У нас в гостях были организаторы музыкального фестиваля "Троица. Всё живое" настоятель Троицкого храма в городе Электроугли протоиерей Александр Лыков, протоиерей Андрей Винник и журналист Екатерина Аркалова.
Мы говорили о музыкальном фестивале "Троица. Всё живое", который ежегодно проходит в подмосковном городе Электроугли в день Святой Троицы. Этот фестиваль организуется силами прихожан Троицкого храма и привлекает большое количество зрителей, потому что в нем принимают участие известные и популярные музыкальные коллективы.
А. Пичугин
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Дорогие слушатели, здравствуйте! Меня зовут Алексей Пичугин. Сегодня у нас программа музыкальная — как вы любите, как я люблю, как мы все любим, я надеюсь. И говорить мы будем о замечательном фестивале, который уже не первый год проходит в Подмосковье, в городе Электроугли. Проходит он всегда на Троицу, называется он «Троица. Всё живое». Сегодня в нашей студии организаторы этого фестиваля, клирики Троицкого Храма города Электроугли — настоятель протоиерей Александр Лыков. Здравствуйте, отец Александр!
А. Лыков
— Добрый вечер!
А. Пичугин
— …Клирик этого храма протоиерей Андрей Винник. Отец Андрей, приветствую Вас!
А. Винник
— Здравствуйте! Христос Воскресе!
А. Пичугин
— Воистину Воскресе!
А. Лыков
— Воистину Воскресе!
А. Пичугин
— И один из организаторов фестиваля — Екатерина Аркалова. Катя, добрый вечер!
Е. Аркалова
— Добрый вечер!
А. Пичугин
— Катя у нас уже не в первый раз. Собственно, отец Андрей тоже был в прошлом году, когда мы говорили о фестивале. Вот отец Александр впервые. Рады Вас здесь у нас приветствовать. Давайте для начала разберемся, что же такое фестиваль «Троица. Всё живое». Тут, наверное, как-то можно понять по названию: Троица — праздник Троицы, всё живое — это, наверное, как-то к музыке относится. Но я думаю, что многие из наших слушателей все-таки не совсем в курсе, потому что мероприятие не коммерческое, но каждый год туда собираются совершенно удивительные и знаменитые на всю страну и за ее пределами музыканты, чтобы все вместе отметить вот это вот замечательное событие. Как это все началось и почему это все вот так проводится — как праздник Троица? Кто начнет?
А. Лыков
— Ну, давайте, если позволите, я начну.
А. Пичугин
— Давайте, отец Александр, давайте!
А. Лыков
— Потому что по музыке я, наверное, меньше всех здесь присутствующих могу что-либо сказать. Поэтому дайте возможность, хотя бы немножко эфира. (Смеется.)
А. Пичугин
— Да, давайте.
А. Лыков
— Ну, если я буду что-то говорить не так, пусть отец Андрей покашливает, а Екатерина может меня немножко, значит, под столом ногой поправлять! (Смеется.) Вот. Ну, я скажу свое видение, оно может отличаться от видения собратьев моих. Все началось с лужайки. То есть была идея. Мы собирались после службы вечерами и подумали сделать, пригласить просто хороших людей, музыкантов на лужайку. У нас есть замечательное загородное место — это деревня… Как — Марьино?
Е. Аркалова
— Марьино.
А. Лыков
— Там небольшой прудик, поле. И решили просто никому не известное сделать вот такое событие. Собраться с друзьями и попеть, поиграть музыку, пообщаться, побеседовать. И мы этой идеей поделились с Сергеем Николаевичем Старостиным.
А. Пичугин
— А когда это было?
А. Лыков
— Это было лет пять назад, наверное.
А. Винник
— Больше гораздо.
А. Лыков
— Да, больше гораздо. То есть идея эта вынашивалась очень давно. Наверное, больше… Время летит стремительно.
А. Винник
— 2008 год — у нас был первый концерт, в общем.
А. Пичугин
— 2008-й? 2016-й у нас на дворе — восемь лет!
А. Лыков
— Восемь лет. И ни о каком фестивали, конечно, тогда и не было речи. Вот отец Андрей со свойственным ему оптимизмом и взглядом таким решительным на жизнь — он говорит: «Давайте сделаем фестиваль. Вот там, на лужайке на этой». Но мы сразу столкнулись с большими проблемами, потому что надо тянуть электричество там, надо как-то что-то туда подводить, потому что это глухое место — там ни проводов, ничего нет. И мы от этой идеи отказались. И вот как раз возникла такая идея — сделать это совместно с городом и сделать это на площадках, которые, во всяком случае, близки к цивилизации. Вот это место нашлось — это замечательная древняя аллея, липовая аллея за Домом Культуры.
А. Пичугин
— Это все город Электроугли?
А. Лыков
— Это город Электроугли, да. И вот там решили собраться. А вот каков был первый состав, и кто был такой движущей силой всего — может, отец Андрей скажет.
А. Пичугин
— Да, отец Андрей, давайте сейчас как раз об этом. Я просто… Вот Электроугли, если посмотреть на карту Подмосковья, — кажется, что это не очень близко от Москвы. Но по Носовихинскому шоссе или на электричке по ерофеевскому маршруту знаменитому, то все это оказывается там — ну, буквально, на электричке, наверное, полчаса от Москвы, да? А на машине, если пробок нет, по Носовихе (что, кстати, к сожалению, редко бывает) — то и вовсе минут двадцать пять.
А. Лыков
— Да, у нас станция рядом – 33-й километр. Между 33-м и 43-м километром вот, по серединке.
А. Винник
— Восемнадцать километров от Кольца.
А. Пичугин
— Сколько?
А. Винник
— Восемнадцать километров от границы Москвы.
А. Пичугин
— Вообще рукой подать. Так, и первый состав, кстати, отец Андрей, какой был?
А. Винник
— Первый состав фестиваля, или первый состав концерта?
А. Пичугин
— Концерта, фестиваля — ну вот вы пришли к идее, что нужно создавать фестиваль.
А. Лыков
— Фестиваль, да.
А. Винник
— На самом деле отец Александр все неправильно рассказал.
А. Пичугин
— Так.
А. Винник
— Ни к какой идее он никогда не приходил.
А. Пичугин
— А Вы не покашливали.
А. Винник
— А я не покашливал, потому что наслаждался его трелью. (Смеется.)
А. Лыков
— Все правильно, правильно!
А. Винник
— На самом деле все произошло не как-то сознательно. Мы не ставили никаких целей, мы не думали: «Давайте-ка мы сделаем вот так, чтобы вот этот фестиваль — он имел влияние какое-то или еще что-то такое». Все получалось само собой, а мы, просто поняв неотвратимость происходящего, к этому подключились и стали этому подыгрывать и помогать. Изначально были концерты в Электроуглях, изначально были какие-то маленькие фестивали для молодежи. Потом были предложения музыкантов, приезжающих к нам. Потом мы были вынуждены откликнуться на эти предложения. А потом получился этот фестиваль. Не так, чтобы мы вот сели и придумали: «Давайте придумаем какой-нибудь метод воздействия, метод влияния, метод, не знаю, развлечения». Мы шли по течению, в общем-то.
А. Пичугин
— И оно вас принесло.
А. Винник
— И оно нас принесло.
А. Лыков
— Он как-то вырос сам.
А. Винник
— Да-да, само. То есть не старались сделать фестиваль, не было цели — давайте сделаем вот что-то более грандиозное, чем то, что у нас есть.
А. Пичугин
— А концерты у вас в рамках приходской жизни проходили, да?
А. Винник
— Да-да.
А. Пичугин
— Но приезжали-то к вам известные люди: Леонид Федоров из «Аукцыона», а то и весь «Аукцыон», еще там разные другие известные люди.
А. Винник
— «Аукцыон», к сожалению, пока не приезжал.
А. Пичугин
— Подождите, как? А!...
Е. Аркалова
— Федоров и Волков были у нас.
А. Пичугин
— Ага.
Е. Аркалова
— Вот как раз-таки. Сколько? Ну, на протяжении пары-тройки лет у нас продолжалась вот эта история с концертами. И, собственно, да — я просто помню даже, наверное, канун «Троицы» первой, когда мы собирались по весне вечерами в храмовом доме. И это были, в общем-то, обычные беседы и встречи, в рамках которых мы просто в беседе решали, как же все у нас будет происходить, кого мы позовем. Народ, в общем-то, приносил какие-то диски, флешки. Все слушали коллективно — и вот решали. Таким образом происходил отбор.
А. Пичугин
— Просто я не очень представляю, как это прошло. Я впервые побывал в прошлом году. Я уже побывал на сложившемся, большом, профессионально организованном фестивале, где летали вертолеты, с разных камер телеканалы снимали все это действо, было несколько сцен, были фудкорты, кафешки. Все было идеально организовано: площадка и охрана, — все-все-все на свете. Но ведь, наверное, не сразу все это появилось? Какие-то вот первые фестивали, которые уже фестивалями назывались, «Троица. Всё живое», они все-таки скромнее были, по-домашнему?
А. Винник
— Нет, нет. Это было еще более напыщенно, потому что по началу по поводу охраны правоохранительн
А. Лыков
—…С ОМОНом.
А. Винник
—… Обмундировании ОМОНа. С щитами, в касках. Мы их кормили и плакали в душе. (Смеется.)
Е. Аркалова
— Нет, но это что касается охраны — да. Первые два года было серьезно. А вот что касается фудкортов, ярмарки и прочих развлечений, включая пони и воздушные шары, — это всё, фестиваль уже оброс ими как раз, я думаю, третья «Троица», наверное, уже так блеснула. Поскольку все хотят попасть на более-менее сложившийся какой-то фестиваль, увидеть и поработать на большое количество публики, соответственно, — но в этом году, я думаю, будет не меньше, а то и больше. Неизвестно, будет ли летать вертолет, но посмотрим. Надеемся, что будет.
А. Пичугин
— Ну, что, давайте… У нас так время приближается к тому, чтобы слушать музыку. Я напомню, что раз мы говорим о фестивале, то и слушать мы будем в этот раз, как и в том году, музыкантов, которые будут выступать нынче. У вас же, кстати, очень интересная особенность: у вас каждый год абсолютно разные участники, и два года подряд один и тот же музыкант выступить не может.
Е. Аркалова
— Это правда, да.
А. Пичугин
— Вот. Поэтому что мы будем слушать в первую очередь? У нас сегодня несколько песен. Вот сейчас какая?
Е. Аркалова
— Давайте сейчас послушаем Theodor Bastard.
А. Пичугин
— В двух словах: кто эти люди?
Е. Аркалова
— Это огромная группа. Играют они такой дарк-фолк, фьюжн, пост-рок. В общем, это целая такая полифония стилей. Очень интересно наблюдать за их выступлениями, поскольку мало того, что там каждый играет на каком-то интересном инструменте — у них там и диджериду, и там-там, и какие-то непонятные скрипки и виолончели.
А. Пичугин
— Саз, гусли — я читаю в Википедии страничку, — струнные инструменты ближневосточные, в принципе, азиатские.
Е. Аркалова
— Угу. Варганы — в общем, там много всего. Поет Аня Вева, солистка. Собственно, она знает несколько языков, и есть какие-то даже уже давно исчезнувшие. И у них есть на этих языках альбомы. В общем, дико интересные ребята. Мы послушаем песню «Буду жить». Она вполне себе на русском. Вот. И у нее очень интересное такое, глубокое звучание. Вот, в общем-то, они будут у нас одними из хедлайнеров. Предлагаю послушать их.
(Звучит песня группы Theodor Bastard «Буду жить».)
А. Пичугин
— Мы продолжаем наш «Светлый вечер», где сегодня в рамках нашей программы беседуем с организаторами фетсиваля «Троица. Всё живое». Напомню слушателям, что здесь, в этой студии протоиерей Александр Лыков, настоятель Троицкого храма города Электроугли, клирик этого храма протоиерей Андрей Винник и Екатерина Аркалова — также один из организаторов этого замечательного музыкального фестиваля, который на Троицу проходит каждый год уже несколько лет в городе Электроугли. Вот сейчас мы слушали группу Theodor Bastard. О ней очень много хороших отзывов. В том числе, если даже вы откроете страничку в Википедии — сразу тут и «Афиша», и «Time Out», и «Rolling Stone», и «Коммерсантъ Weekend», и zvuki.ru. Все прямо с таким восторгом пишут об этом коллективе, а вживую совершенно бесплатно, если вы приедете на фестиваль «Троица. Всё живое», который 19-го числа на праздник Троицы пройдет в городе Электроугли. А сколько занимает подготовка к одному фестивалю? Ведь я так понимаю, что организаторов, кончено же, хватает, но не хватает.
Е. Аркалова
— Ну, на самом деле подготовка начинается сразу после того, как проходит фестиваль, если быть откровенными.
А. Пичугин
— Ага.
Е. Аркалова
— Потому что по итогам ошибок и каких-то там… Всегда бывают какие-то моменты, которые стоит исправлять. Вот. Но, естественно, до Нового Года наша организация просто сводится к обсуждениям и беседам, а потом потихонечку мы начинаем шевелиться. И, в общем-то за шесть-пять месяцев мы готовим фестиваль.
А. Пичугин
— А кто предлагает музыкантов? Как вы с ними связываетесь? Это же тоже… Просто человеку, который никогда у вас не был и с трудом представляет, как это выглядит, может показаться: ну, небольшой такой не сельский храм, храм в небольшом городе — Электроуглях. Вдруг он делает какие-то не характерные вещи. Обычно там батюшки с кадилами ходят и говорят, что рок-музыка — это плохо, если пластинку Led Zeppelin прокрутить в обратную сторону, то известно, что получится. А тут вот настолько все свободно. Вот поэтому — как вы вообще находите людей, которые соглашаются с вами сотрудничать?
Е. Аркалова
— А как-то у нас… Вы имеете в виду организаторов, да?
А. Пичугин
— Организаторов, конечно.
Е. Аркалова
— А их не надо находить, они сами появляются.
А. Пичугин
— Это всё ваши прихожане? Или кто эти люди?
Е. Аркалова
— Ну да, да. Получается, что да. Община
А. Лыков
— Я тут немножко… Простите, что перебью!
А. Пичугин
— Отец Александр, да!
А. Лыков
— Значит, ну что я хочу сказать? Ну, мне не очень нравится это «сарафанное радио». Потому что это не только «сарафанное», и мужчины тоже говорят. Не только женщины говорят, и мужчины говорят. Но я думаю, что одним из таких вот — ну, это даже не секрет никакой. Но того, почему приезжают люди с удовольствием, — я думаю, что это такой, как вам сказать, очень доброе, гостеприимное отношение на приходе к людям вообще. Потому что бывало так, что… Ну, вот я когда… Так получилось, что не знал даже, что приехали музыканты. И приехали люди какие-то. Но я так понял, что это гости какие-то — ну и как-то их встречали, что вот просто, ну, приехали люди, они в незнакомой атмосфере, обстановке, и для нас очень важно человека приветить, накормить, напоить, чтобы он как-то себя почувствовал, ну, в хорошей дружеской атмосфере. И в силу того, что часто приезжали люди совершенно не церковные. К Церкви, я могу сказать… Ну, как, например, Инна Желанная — у нее отношение к Церкви достаточно неоднозначное было.
А. Пичугин
— Сложное!
А. Лыков
— Да, но тогда, когда мы общались как-то, вот это напряжение, которое, возможно, было — оно снимается. И снимается оно, только благодаря — еще раз скажу, секрета тут никакого нет. Просто доброе отношение, внимательное отношение к человеку. И человек чувствует, что он интересен. Так же, как и я попадаю в какое-то там… Вот я пришел на радио к вам — вот мне очень легко здесь находиться. А секрет простой: потому что первым делом стали говорить не о сетке, там, не о программе, не о том, что нам нужно будет говорить, — а предложили нам кофе, чай, вот что-то с дороги. И это прекрасно. И, собственно, это располагает к общению. И поэтому страх какой-то, понимаете, [пропадает], какая-то пропадает нерешительность. И люди в силу того, что… Так же, как мир церковный — он с одной стороны громадный, а с другой стороны очень узкий. В том плане, что…
А. Пичугин
— На каком-то уровне он смыкается до отдельных общин.
А. Лыков
— Да, в плане тесноты. Потому что встречаешь там совершенно где-то людей знакомых. И музыкальный мир тоже — он представляет собой, конечно, достаточно пестрый мир. Но тем не менее музыканты — они друг с другом знакомы. И вот группа приехала, например, к нам на фестиваль — они, там, пяти-шести человекам сказали, что «Мы были там-то, нас так-то приняли». И, как вот Катюша сказала, что люди сами звонят и предлагают: «Можно мы к вам приедем?» Вот. И даже мы в такой неловкой оказываемся ситуации — принять всех невозможно. Потому что очень жесткий — как называется это — этот график, да, если правильно сказать?
Е. Аркалова
— Да, лайн-ап ограничен, всё-таки.
А. Лыков
— Вот, Катюша отвечала за все это. И надо сказать, что только такой человек, как Катя, с характером, может этим заниматься. (Смеется.) И поэтому, конечно, всех принять не всегда возможно. Вот. Но люди приезжают с удовольствием. Те, кто не могут выступить, приезжают просто побыть, пообщаться друг с другом. Вот так вот. Я даю время эфира отцу Андрею.
А. Пичугин
— Просто я хотел еще одну маленькую картинку, зарисовочку такую привести. В том году на фестивале был мой очень хороший друг. Он, в общем, и к Церкви, и к музыке сейчас отношения особого не имеет. Он просто живет недалеко. Но он довольно известный такой радийщик, скажем. А так как он живет в Ногинске, а фестиваль в Электроуглях, совсем рядом, да? Он тоже приехал посмотреть. Ему все очень понравилось, и он за кулисами встретился с Евгением Фёдоровым (ex-Tequilajazzz
Е. Аркалова
— Zorge.
А. Пичугин
— Да, Zorge. А Олег, мой друг, — он был звукорежиссером у Tequilajazzz штатным в Питере некоторое время в самом начале 1990-х. Вот. И они встретились у вас на фестивале за кулисами. Вспомнили, как это было, там, двадцать с лишним лет назад уже. Вот. И интересно, что вообще наверняка у каждого есть какой-то бэкграунд, который позволяет этим заниматься. Вот Вас, отец Александр, тоже, наверное, что-то когда-то еще во времена до священства как-то связывало с музыкантами, с музыкой? Нет?
А. Лыков
— Вот самое забавное, что я вот могу сказать, что из всех присутствующих — даже меня организатором-то назвать сложно, потому что я в основном отвечаю за такую… У меня должность такая, кастеллянтская. (Смеется.) То есть я встречаю, там, помогаю с размещением. То есть больше отвечаю за такую душевную атмосферу. Потому что из всех групп, которые Вы перечислили, если Вы не знакомы, то…
А. Пичугин
— Ну, я не все знаю, конечно.
А. Лыков
—…То я тем более. Поэтому из нас, наверное, самый сведущий человек — это отец Андрей. Вот он-то имеет как раз отношение. Вот. А у меня… Я в свое время учился в музыкальной школе, восемь лет закончил в городе Видном. Вот. Но к музыке не имею никакого отношения.
А. Пичугин
— И в рок-группах не играли никогда?
А. Лыков
— И не играл никогда в группе. И самое забавное — то, что я внутренне был противником вот этого всего, массового явления. Потому что на лужайке я еще как-то принял сердцем — идею с лужайкой. Но когда это все стало вырастать постепенно, как вот отец Андрей меня поправил совершенно справедливо, — когда это стало вырастать, стало приобретать такие масштабы, если не вселенские, понятно, но явно выходящие за рамки города, там, или деревни, то я ужаснулся и как-то внутренне очень сопротивлялся. И если бы я как-то был более.. Имел бы такой характер…
А. Пичугин
— Вы бы этого безобразия не допустили?
А. Лыков
— Ну, я бы… Это не то, что безобразие! Я с ужасом представил себе, что… Когда увидел, что… Одно дело — принять группу одну, их приветить, и как-то там их разместить, и напоить, и накормить. А когда нужно принять, сколько там? Ну пятьсот, шестьсот человек, им обеспечить и туалет, и питание, и чтобы они как-то друг с другом ладили. Надо как-то иметь дело с детьми, которые приходят в большом количестве. И вот тогда появилась у нас детская площадка, без которой тоже у нас ни один фестиваль не проходит. То есть мы… Я понял, что это такой масштаб! И я просто, как страус, предпочел засунуть голову в песок — пусть они там все делают! (Смеется.) Главное — не мешать.
А. Пичугин
— Теперь уже понравилось!
А. Лыков
— Нет, мне и тогда это понравилось, но меня это ужаснуло! Я трусоват так вот. (Смеется.) А вот отец Андрей — он наоборот. Ему свойственно такое. Ну, у него тоже есть такая черта — я тут скажу в эфире об этом, — что отец Андрей дает идею, он какое-то время над ней, значит, как курочка, сидит, яичко высиживает. А потом говорит: «Ну вот, ребята, я вот вам идею дал, начало положил — а теперь, в общем, занимайтесь!» Вот. И нам ничего не остается делать, как… То есть от рутинной работы отец Андрей так отходит в стороночку, со стороны наблюдает. А вот это все, кончено, ложится на хрупкие плечи Екатерины, там, и иже с ней находящихся, кто организует вот это все: площадки, там…
А. Пичугин
—…Павла Фахртдинова. Кстати говоря, известный очень человек, в том году приходил рассказывать про фестиваль. Мы сейчас продолжим. Во второй части программы поговорим уже о фестивале, о том, что ждет на Троицу нас всех в этом году. А пока будем продолжать знакомиться с музыкантами — опять-таки, которые в нынешнем году. Повторюсь, что два раза, два года подряд музыканты не выступают на фестивале «Троица. Всё живое». Я так понимаю, что через год там могут повториться, а вот подряд — нет. И сейчас, как я понимаю, мы будем слушать хедлайнеров этого года, группу 25/17, которая в последние пару лет стала очень модной у нас в стране. 25/17 — проект, который тоже выступит на «Троице.Всё живое» в этом году. А что за композиция?
Е. Аркалова
— А композицию будем слушать «Отец». Собственно, всем отцам посвящается. Больше ничего не могу сказать. Очень светлый, добрый и лиричный трек.
(Звучит песня группы 25/17 «Отец».)
А. Пичугин
— Еще раз здравствуйте, дорогие слушатели! Это программа «Светлый вечер». Здесь, на светлом радио приветствую вас я, Алексей Пичугин. И у нас в гостях — организаторы фестиваля «Троица. Всё живое», который 19 июня, в сам праздник Троицы, пройдет в городе Электроугли. Протоиерей Александр Лыков, протоиерей Андрей Винник (это служители этого храма) и Екатерина Аркалова — тоже один из организаторов фестиваля «Троица. Всё живое». Здесь мы говорим о музыке и о том, какой, ну, наверное, миссионерский эффект… Кстати говоря, да — тоже наблюдение про миссионерский эффект. Приезжал вот как раз тот самый друг, про которого я говорил в первой части программы, человек далекий от Церкви, но вот как-то он проникся, мне кажется, именно той идеей. Он никогда не слышал о том, что священники могут как-то организовывать рок-фестивали, там, слушать рок-музыку, участвовать во всем этом. Я думаю, что это даже вот для него был такой хороший терапевтический эффект с точки зрения его отношения, там, к Православию.
А. Винник
— Здесь видите — мы никогда изначально никаких миссионерских целей не ставили.
А. Пичугин
— А это самое правильное!
А. Винник
— Это так вот случилось — и…
А. Пичугин
—…И хорошо!
А. Винник
—…И хорошо!
А. Пичугин
— Это же самое правильное, когда нету каких-то высоких… Ну, мне так кажется, высоких целей — когда с хоругвями, там, транспарантами ты идёшь, говоришь: «Я православный фестиваль, у меня православная миссия!» (Смеется.)
А. Винник
— Когда ты что-то намечаешь вот так, заведомо, получается очень наигранно, часто искусственно.
А. Пичугин
— Конечно.
А. Лыков
— Люди это чувствуют, они не могут не чувствовать этого. Правда.
А. Пичугин
— Да-да.
А. Винник
— А здесь у меня подсознательно такая цель была все-таки одна, подсознательно. Не миссионерская. Отсутствие нормальных каких-то общественных праздников меня немножечко удручало. Потому что…
А. Пичугин
— В Электроуглях.
А. Винник
— Везде! Есть крайности: либо официозного чего-то такого, либо вот прямо разгуляй-разгуля
А. Пичугин
— А получилось?
А. Винник
— Да. Мне кажется, да. Мы гордимся больше всего не теми музыкантами, которые приезжают. Это не наша заслуга. Не какой-то там организацией — опять-таки, это все происходит само собой чаще всего, без нашего особого участия. А гордимся тем, что вот мы немножечко участвуем и помогаем атмосфере, вот, духу.
А. Пичугин
— А человек, который сидит и методично обзванивает в очередной раз, там, список из десяти, двадцати музыкантов, которых хотелось бы видеть в этом году, — он обзванивает, ему отказывают, потом не отказывают, потом никто трубку не берет. Он, наверное, сейчас с Вами не согласится, что без вашего участия это все происходит.
А. Винник
— Наверное. Но никто же не обзванивает такое количество музыкантов.
А. Пичугин
— А как? Разве не так?
А. Винник
— Обычно музыканты желающие предлагают сами себя. Есть три-четыре группы, которых мы хотим, которых мы предлагаем, и больше ничего нет.
А. Пичугин
— А как это происходит? Есть определенный такой friendly-список? Или это всё, ну, спонтанно происходит — люди знают про ваш фестиваль, приезжают, хотят выступить? Как?
А. Винник
— И так, и так. И то, и другое присутствует.
А. Пичугин
— Но у вас есть критерии отбора? Что вот музыкант — он должен то-то и то-то?
А. Винник
— Есть. Одно единственное правило — не блатняк, не попса.
А. Пичугин
— Угу.
А. Винник
— Этого и так достаточно. Не то, что мы этого гнушаемся. Не то, что мы выше этого стоим. Но просто этого слишком много я слышу и так.
А. Пичугин
— Каждому своё.
А. Винник
— Да. А всё остальное — мы стараемся выбрать из всех, предложивших себя, из тех, кого мы хотим, чтобы более-менее палитра была полна. То есть чтобы на каждом фестивале были этнические группы…
А. Пичугин
— Ну вот Theodor Bastard мы слушали.
А. Винник
—…Были рэперы, были рок-н-ролльщики, были инструментальщик
А. Пичугин
— Но все это и есть как раз.
А. Винник
— Да-да-да.
А. Пичугин
— Хотя бы вот по тому, что я видел в том году — всего этого, по-моему, было с избытком.
А. Винник
— И в этом году то же самое планируется.
А. Пичугин
— Да вот я вижу. И на самом деле вот этот список… Я как человек, плохо знакомый с современной музыкой, не знаю большую часть исполнителей, которые у вас выступят в этом году, но каждый раз, когда я показываю этот список кому-то из своих, там, друзей, которые больше знакомы с современной музыкой, они говорят: «Да ты что! Да неужели «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» будет? Ух ты! И «Магелланово облако»? Да ты что!»
Вот, Theodor Bastard мы уже послушали, 25/17 и так сейчас везде отовсюду слышно. Инна Желанная — ну кто не знает Инну Желанную, да? А кто не знает группу «Альянс»? Я, честно говоря, думал, что их не существует давным-давно, а они у вас выступать будут. Сейчас мы об этом поговорим. Единственное, что мы обещали нашим слушателям, — что отец Андрей расскажет, как он к этом всему пришёл. Что ведь тоже было какое-то прошлое, и Вы играли в группе когда-то.
А. Винник
— Я не знаю, стоит ли об этом рассказывать, но ладно, я расскажу.
А. Пичугин
— А это как хотите. Мы здесь никого насильно не заставляем. (Смеется.)
А. Винник
— Нет, но это панковское прошлое конца 80-х годов — я бы сейчас этим уже бы не гордился и не хвастался. Ну, один из этапов пути.
А. Пичугин
— Ну, а это же как раз не то, чем стоит…Там, скажем, о чем стоит переживать или, наоборот, гордиться. Это было и было. Это такая часть жизни. Наверное, важная для осознания каких-то вещей, впоследствии к которому Вы пришли.
А. Винник
— Ну да, по крайней мере, меня не пугают какие-то вот…
А. Пичугин
—…Эти разрисованные странные ребята.
А. Винник
— Странность, да. В музыке, в словах, в манере.
А. Пичугин
— Ну да. Вот. Ну давайте, правда, поговорим о том, кто в этом году будет. Катя, наверное, к Вам в первую очередь вопрос. Список — он есть на сайте www.3fest.ru. Любой человек может на него зайти – три w точка три фест точка ру. Тут несколько разделов. И вот я смотрю, что в отличие от прошлого года у вас все-таки разбито все на два дня. 18 июня, то есть накануне праздника Троицы, тоже есть несколько, четыре коллектива, которые выступят.
Е. Аркалова
— Да, это интересная история. Решили расшириться и устроить так называемый вечер на Троицу.
А. Пичугин
— Потому что, прошу прощения, я Вас еще перебью. В прошлом году мы говорили и Вы отдельно делали акцент на том, что вот вы не хотите на два дня разбивать. А вот что изменилось?
Е. Аркалова
— Изменилось… В принципе, он и не разбит на два дня, поскольку это будет вечер на Троицу, 18 июня, в ДК как раз, который находится рядом с нашей аллеей, где будет проходить фестиваль. Там один из организаторов нашего фестиваля тоже, Саша Руденко, и, собственно, участник фестиваля со своей группой «Тiтло» — вот он решил собрать таких музыкантов новой волны, такой русский андеграунд очень качественный, и в ДК сделать небольшой фестиваль-концер
А. Пичугин
— А где там палатки можно ставить? Это же такая городская поляна, в общем.
Е. Аркалова
— Ну, городская поляна, но с палатками — в парке, на лужайке.
А. Лыков
— Юрий Васильевич, глава города, выделил место специальное.
Е. Аркалова
— Он разрешает.
А. Пичугин
— А, вот.
А. Лыков
— То есть там будет палаточный лагерь. И можно будет остановиться на территории храма.
А. Пичугин
— Тут четыре группы, их можно перечислить: Diggadgy, группа «Просто дерево», Dvory и
Secrets of the Third Planet.
Е. Аркалова
— Да-да-да.
А. Лыков
— «Тiтло»?
Е. Аркалова
— «Тiтло» у нас, собственно, на Большой сцене фестиваля участвует.
А. Винник
— То, чего никто из здесь присутствующих не знает — я сейчас открою секрет. Будет еще одна часть — pre-party, прелюдия к фестивалю. Даже не одна, две части. Первая будет называться «Молодежная сцена». На территории храма у нас есть актовый зал, в котором будет играть тоже четыре группы совсем молоденьких ребят наших местных, окрестных.
А. Пичугин
— Из Электроуглей?
А. Винник
— Да. Там они разнообразные по формату — от хип-хопа до фюжна они, по-моему, играют. И плюс у нас будет проходить в субботу выставка интерактивной скульптуры на площадке фестиваля. Она будет два дня проходить, но начнется в субботу.
А. Лыков
— Вечером?
А. Винник
— Днем, да.
А. Пичугин
— А где?
А. Винник
— В ДК, в Доме Культуры.
А. Пичугин
— А, всё в ДК. Я…
А. Винник
— Это наш клуб главный городской — Дом Культуры. Про ДК мы вот говорим — ДК, ДК, но вот люди сторонние не знают — ну, Дом Культуры.
Е. Аркалова
— Да-да-да.
А. Винник
— Он сейчас называется «Центр культуры и искусства»…
А. Пичугин
— А вы знаете, с чем я столкнулся недавно?
А. Винник
— Но ДК по инерции называем.
А. Пичугин
— Ходил в одно такое интересное место. Называется ДК «Трёхгорка» — тоже такая площадка одна из московских, которая набирает популярность. Ну, казалось бы — Дворец Культуры Трёхгорной Мануфактуры, фабрики. Все знают — это на Пресне. Я иду, и из завода выходят работники. Я не знаю, куда идти, спрашиваю: «А где здесь ДК «Трёхгорка»?» «Чо?» Я говорю: «ДК «Трёхгорка»». «Что такое ДК?» А я спрашиваю у людей, которые в принципе по возрасту должны это знать. У которых юность прошла, можно сказать, в этих ДК. Но однако ж, почему-то вот, что такое ДК, никто мне толком объяснить не сумел. Я говорю: «Ну, Дворец Культуры». «А… Не знаю». Ну да ладно, это такая зарисовочка. У нас опять время музыки в нашей программе. Инна Желанная, я так понимаю, сейчас нам споет.
Е. Аркалова
— Да, нам споет Инна Желанная, которая у нас на фестивале уже бывала, и мы надеемся, что и в дальнейшем будет.
А. Винник
— Она бывает, по-моему, на каждом фестивале.
ЕА
— Она бывает как гость.
А. Винник
— Но пела она один раз на фестивальных концертах.
Е. Аркалова
— Один раз. Но как гость она приезжает каждый год. И она приезжала к нам и с концертом отдельно. Один раз она у нас была, по-моему. В таком здании кинотеатра у нас проходил концерт. Вот. В общем-то, удивительное явление на музыкальной сцене нашей и не только нашей уже. Потому что у нее состав музыкантов периодически обновляется и становится международным. Ну, в общем, давайте послушаем. Это старый трек. Называется «Дальше, дальше». Но мне он почему-то очень близок. Вот. И я надеюсь, что как раз он-таки и прозвучит на фестивале.
(Звучит песня Инны Желанной «Дальше, дальше».)
А. Пичугин
— Мы возвращаемся в студию Светлого радио, где в программе «Светлый вечер» сегодня говорим с организаторами фестиваля «Троица. Всё живое». Здесь организаторы: Екатерина Аркалова и священнослужител
А. Винник
— Все гораздо сложнее, чем кажется.
А. Пичугин
— Так.
А. Винник
— На самом деле когда вот это начало появляться, кристаллизовыват
А. Лыков
— И моя говорит: «Занимайся».
А. Винник
— Да. (Смеется.) Больше времени и сил потратить, не разбрасываться, не раскидываться. Но вот оно само собой, во-первых, происходит. Оно происходит на тот день, когда апостолы заговорили на таких разных языках, что стали понятны очень разным людям. И когда вот эти разные-разные направления, разные-разные группы вдруг со всех сторон говорят о том, что хорошо бы нам собраться и говорить на своих языках вот тем людям, которые придут на ваш престольный праздник…
А. Пичугин
— А в этот престольный праздник что важно?
А. Винник
— А самое главное, что в этот день сошёл Святой Дух на апостолов. Это день рождения Церкви. И это оправдание возможности говорить на разных языках — на языке рэпа, на языке джаза, на языке рок-н-ролла, на языке авангарда, — тем людям, которые на этот престольный праздник собираются.
А. Пичугин
— Да, и вот я еще раз повторю ту мысль, что очень важно: это не просто музыкальный фестиваль, а это престольный праздник Троицкого храма города Электроугли. Верно?
А. Лыков
— Верно, так, да.
А. Винник
— Да.
А. Пичугин
— Давайте о музыкантах, которые будут в этом году, еще, Катя.
Е. Аркалова
— Да-да.
А. Пичугин
— На кого стоит обратить внимание? Потому что я –то всех не перечислю. Но есть наверняка тут. Потому что я же говорю, что я не очень хорошо разбираюсь в современной музыке, которая вот… Но кому ни скажешь, все удивляются, что это чудеснейший состав и замечательные группы. Может, кто-то на кого-то персонально захочет приехать.
Е. Аркалова
— Вполне вероятно. Но разброс огромный. Собственно, это такая палитра целая у нас из явлений в русской и не только в русской музыке, кстати говоря. Будут такие очень популярные ребята Guru Groove Foundation. Те, кто не знает, что они играют, могут посмотреть небезызвестный телесериал на телеканале одном. Они пишут и саундтреки, и, в общем-то, вообще собирают огромные площадки. Это такая вот легкая музыка для тех, кто хочет отдохнуть. Можно вот так сказать. Но вот будут еще и «Тiтло» — я хочу сказать про них отдельно, потому что не только там их солист и идеолог Саша Руденко — один из организаторов фестиваля. Но у них вышел альбом вот буквально в этом году. Новый альбом, над которым они очень давно работали и огромные силы потратили. В общем, они играют такой пост-панк. Но это такой пост-панк a la russe, можно так сказать. Поскольку там тексты — такая прямая отсылка и к библейским каким-то сюжетам, и вообще к истории…
А. Лыков
—…К корням!
Е. Аркалова
— Да-да-да, к корням, что называется…
А. Пичугин
— Это то, о чем мы тут говорили.
А. Лыков
— Корневые вещи такие.
Е. Аркалова
— Да, там лоза прорастает. Вот. На них стоит идти, безусловно. Ну, 25/17 — мы уже сказали. Вот. Ну будут еще…
А. Винник
— Лозу нам надо позвать на pre-party! (Смеется.)
Е. Аркалова
— Лозу? Ну, я думала, что вот, лоза прорастает, было бы прекрасно. Причем он, мне кажется, так отрезвил бы, он бы добавил бы в концерт другое.
А. Пичугин
— А что ж вы его не позвали?
Е. Аркалова
— Я за. Я же предлагала. Но мне кажется, он уже.
А. Винник
— Руки не дошли.
А. Пичугин
— Вот сюда он уже приходил!
Е. Аркалова
— Мы опоздали! Я думаю, он нарасхват этим летом.
А. Винник
— Позовем обязательно на будущий год.
Е. Аркалова
— Может быть, и удостоит нас такой чести. Посмотрим, да. Будет еще Василий Уриевский — это такой товарищ из Саратова, прославившийся тоже в последнюю пару-тройку лет, юморной очень. В общем, что говорить? Рассказывать о группах бессмысленно. Мне кажется, надо просто ехать и слушать, потому как формат передачи не позволит переслушать всех участников. Поэтому я думаю…
А. Пичугин
— Вот все, например, очень реагируют хорошо на «Краснознамённую дивизию имени моей бабушки». Я-то думал, что за название? А оказывается, все их знают.
Е. Аркалова
— «Краснознамённая дивизия» — это такой духоподъёмный иди-поп. Их там десять человек.
А. Пичугин
— Теперь уже я познакомился!
Е. Аркалова
— Да, их там десять человек. Они пляшут, очень позитивные ребята. И, в общем, какой-то праздник просто. Взрослые дети такие.
А. Винник
— Вставлю по поводу критерия отбора. Вот не только к нам кто-то просится, не только мы кого-то зовем. У нас была как-то случайным образом два раза с концертами группа «Первое солнце».
А. Лыков
— Да.
А. Винник
— Это инструментальная группа. Они играют инструментальную музыку такую кинематографичес
А. Пичугин
— Они ваши земляки, да?
А. Винник
— Нет, они москвичи. Это Володя Голоухов, он неприкасаемый. Московская группа, конечно.
А. Пичугин
— Тут еще надо, конечно, напомнить, что ведущие фестиваля «Троица. Всё живое» — в том числе наша коллега, ведущая замечательная радио «Вера» и всем вам хорошо известная Тутта Ларсен, и знаменитый музыкальный журналист, критик Андрей Бухарин. Они и в этом году будут вести. Они каждый год там ведут у вас.
Е. Аркалова
— Да, ведут. Каждый год. В том году…
А. Винник
— В том году Тутта вела на последних днях беременности фестиваль.
А. Пичугин
— Да-да, теперь всё, замечательный у нее ребеночек еще один, и она будет вести.
Е. Аркалова
— Она будет вести, да. Они приедут всей семьей, я надеюсь, в общем-то. Ждём, и в этом году всё будет по традиции.
А. Пичугин
— Про модное нынче словечко «краудфандинг» — то есть сбор средств на что-то хорошее в Интернете. Люди, занимающиеся какими-то хорошими вещами, пытаются на эти хорошие вещи собрать денег хотя бы сколько-то. Вот у вас на сайте есть этот раздел. Цель проекта: 150 000 рублей. Собрана 61 950. То есть меньше, чем половина.
Е. Аркалова
— И осталось полторы недели.
А. Пичугин
— Осталось полторы недели.
Е. Аркалова
— Ну а что говорить? Хотя действительно фестиваль бесплатный и спонсоры есть, но все равно есть какие-то непредвиденные расходы, есть звук, есть разгрузка и так далее. И, конечно, на это нам нужны деньги. И мы делаем, мы собираем на «Планете» и просим, кстати говоря, слушателей: кто не в курсе — вы можете зайти на сайт, увидеть там прямую ссылку и пожертвовать столько, сколько не жалко, сколько считаете нужным. Поскольку это не только задел на нынешний фестиваль, но и на будущий, поскольку подготовка к нему начинается уже сразу после завершения фестиваля этого года.
А. Винник
— Да, и теоретически мы без этих денег могли бы выкарабкаться как-нибудь, вот все подогнать, но…
Е. Аркалова
— Но это просто облегчит.
А. Винник
— Да, но надо дать возможность людям поучаствовать, чтобы это было вот…
А. Пичугин
— Ну как общее дело!
А. Винник
— Да, конечно.
А. Пичугин
— Так что давайте еще раз напомним, что на «Планете», — сайт «Планета» есть, где можно внести свою лепту. Или вот баннер есть на сайте www.3fest.ru, где есть раздел «Краудфандинг». И тут можно ознакомиться, сколько собрано, сколько еще необходимо собрать.
Е. Аркалова
— Нажать кнопочку и пожертвовать.
А. Пичугин
— И пожертвовать. Да. У нас совсем немного времени остается. Хотелось бы напоследок узнать: а для чего вам вообще все это нужно? Ну, мы уже не раз говорили, с разных сторон подходя к этой теме, — почему проводите, как все это начиналось. Но вот прошло несколько лет — восемь лет уже, да, как вы начали этим заниматься. Нет разочарования? Это все не перешло в разряд таких каких-то автоматических вещей которые: «Ну вот, надо на Троицу сделать фестиваль»? Вы продолжаете этим так же гореть, как и тогда, в начале?
Смотрю я на отца Андрея. (Смеется.)
А. Винник
— Отвечаю. Я бы вообще горел уже чем-нибудь другим.
А. Лыков
— Вот так вот! Я предупреждал!
А. Винник
— Да-да-да! (Смеется.) Нет, тем же фестивалем, но по-другому бы горел.
А. Пичугин
— Угу.
А. Винник
— Когда я предлагал в этом году изменить кардинально формат, сделать его более евангельским или наоборот. Ну…
А. Пичугин
— Либо более, либо менее!
А. Винник
— Нет, ну, изменить формат совсем. Я предлагал, например, собрать половину музыкантов из уличных, электричных, подземно-переход
А. Пичугин
— Ну, я очень надеюсь, что вы от старого формата… Нет, я желаю Вам удачи с Вашей идеей, наверное. Ну как — наверное? Действительно такая высокая, хорошая идея. Но вот я как человек, которому очень понравился прошлый фестиваль, я очень хочу видеть его и в этом формате тоже.
А. Винник
— А я не могу одно и то же второй раз. Мне хочется все по-новому и по-другому сделать. И поэтому я сейчас помогаю людям, которые за это взялись, в это впряглись, но вот сам уже так гореть, как на первом фестивале, — к сожалению, не получается. Хотел бы переделать вообще все по-другому!
А. Пичугин
— Ладно. «Троице. Всё живое» — быть! 19 июня в городе Электроугли Троицкий храм города Электроугли отмечает свой престольный праздник. Отмечает его, как всегда, большим фестивалем, на котором выступят очень известные группы. Хедлайнеры — это 25/17, Инна Желанная, группа «Альянс». Вот, собственно говоря, «Альянс» наш сегодняшний эфир и закроет. Напомню только, что у нас в гостях были организаторы фестиваля: настоятель Троицкого храма города Электроугли протоиерей Александр Лыков.
А. Лыков
— Всего доброго! Христос Воскресе!
А. Пичугин
— Воистину Воскресе! Протоиерей Андрей Винник.
А. Винник
— Друзья мои, напоследок я все-таки вас всех приглашаю. Приходите, пожалуйста. Старинная русская традиция дореволюционная — все собирались на престольный праздник туда, куда могли добраться, и там устраивались гуляния. Вот мы, в общем-то, это гуляние и устраиваем после престольного праздника.
А. Пичугин
— Екатерина Аркалова.
Е. Аркалова
— Всем до встречи, всех жду. Увидимся!
А. Пичугин
— Спасибо! До встречи на фестивале «Троица. Всё живое».
А. Лыков
— Спасибо вам большое! Всего доброго!
А. Пичугин
— А я — Алексей Пичугин. А у нас группа «Альянс».
Добрые слова. Евгения Ульева
Прожив больше 30 лет в браке, я открыла для себя множество секретов счастливой семейной жизни. Одним из них я хочу сегодня поделиться с вами.
Очень важно следить за своим языком. Нежные, ласковые и добрые слова в адрес жены и детей подобны теплому солнечному свету для растений. Лишний раз сказать: «Радость моя, ангел мой, солнышко, сыночек, доченька, женушка» никогда не помешает.
Как на удобренной почве буйно расцветают растения, так и в семье, где принято ласково называть друг друга, цветут нежные бережные отношения. Напротив, в семьях, где принято грубо общаться, обзываться, где распространены насмешки и колкости, создается атмосфера нелюбви, от которой в первую очередь страдают женщины и дети.
Чтобы научиться ласково разговаривать с окружающим, нужны внимание и тренировка. Каждый раз, когда вы обращаетесь к кому-то из своих близких, не поленитесь сказать ласковое слово, даже если эта конфликтная ситуация.
Сам Господь нам заповедовал любовь друг к другу. Но она начинается с ласкового слова, с нежной интонации, с доброжелательного тона. Даже справедливо ругая своих детей, я стараюсь это делать в уважительных и добрых выражениях.
Не сразу это понимание пришло ко мне. Сначала я обратила внимание на такую манеру общения в больших дружных многодетных семьях. В книге «Под кровом Всевышнего» Натальи Николаевны Соколовой, с которой я имела счастье общаться, я прочитала о том, как она ласково обращается со своими детьми. Хотя в жизни была строгая и требовательная женщина, обладавшая благородной внешностью и аристократическими манерами. Тем не менее все ее обращения были полны ласковых и добрых слов.
Велика сила слова: оно может убить, а может воскресить к жизни. Невозможно переоценить важность и нужность доброжелательных слов в каждом доме. Как говорится: «Доброе слово и кошке приятно», а тем паче человеку. Можно цитату какого-нибудь святого поискать на эту тему. Про кошку, конечно, тоже хорошо, но не помешает
От добрых слов оправдимся, а от злых осудимся. Всем нам пожелаю внимания к своим близким, доброжелательного тона и ласкового общения.
Автор: Евгения Ульева
Все выпуски программы Частное мнение
Борис Кустодиев. «Морозный день»
— Как же я люблю Бориса Кустодиева, Андрюша! Ты только взгляни на полотно «Морозный день» — сколько в нём свежести, удали, задора! Смотришь — и на душе становится веселее.
— Радостная картина, что и говорить! Уютная улочка. Невысокие купеческие особняки утопают в сугробах. Деревья покрыты инеем, словно сахарной глазурью. Дворник метлой поднимает снежную пыль. Белый в яблоках конь стремглав несётся в упряжке, по-лебединому выгнув шею. В санях две дамы кутаются от ветра в меха. Концы богатого воротника одной из них развеваются по ветру.
— А на облучке ямщик чуть привстал и натянул поводья — видно, желает угодить своим пассажиркам, подгоняет лошадь.
— Кричит, небось: «Но, родимая!». Полозья шуршат, колокольчик звенит под дугой. Красота!
— Это Саратов изображён? Мы сегодня гуляли по его старинным улицам — очень похоже.
— Нет, Кустодиев создал собирательный образ провинциального города. А прототипом могла послужить и Астрахань, где Борис Михайлович родился, и Кинешма, в окрестностях которой художник построил дачу-терем, и Кострома — там он тоже часто бывал. Да и в Москве можно отыскать такой уголок.
— А как полотно «Морозный день» оказалось здесь, в Саратовском художественном музее?
— Оно было в частной коллекции художника Валентина Юстицкого. Он жил в Саратове много лет, а в 1935-ом, переезжая в Москву, подарил картину здешней галерее.
— Царский подарок! Полотно, в котором оживают преданья старины глубокой!
— На тот момент не такой уж и глубокой старины. С тех пор, как художник написал «Морозный день», внешне жизнь в таких вот городках не изменилась. И на лошадях ещё ездили. И ямщик с картины 1913 года в 1935-ом мог всё так же сидеть на облучке, в том же синем армяке — шерстяном халате, надетом поверх тулупа.
— Ты подчеркнул, что жизнь оставалась прежней внешне. А что в ней изменилось по сути?
— Атмосфера после революции 1917 года стала гнетущей. И в тюрьму тогда могли посадить по вздорному навету, и расстрелять без суда и следствия. И даже дворник, хранитель порядка во дворе, сделался одним из символов террора. Бывало, такие вот простые мужики в валенках и с метлой сотрудничали с властью и принимали участие в арестах.
— Значит, в 1935 году Кустодиев уже не мог бы написать такую весёлую картину?
— Что на это ответить? Помнишь слова апостола Павла «всегда радуйтесь»? Кустодиев понимал, что этот призыв относится не только к благополучным временам. В 1913 году Борис Михайлович страдал от сильных болей так, что не спал по ночам. Врачи не могли поставить художнику диагноз, жизнь его наполнилась тревогой. Этого было более чем достаточно, чтобы погрузиться в мрачное состояние.
— И писать картины в тёмных тонах.
— А они светлы! Взгляни ещё раз на полотно «Морозный день». Ярко-жёлтые, бирюзовые стены домов. За деревьями виднеется малиновое здание храма, и в тон ему — солнце в зените. Цвета как будто выбирал счастливый ребенок, а не измученный болью страдалец. Борис Кустодиев вопреки обстоятельствам носил радость в своём сердце. И нам с тобой досталось к ней прикоснуться.
Картину Бориса Кустодиева «Морозный день» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева
Все выпуски программы: Краски России
Михаил Нестеров. «Вечерний звон»
— Замечательный романс Александра Алябьева на стихи Ивана Козлова, Алеша! Не эта ли картина, что висит сейчас перед нами, вдохновила тебя спеть его?
— Да, Андрей, именно она — «Вечерний звон» Михаила Нестерова.
— Здесь, в Вятском художественном музее, прекрасная коллекция полотен! Но эта работа особенно проникновенная, и в самом деле располагает к раздумьям.
— Правда, Андрей! Казалось бы, что особенного тут изображено? Два деревянных домика в окружении деревьев. Виднеется шатровый купол храма. На переднем плане — песчаная дорожка среди зелёной травы. По тропе идёт монах. Лица не видно, но по согбенной спине можно предположить, что он далеко не молод. Зарисовка предельно простая, а смотришь, и сердце откликается.
— Нестеров умел затронуть душу в своих работах. И в картине «Вечерний звон» он как по нотам расписал общие человеческие чаяния. Вот, например, какой говорящий символ — высокая восковая свеча, которую старец держит перед собой. Её свет колеблется на ветру, дрожит, но не гаснет. И, кажется, что в этом огоньке сосредоточено всё лучшее, что есть в тебе самом — вера, надежда, любовь.
— И колорит картины вызывает светлые чувства.
— Колорит типичный неестеровский. Тихие краски северной русской природы. Нежная зелень травы, синие цветы, белёсое небо. Лучи закатного солнца играют на стёклах окон, румянят шатёр деревянной церквушки, бросают лиловые тени на крыши и стены домов. Все эти оттенки знакомы нам с детства. Они, как поётся в романсе «Вечерний звон», напоминают «о юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом».
— И только монах, кажется, непричастен ни весенним краскам, ни воспоминаниям о детстве. Он с головы до пят укрыт чёрным плащом с капюшоном. И крест, изображённый на спине старика, смотрится как надгробие. Его фигура придаёт новый смысл самому названию картины. Может быть, вечерний звон возвещает закат жизни?
— Тут есть над чем подумать. Одежда на старце указывает, что он принял схиму — то есть, принёс самые строгие монашеские обеты. Про такого подвижника говорят, что он умер для мира земного, так что твоя ассоциация с надгробием вполне оправдана. Схимник отказался от здешних утешений ради общения с Богом. Он сосредоточил свое сердце на Источнике всякого блага и самой жизни. И переход в Вечность для него — это встреча со Христом. Не закат, а рассвет. Новые, неизведанные ещё, радостные перспективы.
— А Михаил Нестеров знал этого монаха?
— Нет, Алёша. Фигура схимника — собирательный образ русского монашества. Художник написал картину «Вечерний звон» в 1910 году, когда расписывал Покровский собор в женской Марфо-Мариинской обители.
— Это в Москве?
— Да. Михаила Васильевича пригласила создательница и настоятельница этого монастыря, великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Младшая сестра императрицы Александры, супруги Николая Второго.
— Царский заказ! Выгодное дело!
— Если ты про материальную сторону, то выгоды для Нестерова никакой не было. Елизавета Фёдоровна большую часть своих средств тратила на благотворительность, и не могла много заплатить за роспись храма. Михаил Васильевич принял заказ и был счастлив его выполнить!
— Счастлив?
— Художник сам в этом признавался. Его радовало общение с Елизаветой Фёдоровной. Он восхищался чистотой её души, искренностью, милосердием, мудростью. Всеми теми христианскими качествами, которые составляют понятие святость. Именно образ матушки Елизаветы и вдохновил Михаила Нестерова на создание картины «Вечерний звон» — глубоко прочувствованной лирической зарисовки о смысле монашеского пути.
Картину Михаила Нестерова «Вечерний звон» можно увидеть в Вятском художественном музее имени Виктора и Аполлинария Васнецовых.
Все выпуски программы: Краски России