. В чём маловерие? Он же прошёл по воде какое-то расстояние. Чудо совершилось. Трудно после этого быть маловерным. Почему маловерие? Маловерие-то у нас именно и рождается, подчеркну, именно потому, что мы никак не можем поверить, что нас можно любить. И многим людям я благословляю даже, советую начать молиться со следующего: «Господи, я у тебя хороший или хорошая, просто у меня сейчас кое-какие проблемки». Совершенно другое восприятие Бога, именно как отца. Совершенно другое восприятие себя, и это не гордыня, это не превозношение. Просто вот я, я твой ребёнок, я не могу быть плохим, потому что Ты Мой отец. Ну как у такого Отца что-то может быть плохое, да? Но проблемки у меня есть, это я осознаю, которые вот, так сказать, препятствуют идти к тебе. Это первое. Почему это очень важно? Потому что когда осознание Бога как любящего Отца, к нему хочется не то что идти, бежать хочется. А когда осознание Бога как Зевса Громовержца, который шаг влево, шаг вправо, он тебя сразу наказывает, захочется людям к такому Богу идти? Да нет. Почему часто говорю людям, и, кстати сказать, особенно женщинам: «Вспомните, вы, девчонками маленькими, не знаю, там бегали по улице, там, не знаю, там за косичку вас кто-то дёрнул, обидел, там упали, коленку разбили, куда вы бежали?» «Ну, если были такие родители, вот бежали: «Мама, папа, спаси, помогите». Вот к Богу так же когда мы молимся, вот так бежать, как вот к действительно к любящему отцу. Поэтому здесь очень важно, с помощью, может быть, даже духовников, священников человеку всё-таки вот помочь осознать, что он Богом любим. Какие бы, может быть, грехи у него ни были. Второе, конечно же, молитва, молитва Иисусова. И вы знаете, вот всё, что вы сказали, вот это нужно просто Богу выражать. Идёт ли человек куда-то, сидит, лежит, я не знаю, там в машине едет, там даже под душем плескается, образно выражаясь, конечно, то есть везде и всюду: «Господи, у меня вот это, вот это, вот это, вот, Господи, я не могу тебе доверять, Господи, меня страшит что-то, помыслы страха меня беспокоят». То есть буквально исповедоваться Богу не только в присутствии священнослужителя, когда таинство исповедь совершается, но вот именно внутри себя. Недаром святитель Иоанн Златоуст говорил: «Человек, ты храм, поэтому молись Богу везде». Что ещё тут сказать? Конечно, здесь нельзя ждать быстрых результатов, как вы сказали: «Вот я сегодня решил Богу доверять, и всё, вот у меня должно получаться». Без Бога не до порога. И ведь, чтобы ему доверять, его же надо знать, какой он по отношению к нам. А у многих людей есть ну, скажу так, неправильное, даже неправославное отношение к Богу и восприятие Бога, в том числе, о котором я уже сказал, что Бог — это тот, кто только наказывает грозит там, и если что, ай-ай-ай, в ад пошлёт, и так далее и тому подобное. Разговаривать, конечно, нужно людям друг с другом, вспомним слова апостольские: «Исповедуйтесь друг другу, да исцелитесь». Как важно вот людям, находящимся в трудных обстоятельствах, делиться своим опытом с другими, поддерживая их. Ведь, знаете, всё-таки опять же слова апостольские: «Общение не забывайте, ибо этим весьма благоугождается Бог». То есть общение людей Богу очень нравится. Ну понятно, какое качество общения, другое. И вы знаете, вот мы собирались всё равно, и во время пандемии, во время вот этих обстрелов, мы разговаривали, мы читали Священное Писание. Слава Тебе, Господи, сейчас есть прямо вот стало работать больше, больше, замечательная патриаршая программа по изучению Библии, которая помогает, отцу Иоанну Рубину спасибо большое, помогает. И вы знаете, вот это всё в совокупности людей поддерживает. Ну и, конечно же, это исповедь и причастие. Вы знаете, начиная с пандемии, мы всё выполняли всё, что священноначалие благословляет. Но столько людей причастников стало появляться, гораздо больше. Людей, конечно же, там испугали некоторые горячие головы, скажем так, из каждого утюга нас пугали. И когда они ко мне пришли, сказали: «Батюшка, что делать?» «Слушайте, мы будем служить, может у нас ещё клирики есть в храме, мы будем служить, как служили, мы будем причащаться, дорогие мои, решайте сами». Слава Тебе, Господи, причастились все. Во время военных действий причастников стало гораздо больше. Кстати, кстати сказать, мужчин даже стало гораздо больше причащаться. И вы знаете, вот это очень помогает, потому что, когда ты стоишь, совершаешь литургию, начинается обстрел, никто из храма не вышел ни разу. Вот слышишь сзади себя такой, ну, какой-то такой вдох, такой вот общий, общий какой-то, да, такой выдох, так немножко обернёшься, ну люди на коленочки становятся, поклоны, креститься. Всё, молимся Богу. И вы знаете, вот реально как-то на своей шкуре, извините за некрасивое выражение, испытали слова Спасителя: «В чём застану, в том и тебя и судить буду». И вот реально, когда ты понимаешь, что происходит, каким ты перед Богом станешь, в чём ты перед Богом станешь. Почему очень многие люди, и миряне в том числе, священнослужители стали ходить с чётками, молиться Иисусовой молитвой везде и всюду, потому что: «А вдруг». Всякое может быть. Мы сейчас вернёмся к этому разговору, дорогие наши слушатели. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. И у нас в студии Протоиерей Георгий Власенко, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в посёлке Северный Белгородской епархии, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы очень скоро вернёмся, пожалуйста, оставайтесь с нами.
Кира Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, и у нас в студии гость из Белгородской епархии Протоиерей Георгий Власенко, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в посёлке Северный Белгородской епархии, председатель отдела образования и катехизации, соответственно, тоже Белгородской епархии. Меня зовут Кира Лаврентьева. Отец Георгий, в конце первой части нашей программы вы, конечно, сказали пронзительные вещи про трезвение и час смертный. Я это очень сильно ощутила, когда мы два лета жили в Севастополе с мужем. А, он там занимался как раз работой, а я с детьми жила с ним. Ну как, конечно, это понятно, о чём вы говорите, потому что есть же жизнь какая-то мирная, спокойная, и она тоже дар Божий. А есть жизнь вот такая. И нельзя сказать, что это плохая жизнь. Нет. Она, наоборот, она, наоборот, максимально концентрированная. Максимально концентрированная, когда ты в любой момент понимаешь, что может быть прилёт, когда ты в любой момент понимаешь, что безопасного места тут нигде нет. Ну, конечно, можно уйти в бомбоубежище, там, соблюдать какие-то правила безопасности, бережёного Бог бережёт. Но, тем не менее мы говорим с вами о памяти смертной, которая приводит человека всё-таки к трезвению и наблюдению за самим собой.
Протоиерей Георгий Власенко
— И, вы знаете, именно эта память смертная, она не лишает радости жизни, как некоторые почему-то считают, что вот будем думать о смерти, это ужас. Наоборот, это начинает видеть такой срез жизни, о котором раньше не догадывался. Причём, ну скажем так, в абсолютно простых обстоятельствах и вещах. Просто искренне благодаришь Бога, что у тебя есть возможность помыться под горячей водой. Понимаете, после обстрелов? Или у тебя всё-таки магазин работает, где ты можешь купить хотя бы там самое необходимое. И так далее и тому подобное. То есть вот такие вот вещи. Слава Тебе, Господи, там близкие живы-здоровы. Потому что, вы знаете, ну один из примеров своей личной жизни, хотя через такое прошли тысячи белгородцев, первая неделя поста, пятница, как сейчас помню, я стою на клиросе и читаю кафизмы. Выходит батюшка, я живу в многоквартирном доме, выходит клирик, показывает мне фотографию, батюшка, у вас дом горит. Попадание ракеты в дом. Дома матушка и тёща лежачая после операции. Ну и, конечно, так вот знаете, крутануло. А я уже литургию начал, надо заканчивать. Ну, позвонил, конечно, там, да, женщины мои там переволновались, кричали, но с молитвой кричали, знаете, вот кричали, но с молитвой, да. Слава Тебе, Господи. Я, конечно, потом приехал, ну, всё горело, разбито и так далее. И слава Богу, это поразительно, но без жертв. Дом посекло страшно, но вот без жертв. Знаете, вот действительно начинаешь думать о совершенно простых вещах, а что действительно нужно для счастья? И сколько его нужно для счастья? Конечно, для человека верующего это в первую очередь быть с Богом. Потому что без Бога, как люди вот это всё переживают, я просто даже не понимаю. И не хочу понимать. И не хочу даже знать, как они это без Бога переживают. Я лучше со Христом, с Ним как-то вернее.
Кира Лаврентьева
— Спасибо, отец Георгий. Спасибо огромное за эти слова, за эти истории. Белгородская епархия сейчас активно взаимодействует и выстраивает всё-таки какую-то вот тесную коммуникацию с обществом незрячих, слепоглухонемых. Я так понимаю, что строится храм как раз специально, со специальными условиями, адаптированными для того, чтобы богослужение было понятно и доступно каждому незрячему прихожанину. Да? Расскажите, пожалуйста, отец Георгий, потому что это очень интересно, расскажите об этих проектах, об этом взаимодействии.
Протоиерей Георгий Власенко
— А, вы знаете, но епархия не сейчас взаимодействует, уже очень много, уже очень много лет. Как это всё начиналось? Я по благословению владыки одиннадцать лет был духовником и настоятелем храма православной гимназии города Белгорода в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. И она находится как раз вот в таком районе Белгорода, где находится общество, Всероссийское общество слепых, библиотека для слепых имени Ярошенко. И мы стали вот так как-то взаимодействовать. Мы стали приходить к ним с нашими утренниками пасхальными, дети пели, читали, рождественскими утренниками. И потом, знаете, так потихонечку родилась идея, чтобы встречаться с теми, кто приходит в библиотеку с их подопечными всеми, на разные темы. На разные темы. И уже более пятнадцати лет вот, по благословению владыки нашего, я их опекаю, мы встречаемся. Уже несколько лет как мы им помогаем, тоже пишем соответствующие там бумажки, выигрываем соответствующие гранты такие православные, «Добросвет» у них есть такая организация. Благодаря чему многие люди, инвалиды по зрению, посетили много святых мест. Ну в Белгороде сейчас трудновато, то есть в Воронеж ездили, там к святителю Тихону, Коренная пустынь, когда ещё в Курской области было гораздо тише. В Оптину они ездили, молодцы, нет такие очень лёгкие на подъём. И надо сказать, вы знаете, вот когда я прихожу, вроде бы делюсь с этими людьми знаниями о вере, на самом деле я учусь у них. Ну простой пример. Одну женщину я много лет исповедовал, причащал, она родилась, Надежда, Царствие Небесное, сейчас она уже скончалась, она родилась без глаз. Она родилась, у неё рука есть, но на левой руке кисти не было. Вот она родилась такой. И однажды, когда я её исповедовал, причащал уже дома, я ей задал вопрос, говорю: «Надежда, никогда не роптали? Ну вот по-человечески. Почему я такая родилась? Почему у других есть, а у меня нет? Знаете, как часто люди бывают?» Вы знаете, я до сих пор помню, как она так встрепенулась и, вот тут, наверное, всё-таки уместно выражение, она просто посмотрела на меня, со словами: «Батюшка, да что вы, я каждый день Бога за жизнь благодарю». Вы знаете, вот я до сих пор это помню, хотя прошло уже довольно много лет. И я от неё вышел и понял, что в своей жизни я слышал одну из самых лучших проповедей вообще. Причём очень коротенькую. Такой человек, который, ну вот может так сказать. И, конечно, да, слава Тебе, Господи, попечением нашего владыки, желанием этих людей у нас сейчас в парке Гагарина будет строиться храм в честь святого мученика Иоанна Воина, храм, адаптированный для слабовидящих людей, для слепых людей и для глухонемых людей. То есть там будут тактильные иконы, там будет соответствующая техника для тифлокомментирования, то есть когда люди слепые надевают на себя наушники, а их сопровождающий объясняет им, что происходит в храме, ну или даже вот там в театре, они вот, я знаю, даже в театр так ходили. И у нас уже давно вот это тифлокомментирование происходит по разным храмам. Они вот сами выбирают в какой храм поехать и вот они приходят, молятся, исповедуются, причащаются и молятся, вот так им объясняют. Так вот будут специальные тактильные иконы, к которым они могут подойти и руками посмотреть. будет специальный тактильный пол, чтобы люди, ну вот, например, знали, там, где перед ними подсвечник стоит, чтоб не дай Бог не натолкнуться. Будет священнослужители, которые будут работать с глухонемыми людьми, которые знают язык жестов. Вполне возможно, будет, может быть, даже экран какой-то, сейчас это всё в процессе, ещё всё оговаривается, где, ну, человек вот жестами будет показывать, что происходит во время богослужения. То есть эти люди не должны оказаться за бортом. Слава Тебе, Господи, на базе духовной семинарии нашей Белгородской уже много лет происходит встреча с глухонемыми, то есть они приходят, батюшка приходит, они разговаривают, им рассказывают о вере, они там молебен служат, литургии служат. И слава Тебе, Господи, вот действительно это люди, я ещё раз подчёркиваю, которым нужно обязательно быть в среде церкви, потому что, ну я ещё раз повторюсь, опять же, они нас учат жить. Вы знаете, вот одна из моих любимых святых, которые я очень часто привожу в пример, в первую очередь себе, это святая преподобномученица Мария Гатчинская, которая в 16 лет заболела так, что вот просто лежала, бедненькая, и даже разговаривала через зубы, потому что больно было. В 20 лет, по-моему, 21, вот её постригли в монашество. Кроме молитвы, кроме веры в Бога у неё нет ничего, не было ничего. К ней в день приходило по сотне людей за утешением. Приходили люди, у которых, по сравнению с ней, есть всё. О чём, скажем так, может мечтать человек. И она, у которой, повторюсь, кроме веры в Бога и молитвы ничего не было, это поразительно. Почему я такой пример привожу? Вы знаете, вот эти люди, они меня тоже утешают. Они мне помогают не сдаваться, когда может быть какие-то помыслы опять же начинают там нагнетаться в голове, там что-то там где-то не получается. Они такие всегда весёлые, такие лёгкие на подъём. Ну это поразительно. Это реально вот богатыри духа, которые живут и радуются, несмотря ни на что. Это прекрасные люди. Я очень благодарен Богу и владыке за его благословение вот сотрудничать с людьми, потому что лично моей внутренней духовной жизни это очень помогло.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное, отец Георгий, я действительно, понимаю, о чём вы говорите. Спасибо вам большое. Люди, казалось бы, внешне лишённые каких-то физических возможностей, оказываются иногда более опытными, более духовными, более счастливыми, чем мы, люди, у которых эти возможности, милости Божьи есть. Спасибо вам большое.
Кира Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА и у нас в гостях Протоиерей Георгий Власенко, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в посёлке Северный, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии. Ну и, соответственно, храм в посёлке Северный тоже находится в Белгородской епархии. Меня зовут Кира Лаврентьева. Отец Георгий, сейчас вы взаимодействуете со слепоглухонемыми. Ну, соответственно, с незрячими. Скажите, пожалуйста, вот какие-то проекты, какие-то мероприятия совместные у церкви с ними проводятся?
Протоиерей Георгий Власенко
— Конечно, безусловно. То, о чём я уже сказал. Во-первых, это участие в богослужениях, тифлокомментирование, конечно же, это постоянные встречи, где мы вот просто помогаем людям изучать православную веру. Это даёт, слава Тебе, Господи, отклик даже в том, что некоторые из этих людей стали впервые исповедоваться, причащаться и потихонечку стали Богу молиться. Это, конечно же, паломнические поездки. Ну, опять же, видите, в зависимости от тех обстоятельств, в которых наш сейчас регион оказался, многое мы будем, конечно, делать, ещё больше будем делать, но сейчас, ну, например, те же паломнические поездки, не везде всюду съездишь. Вот, к примеру, есть замечательный Борисовский монастырь у нас Тихвинской иконы Божией Матери, не так далеко от Белгорода, но ездить туда, к примеру, ещё просто опасно и вести людей тоже. Хотя прекрасный монастырь, прекрасная, замечательная матушка игуменья Иова, которую я очень люблю, уважаю, поэтому будем, конечно, с ними работать. И самое главное то, о чём, знаете, вот наш владыка постоянно говорит, говорить людям о Христе, приводить людей ко Христу, потому что все наши мероприятия, ну, основа этого, приводить людей к Спасителю. Помочь им познакомиться со Христом. Знаете, ну, скажу так лично, чтоб вот у них потом начались какие-то свои личные отношения с Богом. Вот это очень важно для священнослужителя. Я, конечно, могу здесь приводить очень много примеров как это бывает, но как важно батюшке вот подвести человека к Богу, а дальше уже не лезть, потому что дальше это уже тайна общения именно Бога и его чада. Вот такого, да.
Кира Лаврентьева
— Да, отец Георгий, но, вы знаете, вот вы сейчас говорите, и я, конечно, слышу в этом такой опыт культурного взаимодействия с другим человеком, деликатного взаимодействия с другим человеком. Вот вы, когда рассказывали о себе, как о подростке, я удивилась, удивилась насколько вы остро и живо помните тот опыт себя мальчика тринадцати лет. И сразу вспоминаю ваше интервью, когда вас спрашивали очень много о детях, а как с ними быть, а вот как с гаджетами быть, а вот как их воспитывать, а если они отходят от церкви, что же делать? И вы тогда очень неравнодушно отвечали на эти вопросы. Это интервью мне очень понравилось, и оно в интернете есть. И, конечно, чувствуется и чувствуется вот это уважение к другому человеку, даже к ребёнку, ну пусть ему двенадцать, но уже уважение к его личности, к его пространству, к его выбору. Ну, конечно, мягкое направление, пока ещё можно, но всё же уважение. То же самое уважение слышу сейчас и, конечно, по отношению к прихожанам. Отче, ну ведь это откуда берётся вот эта внутренняя культура? Её можно нарастить, её можно выровнять? Почему спрашиваю? Потому что мне кажется, что коммуникации, культура коммуникации в церкви у нас, она, конечно, требует некой доработки между верующими людьми между людьми, которые только встречают других на пороге церкви. Не платочек надеть там и юбку, понятное дело, что у нас уже это уходит. И понятное дело, что мы потихонечку это всё-таки как-то вот уже вытеснили на сотую роль по сравнению с более главными какими-то вещами. Да. Но всё же, всё же, отче, я вижу, что у вас есть это деликатное отношение к людям. И вот мне, конечно, очень хочется, чтобы вы как-то сказали нам как, как нам быть? Как не ранить другого человека?
Протоиерей Георгий Власенко
— Да, некоторые женщины: «Батюшка, я боюсь в храм войти и зайти, я в брюках». Говорю: заходите, я тоже, не бойтесь. И после этого как-то по-другому уже совсем решается. Вы знаете, вы применили замечательный термин «культура». По сути, это культурный человек — это синоним слова «христианин». Мы просто забываем, что слово «культура» с латыни переводится как «возделывание». То есть культурный человек — это не просто человек, который там носитель каких-то традиций, веры и так далее, да. А это человек, который постоянно занимается возделыванием. И в первую очередь возделыванием себя. А когда мы начинаем возделыванием себя заниматься, что происходит? Давайте вспомним притчу о сеятеле. Человек сеял семена, которые упали на камни, на дорогу, на плодородную землю и в сорняки. Что это описано? Это описано состояние человеческого сердца, человеческой души. Человеческая душа может быть утрамбована, как дорога, там могут быть сорняки, там могут быть камни. И надо потрудиться, чтобы этого ничего не было. Почему такой пример? Если мы себя возделываем, то мы же понимаем, что нам бывает нелегко. И мы знаем, как это бывает нелегко, потому что приходится постоянно наступать на горло своему эго. Это всегда болезненно. Но мы почему-то забываем, что другому человеку может быть нелегко и больно. Вот почему святитель Лука Войно-Ясенецкий замечательные слова сказал. Может быть, я немного перефразирую их. «Помни, что у каждого человека внутри своя война. Будь очень осторожен и деликатен». Вот это христианам нужно помнить. И священнослужителям, и мирянам, хотя здесь градации нет, кто выше, кто ниже, мы все равны перед Господом. Просто кому-то больше дано, но в том смысле, что больше ответственности, а не какие-либо примеры другие. И, конечно, с детьми, воспитание детей, в отношении воспитания детей нельзя забывать, какой был сам. Через что ты сам проходил, через что, ты видишь, проходят дети, их родители. Тут знаете, бывают искушения очень серьёзные, опять же, то, о чём я уже говорил, ложь. Ложь в том числе детям. Как часто я вижу это не в осуждение, просто вот пример. Многие родители пытаются, ну, скажем так, научить своих детей хорошему, чтоб они были хорошие, замечательные и так далее. И всё это под эгидой «я тебя люблю, я хочу для тебя хорошего». А когда покопаешься, видишь, что там кроме родительской гордыни ничего на самом-то деле нет. Что интересно, дети это очень хорошо чувствуют, просто чувствуют. Простой пример. Один мальчик плачет (из моей жизни). Подхожу: что случилось? «Батюшка, я боюсь домой идти». «Что случилось?» «Меня папа бить будет за то, что я получил четвёрку по математике, потому что папа требует только чтобы были пятёрки». Поговорили с папой, папа говорит, что он хочет для своего сына только хорошего, чтоб он везде во всём был отличник. К сожалению, не видит, что на самом деле добивается совершенно другого. Да, да. И вот здесь нельзя детей по своему лекалу строить, заставлять жить и так далее и тому подобное. Помочь им вот веру обрести, да, но веру не мою, не мои взгляды. Я своих дочерей никогда не заставлял ходить в храм, учить молитвы там и так далее и тому подобное. Сейчас они уже взрослые, одна из, слава Богу, уже я дедушка, и у меня уже внук есть, уже семья есть. И я уже их совершенно никак не контролирую, тем более что они уже по матушке России, так сказать, разлетелись, девочки.
Кира Лаврентьева
— А сколько их, батюшка?
Протоиерей Георгий Власенко
— Двадцать четыре, двадцать семь.
Кира Лаврентьева
— Ага, двое.
Протоиерей Георгий Власенко
— Да, да, да, у меня такое женское царство такое в семье. Я абсолютно рад, слава Тебе, Господи. Мне очень хорошо. Был момент, конечно, когда девочки были маленькие, у них спросил, говорю: братика хотите? Они так переглянулись, говорят: «Пап, купи лучше котёночка». Ну вот, котёнок до сих пор с нами, девочки разлетелись. Но к чему я говорю, простите. Надо помочь им самим собой стать и свой путь к Богу найти. Вы знаете, вот это вот беда. И тут мы начинаем влиять по-разному на людей. Ну самый яркий пример, известная фраза, человек вот сказано в отношении людей, родителей: твои грехи падают на твоих детей. Ну я вот так вольно пересказал. Очень многие люди говорят, это неправильно, это несправедливо. Ну, вы знаете, у нас есть прослойка людей, которые чувствуют себя даже справедливее Бога, к сожалению. А ведь в каком смысле эти слова сказаны? Вот это родителям надо помнить, если мы реально хотим воспитать своих детей. Учитывая, что корень слова «воспитание» — это «питание». То есть чем мы питаем своих детей своим примером. А когда родители совершают тот или иной грех, хочется же быть хорошей мамой, хорошим папой, они начинают свои грехи оправдывать. Чтобы много не говорить, яркий пример. Ко мне подошёл один мальчик, говорит: «Батюшка, а почему у меня мама с папой курят, матерятся, а мне запрещают?» Попробуйте этого ребёнка воспитать. Ни у одного педагога, я думаю, не получится, если родители делают на его глазах совершенно другое, постоянно это оправдывая. Поэтому, да, нужно быть деликатным, нужно быть культурным, возделывать себя, помнить, как это бывает тебе нелегко, ну и, соответственно, снисходить к другим людям в их немощах. Тут очень много, конечно, можно говорить о воспитании, но самое главное быть с детьми честными. Они это очень чувствуют, они это понимают.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное, дорогой отец Георгий. Приезжайте к нам, пожалуйста, ещё.
Протоиерей Георгий Власенко
— Приглашайте, приедем. Да, с удовольствием.
Кира Лаврентьева
— Дорогие слушатели, в гостях у «Светлого вечера» сегодня был Протоиерей Георгий Власенко, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в посёлке Северный Белгородской епархии, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии. Мы от всей души вас благодарим, отче. Спасибо огромное. Дорогие друзья, всего вам доброго и до свидания.
— Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито
- «Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова
- «О Боге в мировом кино: фильм «Причастие». Августина До-Егито
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 136. Богослужебные чтения

Среди множества псалмов есть один, который занимает исключительное место в православном богослужении, — и его пение происходит только в преддверии Великого поста, в центре храма, с приглушённым освещением. Речь идёт о 136-м псалме, «на реках Вавилонских». Давайте его послушаем.
Псалом 136.
[Давида.]
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сио́нских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
Прозвучавший сейчас псалом пронзителен в искренности своего плача. Он ставит очень глубокий, я бы даже сказал, философский вопрос о внутреннем достоинстве человека и народа. Главный нерв псалма, который и задаёт его болезненность, — ситуация, когда захватчики пытаются вынудить пленённых евреев петь священные для них песни в качестве развлечения, и тем самым обесценить, обессмыслить их. Да, мы сегодня бы сказали: еврейский народ оказался в тяжелейшей психологической травме. Обстоятельства вокруг в один голос кричат: ваш Бог вас предал, оставил, бросил, не пришёл к вам на помощь! Так доведите своё дело до конца — профанируйте, обесценьте ваши внутренние святыни — сакральные песни — чтобы никогда больше ни вы, ни ваши дети не могли снова вернуться к предавшей вас вере! Представляете, какой огромный соблазн для народа, перед глазами которого — очевидная неизбежность жить до конца дней на чужбине?
И что же говорит народ — устами псалмопевца? Он решительно отказывается расчёсывать свои чувства саможалением! Повешенные на вербах музыкальные инструменты — своего рода «тихий бунт», добровольный пост на какие бы то ни было удовольствия и развлечения — даже когда весь народ глубоко подавлен произошедшим. Горькая чаша в руках, и она должна быть выпита до дна. Без всякого подслащивания!
Перед нами — прекрасная картина того, что такое настоящая вера и когда она действительно актуализируется. Только в ситуации, когда человек не получает вообще никаких «бонусов», «плюсиков» и «приятностей» от Бога, но оказывается на грани истощения своих сил — и при этом всё равно сохраняет верность Богу, не отворачивается от Него, не обижается на Него — хотя для этого уже есть тысяча причин — но, напротив, встаёт крепко, вплоть до самой смерти, на сохранение чистоты памяти о поруганных и уничтоженных святынях — такая вера пронзает своей силой небеса и в этой искренности уже начинает брезжить рассвет надежды!
Псалом 136. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 136. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда можно встретить верующих, которые очень печалятся от того, что не имеют никакого свидетельства от Бога о возможности для них спастись. Однако они печалятся напрасно, ведь именно о таком свидетельстве говорит апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав своего послания к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Религий и религиозных течений в мире очень много и каждое по-своему объясняет, как и почему возник мир. При этом исторически христианство было первой и единственной религией, утверждавшей, что Бог сотворил мир по любви. Общеизвестно, что для атеизма человек вообще случаен, тут ни о какой надежде на то, что ты нужен миру и речи нет. Но и в контексте многих других религий от людей ожидались лишь жертвы, поклонение и почитание. В христианстве же человек оказывается невероятно ценен и важен для Бога.
Зачастую люди вырастают в семьях и как будто бы по умолчанию уверены, что остальные члены семьи их любят, особенно родители, затем бабушки, дедушки, братья и сёстры, и другие родственники. Потом мы вырастаем и создаём семьи, так как неожиданно понимаем, что любим кого-то первоначально чужого, кого по закону родства не обязаны любить. Более того, этот человек тоже нас любит. Он нужен и дорог нам, а мы нужны и дороги ему. Но гарантирована ли эта любовь? Разве трагедия человеческих отношений, начиная с Адама и Евы, и тем более с Каина и Авеля, не свидетельствует о том, что наша любовь очень хрупка. А что говорить о людях, которые с детства по разным причинам оставлены родственниками. Каково это, когда ты не имеешь никого, кто любил бы тебя просто по факту твоего существования, кому ты был бы нужен просто так, как личность, а не как сотрудник или помощник?
И вот всем этим людям, и тем, кто ощущает себя искренне любимым, и тем, кто подозревает, что любим лишь условно, за заслуги и даже тем, кто вообще не знает, нужен ли он кому-нибудь в этом мире, во Христе открывается простая, но великая по своему значению истина, которая является основанием нашей надежды: Богу ты очень нужен, ты важен для Него и безусловно любим Им.
Однако, учитывая, что люди свободные существа, на одной любви Божией построить идею спасения действительно никак невозможно. Бог, конечно, Творец и Вседержитель, но сотворив человека свободным, Он может нас спасти, только если мы дадим Ему на это добро, если согласимся принять от Него спасение.
Но где же встретить Бога? Какие для этого избрать пути? Ответ, который даёт сегодня апостол Павел, очень прост: надо, во-первых, поверить во Христа, как в Того, Кто открыл нам Бога, как любящего Отца, и, во-вторых, постараться сознательно и свободно этой Божьей любви соответствовать, быть милосердным, сострадательным, не ссориться, не тщеславиться... Но со смиренномудрием заботиться не только о себе, но и о других. Кажется, это очень простые вещи, но не стоит ими пренебрегать... Ведь тому, кто хочет, чтобы Божия любовь наполнила его жизнь, нужно со своей стороны прилагать все силы к совершению дел любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер