
— Как же я люблю Бориса Кустодиева, Андрюша! Ты только взгляни на полотно «Морозный день» — сколько в нём свежести, удали, задора! Смотришь — и на душе становится веселее.
— Радостная картина, что и говорить! Уютная улочка. Невысокие купеческие особняки утопают в сугробах. Деревья покрыты инеем, словно сахарной глазурью. Дворник метлой поднимает снежную пыль. Белый в яблоках конь стремглав несётся в упряжке, по-лебединому выгнув шею. В санях две дамы кутаются от ветра в меха. Концы богатого воротника одной из них развеваются по ветру.
— А на облучке ямщик чуть привстал и натянул поводья — видно, желает угодить своим пассажиркам, подгоняет лошадь.
— Кричит, небось: «Но, родимая!». Полозья шуршат, колокольчик звенит под дугой. Красота!
— Это Саратов изображён? Мы сегодня гуляли по его старинным улицам — очень похоже.
— Нет, Кустодиев создал собирательный образ провинциального города. А прототипом могла послужить и Астрахань, где Борис Михайлович родился, и Кинешма, в окрестностях которой художник построил дачу-терем, и Кострома — там он тоже часто бывал. Да и в Москве можно отыскать такой уголок.
— А как полотно «Морозный день» оказалось здесь, в Саратовском художественном музее?
— Оно было в частной коллекции художника Валентина Юстицкого. Он жил в Саратове много лет, а в 1935-ом, переезжая в Москву, подарил картину здешней галерее.
— Царский подарок! Полотно, в котором оживают преданья старины глубокой!
— На тот момент не такой уж и глубокой старины. С тех пор, как художник написал «Морозный день», внешне жизнь в таких вот городках не изменилась. И на лошадях ещё ездили. И ямщик с картины 1913 года в 1935-ом мог всё так же сидеть на облучке, в том же синем армяке — шерстяном халате, надетом поверх тулупа.
— Ты подчеркнул, что жизнь оставалась прежней внешне. А что в ней изменилось по сути?
— Атмосфера после революции 1917 года стала гнетущей. И в тюрьму тогда могли посадить по вздорному навету, и расстрелять без суда и следствия. И даже дворник, хранитель порядка во дворе, сделался одним из символов террора. Бывало, такие вот простые мужики в валенках и с метлой сотрудничали с властью и принимали участие в арестах.
— Значит, в 1935 году Кустодиев уже не мог бы написать такую весёлую картину?
— Что на это ответить? Помнишь слова апостола Павла «всегда радуйтесь»? Кустодиев понимал, что этот призыв относится не только к благополучным временам. В 1913 году Борис Михайлович страдал от сильных болей так, что не спал по ночам. Врачи не могли поставить художнику диагноз, жизнь его наполнилась тревогой. Этого было более чем достаточно, чтобы погрузиться в мрачное состояние.
— И писать картины в тёмных тонах.
— А они светлы! Взгляни ещё раз на полотно «Морозный день». Ярко-жёлтые, бирюзовые стены домов. За деревьями виднеется малиновое здание храма, и в тон ему — солнце в зените. Цвета как будто выбирал счастливый ребенок, а не измученный болью страдалец. Борис Кустодиев вопреки обстоятельствам носил радость в своём сердце. И нам с тобой досталось к ней прикоснуться.
Картину Бориса Кустодиева «Морозный день» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева
Все выпуски программы: Краски России
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О бережном отношении к русскому языку

Сегодня 6 июня. День русского языка.
О бережном отношении к русскому языку — протоиерей Артемий Владимиров.
По отношению к языку, к живому слову, к собственной речи мы можем судить о духовно-нравственном развитии личности, как будто получаем возможность заглянуть в сокровищницу человеческого сердца и либо ужаснуться хаосу, который там царствует, либо с радостью убедиться в том, что слово имеет способность очищать, просвещать, окрылять, вдохновлять человека. Именно посредством слова мы воздаём славу Творцу.
Русский литературный язык — это действительно кладезь. Осваивая его в памятниках письменности, вживляя в собственное сердце навык общения на русском языке, мы, сами того не ведая, становимся каналами, проводниками, по которым струится живая вода правды, чести, добра, любви, света, красоты.
О, русский язык, мы не дадим тебя в обиду! Вместе с Иваном Сергеевичем Тургеневым, а ещё прежде с Александром Сергеевичем Пушкиным, будем любить тебя, лелеять тебя и с твоей помощью ограждать себя и ближних от растления. И пусть наше слово будет чисто, честно, просто и прекрасно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О духовном пути Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 6 июня. Пушкинский день в России.
О духовном пути русского поэта Александра Пушкина — протоиерей Михаил Самохин.
Всякий гений жив и многогранен. И творчество гения отражает эти качества натуры в полной мере.
Конечно, Александр Сергеевич не духовный писатель. Его отношение к вере и отношения с Богом были лишь частью его творчества. Однако и эта часть иллюстрирует то, что и в жизни гения было то же, что и в жизни многих из нас: путь от тьмы к свету, от неверия к вере, от безбожия к Богу.
Одной из ярких страниц духовных поисков поэта мы считаем стихотворную полемику с митрополитом Филаретом Дроздовым. «Дар напрасный, дар случайный», — написал Пушкин о жизни в минуты сомнений. Но мы же знаем, что, выйдя с последней исповеди поэта, пожилой священник, который её принимал, сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой. Я видел много слёзных признаний. Эта душа перед Богом чиста и искренна».
На пути Пушкина к Богу были яркие строки парафраза молитвы преподобного Ефрема Сирина, глубокие образы сказок Александра Сергеевича, зрелые характеры героев в его «Капитанской дочке». Как и каждый человек, он ошибался, признавал свои ошибки и отрекался от них. Но главное, как и каждый из нас, он стремился идти к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема