
— Замечательный романс Александра Алябьева на стихи Ивана Козлова, Алеша! Не эта ли картина, что висит сейчас перед нами, вдохновила тебя спеть его?
— Да, Андрей, именно она — «Вечерний звон» Михаила Нестерова.
— Здесь, в Вятском художественном музее, прекрасная коллекция полотен! Но эта работа особенно проникновенная, и в самом деле располагает к раздумьям.
— Правда, Андрей! Казалось бы, что особенного тут изображено? Два деревянных домика в окружении деревьев. Виднеется шатровый купол храма. На переднем плане — песчаная дорожка среди зелёной травы. По тропе идёт монах. Лица не видно, но по согбенной спине можно предположить, что он далеко не молод. Зарисовка предельно простая, а смотришь, и сердце откликается.
— Нестеров умел затронуть душу в своих работах. И в картине «Вечерний звон» он как по нотам расписал общие человеческие чаяния. Вот, например, какой говорящий символ — высокая восковая свеча, которую старец держит перед собой. Её свет колеблется на ветру, дрожит, но не гаснет. И, кажется, что в этом огоньке сосредоточено всё лучшее, что есть в тебе самом — вера, надежда, любовь.
— И колорит картины вызывает светлые чувства.
— Колорит типичный неестеровский. Тихие краски северной русской природы. Нежная зелень травы, синие цветы, белёсое небо. Лучи закатного солнца играют на стёклах окон, румянят шатёр деревянной церквушки, бросают лиловые тени на крыши и стены домов. Все эти оттенки знакомы нам с детства. Они, как поётся в романсе «Вечерний звон», напоминают «о юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом».
— И только монах, кажется, непричастен ни весенним краскам, ни воспоминаниям о детстве. Он с головы до пят укрыт чёрным плащом с капюшоном. И крест, изображённый на спине старика, смотрится как надгробие. Его фигура придаёт новый смысл самому названию картины. Может быть, вечерний звон возвещает закат жизни?
— Тут есть над чем подумать. Одежда на старце указывает, что он принял схиму — то есть, принёс самые строгие монашеские обеты. Про такого подвижника говорят, что он умер для мира земного, так что твоя ассоциация с надгробием вполне оправдана. Схимник отказался от здешних утешений ради общения с Богом. Он сосредоточил свое сердце на Источнике всякого блага и самой жизни. И переход в Вечность для него — это встреча со Христом. Не закат, а рассвет. Новые, неизведанные ещё, радостные перспективы.
— А Михаил Нестеров знал этого монаха?
— Нет, Алёша. Фигура схимника — собирательный образ русского монашества. Художник написал картину «Вечерний звон» в 1910 году, когда расписывал Покровский собор в женской Марфо-Мариинской обители.
— Это в Москве?
— Да. Михаила Васильевича пригласила создательница и настоятельница этого монастыря, великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Младшая сестра императрицы Александры, супруги Николая Второго.
— Царский заказ! Выгодное дело!
— Если ты про материальную сторону, то выгоды для Нестерова никакой не было. Елизавета Фёдоровна большую часть своих средств тратила на благотворительность, и не могла много заплатить за роспись храма. Михаил Васильевич принял заказ и был счастлив его выполнить!
— Счастлив?
— Художник сам в этом признавался. Его радовало общение с Елизаветой Фёдоровной. Он восхищался чистотой её души, искренностью, милосердием, мудростью. Всеми теми христианскими качествами, которые составляют понятие святость. Именно образ матушки Елизаветы и вдохновил Михаила Нестерова на создание картины «Вечерний звон» — глубоко прочувствованной лирической зарисовки о смысле монашеского пути.
Картину Михаила Нестерова «Вечерний звон» можно увидеть в Вятском художественном музее имени Виктора и Аполлинария Васнецовых.
Все выпуски программы: Краски России
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О бережном отношении к русскому языку

Сегодня 6 июня. День русского языка.
О бережном отношении к русскому языку — протоиерей Артемий Владимиров.
По отношению к языку, к живому слову, к собственной речи мы можем судить о духовно-нравственном развитии личности, как будто получаем возможность заглянуть в сокровищницу человеческого сердца и либо ужаснуться хаосу, который там царствует, либо с радостью убедиться в том, что слово имеет способность очищать, просвещать, окрылять, вдохновлять человека. Именно посредством слова мы воздаём славу Творцу.
Русский литературный язык — это действительно кладезь. Осваивая его в памятниках письменности, вживляя в собственное сердце навык общения на русском языке, мы, сами того не ведая, становимся каналами, проводниками, по которым струится живая вода правды, чести, добра, любви, света, красоты.
О, русский язык, мы не дадим тебя в обиду! Вместе с Иваном Сергеевичем Тургеневым, а ещё прежде с Александром Сергеевичем Пушкиным, будем любить тебя, лелеять тебя и с твоей помощью ограждать себя и ближних от растления. И пусть наше слово будет чисто, честно, просто и прекрасно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О духовном пути Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 6 июня. Пушкинский день в России.
О духовном пути русского поэта Александра Пушкина — протоиерей Михаил Самохин.
Всякий гений жив и многогранен. И творчество гения отражает эти качества натуры в полной мере.
Конечно, Александр Сергеевич не духовный писатель. Его отношение к вере и отношения с Богом были лишь частью его творчества. Однако и эта часть иллюстрирует то, что и в жизни гения было то же, что и в жизни многих из нас: путь от тьмы к свету, от неверия к вере, от безбожия к Богу.
Одной из ярких страниц духовных поисков поэта мы считаем стихотворную полемику с митрополитом Филаретом Дроздовым. «Дар напрасный, дар случайный», — написал Пушкин о жизни в минуты сомнений. Но мы же знаем, что, выйдя с последней исповеди поэта, пожилой священник, который её принимал, сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой. Я видел много слёзных признаний. Эта душа перед Богом чиста и искренна».
На пути Пушкина к Богу были яркие строки парафраза молитвы преподобного Ефрема Сирина, глубокие образы сказок Александра Сергеевича, зрелые характеры героев в его «Капитанской дочке». Как и каждый человек, он ошибался, признавал свои ошибки и отрекался от них. Но главное, как и каждый из нас, он стремился идти к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема