У нас в гостях были епископ Луховицкий Евфимий, священник Дмитрий Кузьмичев и его супруга Ника.
Наши гости рассказали о личном знакомстве и общении со схимонахиней Амвросией Малафеевой, прожившей непростую жизнь, но поддерживавшей духовными советами и молитвой многих людей.
А. Леонтьева
— Добрый светлый вечер. Сегодня с вами Анна Леонтьева. А у нас в гостях владыка Евфимий (Моисеев), председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского монастыря. Добрый вечер
Епископ Евфимий
— Здравствуйте, Анна, приветствую вас.
А. Леонтьева
— А также настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, священник Дмитрий Кузьмичев и матушка Ника. Добрый вечер, дорогие.
Иерей Дмитрий
— Здравствуйте.
Н. Кузьмичева
— Добрый вечер.
А. Леонтьева
— Сегодня мы уже который раз собираемся поговорить, повспоминать нашу молитвенницу, как мы считаем, старицу, хотя это еще, наверное, неофициально, так сказать, матушку Амвросию. И я отошлю наших радиослушателей к архивам нашего радио, потому что мы уже не раз с отцом Дмитрием и матушкой Никой вспоминали, приглашали разных людей, которые могут рассказать о матушке. И я просто кратко напомню радиослушателям, что Мария Константиновна Малафеева родилась в 1928 году, пережила войну, и в 17 лет девушка слегла с какой-то очень тяжелой болезнью, и семь лет... Вы меня поправляйте, если я что-то путаю...
Н. Кузьмичева
— Все правильно.
А. Леонтьева
— Семь лет она была парализована. Потом руки заработали, ноги так и не заработали. А матушка стала схимонахиней, и всю жизнь к ней приезжали отовсюду самые разные люди, прося молитвенной поддержки, прося утешения. Священники, простые люди, не знаю, бизнесмены. Вот владыка с моим покойным мужем, Олегом, приезжали к ней тоже по бизнесу консультироваться.
Епископ Евфимий
— Не только по бизнесу.
А. Леонтьева
— Ну да, не только, конечно, по бизнесу.
Епископ Евфимий
— В первую очередь по вопросам духовной жизни, конечно же.
А. Леонтьева
— Да, ну это я так шутила, когда Олег ехал, я говорю: ну что, за бизнес?
Епископ Евфимий
— Да.
А. Леонтьева
— Ну вот владыка сегодня сделал нам честь своим визитом, и мы хотим, наверное, начать, владыка, с вас. Я, наверное, в первую очередь хочу спросить, как вы узнали матушку Амвросию и как вот познакомились с ней.
Епископ Евфимий
— Я узнал о ней опять же вот через моих друзей, через отца Дмитрия и матушку Нику, и это был, если я ничего не путаю, 2008 год. На тот момент накопилось довольно много у меня каких-то таких вот духовных вопросов, которые хотелось бы мне обсудить с человеком таким, духовно опытным. И как-то я вот в общении с друзьями узнал, что есть такая старица раба Божия, так сказать, которая принимает на беседу людей, священнослужителей и мирян, и что довольно многие к ней едут и, так сказать, получают духовную пользу от общения с ней, и я решил тоже поехать. И я, конечно, уже не помню всех обстоятельств своего первого визита к матушке. Очевидно вот, наверное, мы с отцом Дмитрием были, да?
А. Леонтьева
— Ну впечатления вы же помните?
Епископ Евфимий
— Или, может быть, да, даже просто мне дали ее телефон. Потому что матушка Амвросия говорила по телефону, что уже ее, так сказать, выделяло и отличало довольно сильно от других таких духовных лиц, до которых порой не то что дозвониться невозможно, но и попасть очень сложно. А матушка несла свое такое служение, духовное служение, в том числе помогая людям по телефону, и это, так сказать...
А. Леонтьева
— Необычно, да.
Епископ Евфимий
— Это необычно, и люди за это ее очень благодарили и ценили. Потому что она жила в таком небольшом городке Юхнове, в Калужской области. Это, в общем, не так далеко от Москвы, но, конечно, не все могут себе сразу позволить вот все бросить и поехать в Юхнов, в какое-то неизвестное место. А так вот ей можно было позвонить, и очень многие пользовались вот такой возможностью. Поэтому я помню, что этот телефон стоял прямо рядом с креслом, на котором она сидела. И этот телефон звонил постоянно, беспрерывно. Даже вот в какие-то редкие моменты, когда мы к ней выбирались, этот телефон не переставал звонить и, я помню, что тогда матушка просто снимала трубку, когда она уже не могла отвечать на все звонки и просто ее...
А. Леонтьева
— Сбрасывала.
Епископ Евфимий
— Ну клала рядом с аппаратом, чтобы не проходил сигнал. То есть она действительно воспринимала это служение как свое послушание, поскольку она была в монашеском постриге, но она не была монастырской монахиней, в силу здоровья не могла нести послушание в монастыре. И тем не менее она была монахиня, а в конце жизни уже была пострижена и в великую схиму, и поэтому она воспринимала это служение людям как свое послушание, на которое ее благословил наш известный старец, схиархимандрит Илий, с которым она тоже находилась в таком духовном общении и которого она очень почитала. Поэтому вот я тоже, так сказать, сподобился с ней быть знакомым и общаться, и пользоваться ее духовными советами и наставлениями. И чувствовал на себе неоднократно силу ее молитвы. Я готов это и засвидетельствовать, и подтвердить. Так что вот те годы, в общей сложности это получается 14 лет, когда вот мы были знакомы и у меня была возможность, пусть нечасто, но с ней встречаться, вот в течение всего этого времени, скажем так, мы с ней находились в духовном общении. И я помню, когда меня отправили в Казань, я тоже неоднократно ей звонил и советовался по каким-то сложными вопросам, каким-то недоумениям, которые очень часто встречаются в нашей жизни, и она всегда отвечала очень ясно, очень точно. И могу сказать даже, что она неоднократно делала такие, в общем, предсказания, которые всегда сбывались. Так что это, несомненно, такая была духовная старица и, не побоюсь этого слова, такая вот угодница Божия, и действительно светильник, который очень для многих людей освещал путь их жизни.
Н. Кузьмичева
— Да, это так.
Епископ Евфимий
— Да, вот действительно так это и было.
А. Леонтьева
— Мы не так давно поехали с отцом Дмитрием, матушкой Никой в город Юхнов, который, мы вот когда с мужем ездили туда, я его не разглядела. Мы добивались там благословения матушки на определенное дело, она нам его не дала. И все что я помню — это жуткую досаду, что ну как так, ну мы же хотели. И я город Юхнов не запомнила. А сейчас мы поехали еще в такое теплое время года, и город Юхнов очень красивый, какой-то тихий, спокойный, необыкновенное место. И, с Божией помощью, отцу Дмитрию с матушкой Никой удалось все-таки спасти вот этот домик матушки Амвросии, и вот они начали его как-то восстанавливать. И я побывала там с совершенно необыкновенным чувством, мы общались с родственником матушки... Как его звали, матушка?
Иерей Дмитрий
— Александр Александрович, племянник.
А. Леонтьева
— Александр Александрович, да. Пытались, чтобы вот он как можно больше что-то такое вспомнил. Он, конечно, вспоминал необыкновенные вещи, вот эти вот военные, послевоенные эпизоды — как они строили дом своими руками, как они таскали бревна. Это было что-то необыкновенное. Мы все это записывали, надеюсь когда-то какие-то хотя бы рассказы написать про матушку. И вот это все это место — я просто знаю, что многие радиослушатели задают вопросы, как можно туда добраться, как можно попасть в этот домик. Вот, наверное, только через матушку с отцом Дмитрием.
Н. Кузьмичева
— Да, сейчас ключи только у нас. И туда если попасть, то это вот как бы надо обратиться к нам. В принципе, найти нас несложно. Потому что настоятели сейчас, можно, как говорится, как-то до них дозвониться и так далее.
А. Леонтьева
— Достучаться.
Н. Кузьмичева
— Да. Мы будем впоследствии, конечно же, делать таким образом, чтобы можно было принимать гостей в любое время, чтобы там находился постоянный человек, который будет открывать домик. Мы сейчас занимаемся активно реконструкцией этого домика — то есть мы просто его там и покрасили в этом году, привели в порядок как бы, чтобы домик не ветшал. И я еще могу сказать, что матушка очень любила город Юхнов, свой город, она прямо даже книжку написала.
Епископ Евфимий
— Да, она была большой патриоткой Юхнова.
А. Леонтьева
— Историческую. И я ее нашла, разбирая книги, поняла, что у меня есть эта книжка.
Епископ Евфимий
— Хотя она рассказала, что, кажется, ее дедушка был купцом и торговал в Москве, и имел какие-то лавки или магазины, где-то прямо в центре Москвы, чуть ли не на Мясницкой. Но при этой она всегда оставалась такой вот патриоткой вот этого своего небольшого городка.
Иерей Дмитрий
— Она причем очень любила, и она же всю жизнь прожила в нем, в Юхнове. И у нее не было возможности там уезжать из-за болезни. И за всю жизнь, она, по-моему, покидала, вот насколько я знаю вот из ее рассказов, только один раз — ее возили в Крым на лечение, в юности.
Н. Кузьмичева
— В Евпаторию.
Иерей Дмитрий
— Да, в Евпаторию. Или в юности, или уже в среднем возрасте, сейчас не помню, вот не могу сказать. И все, а так это Юхнов. Вот, можно сказать, человека, который своей жизни еще вот это место, пространство освятил.
Н. Кузьмичева
— Ну еще надо сказать, красивейший город, очень старинный — это XI-XIV век, вот как пишут о нем. И там вообще места такие очень, так скажем, древние — и Медынь, и Юхнов, очень красивые. То есть мы для себя это место еще открыли вот с этой точки зрения.
Иерей Дмитрий
— Что самое интересное, хочу добавить, вот, Анна, вы сказали по поводу Юхнова, что вы недавно его открыли. А на самом деле мы тоже его открыли уже после смерти матушки, когда она отошла ко Господу.
А. Леонтьева
— То есть вы ездили-ездили — сколько, 25 лет или сколько?
Н. Кузьмичева
— Да, да.
Иерей Дмитрий
— Да, там с 98-го года, когда я стал священником.
А. Леонтьева
— Ездили причащать матушку и не видели города.
Н. Кузьмичева
— Мы приезжали, быстро-быстро ставили машину возле ее домика, батюшка заходил. Телефон звонил как в Кремле, беспрерывно. А батюшка снимал трубку, значит, и начинал молиться. А потом, значит, он ее причащал, шел, мы пили чай все вместе — матушка у себя в креслице, мы за столом. Потом батюшка шел отдыхать, я сидела рядом с ней, беседовала, старалась ей рассказать свои новости. Она с удовольствием слушала всегда, вот она такой живой человек была, она всегда расспрашивала там: а как? а что? Очень интересовалась семьями, с которыми мы занимаемся, очень за них молилась. И мы потом, как только батюшка отдыхал, мы вставали, садились в машину и уезжали обратно в Москву. Мы даже не ходили по городу.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами владыка Евфимий (Моисеев), епископ Луховицкий, председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского монастыря. А также настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, священник Дмитрий Кузьмичев и матушка Ника. Продолжим этот разговор. Так вот, я когда про Юхнов вспомнила, вот нашу поездку замечательную — я просто помню это потрясающее чувство. Вот в этом маленьком домике стоит до сих пор это маленькое кресло, да, недалеко от тоже очень небольшой кровати, с которой матушка так вот поэтапно перебиралась в кресло. И мы все посидели, помолились там. И, конечно, было какое-то необыкновенное светлое чувство, и чувство ее присутствия, не побоюсь этого слова.
Н. Кузьмичева
— Да. И еще владыка вот сказал, что она принимала людей. Мы были свидетелями, что ехали люди, ехали с разных концов, то есть и из Пензы, и вот мы когда были, там приезжали и из Сочи, и в общем, откуда только. Приедешь — иногда стоят машины рядом с домиком, и люди заходят там по очереди, значит, сидят с ней, беседуют. А вы знаете, она была еще такая подвижница внутренняя, она действительно воспринимала это как служение. А я у нее иногда спрашивала: матушка, как себя чувствуешь? Ну вот она говорила: ноги очень болят, ноги. И вот при этом она, у нее больные ноги, она сидит, такая вот вся согбенная, на этом кресле, ноги лежат рядышком на стуле. И она безропотно продолжала дальше вот приходящих людей, с ними беседовать, и на вопросы отвечать по телефону. То есть это, конечно, так скажем, это нелегко — больному человеку сидеть целыми днями и общаться.
Епископ Евфимий
— Я хотел бы еще сказать несколько слов о матушке в контексте миссионерского служения — все-таки я председатель миссионерского отдела. Просто я уже устал задумываться, когда получил вот это послушание, и сейчас очень много дискуссий ведется относительно того, как нужно миссию проводить, в каких формах, в каких направлениях.
А. Леонтьева
— Это мне кажется, такой сложный сегодня вообще вопрос нашей современности.
Епископ Евфимий
— Так вот вы знаете, я думаю, что матушка Амвросия своим служением как раз таки отвечает на вопрос, и очень убедительно отвечает на вопрос, каким должно быть подлинное миссионерское служение Православной Церкви. Оно в первую очередь основано на святости жизни. Потому что почему все эти люди к ней стремились? А все к ней стремились как к святому человеку. Вот неважно там, она, может быть, там не прославлена, не канонизирована — это пройдет какое-то время, я уверен, что это все еще состоится там позже. Но люди-то чувствуют душой, людей не обманешь, понимаете. И, во-первых, я хотел бы отметить очень важный такой момент: она никогда не брала никаких денег за свои беседы. Хотя знаю, что многие люди предлагали и предлагали достаточно крупные суммы.
А. Леонтьева
— И от всей души.
Епископ Евфимий
— Никогда. Значит, когда к ней приезжали состоятельные люди, она их всех направляла на строительство Казанского храма, который рядом с ее домом находился, на той же самой улице. Она очень переживала за восстановление этого храма. Потому что храм немаленький, а город, конечно, он небогатый, этот городок. И вот я не знаю, сейчас уже там колокольня этого храм восстановлена или нет, но по крайней мере она уже в значительной степени, так сказать, воссоздана, и в основном это все сделано благодаря пожертвованиям посетителей матушки Амвросии. Домик, в котором она жила со своей сестрой — кстати, вот про Александру Константиновну тоже, я считаю, обязательно нужно сказать несколько слов...
А. Леонтьева
— Да, скажите.
Епископ Евфимий
— Это ее старшая сестра. Ну это был крайне скромный дом. Это сейчас вот отец Дмитрий с матушкой Никой его там как-то немножко реконструируют.
А. Леонтьева
— Малюсенький такой.
Епископ Евфимий
— Да. А при ней это обычный вот такой домик, который вот в наших таких вот провинциальных городах, так сказать, которых очень много. Там не было никаких там ни удобств, ни приспособлений, которые бы обеспечивали какую-то комфортную жизнь, ничего этого не было в помине. Более того, когда была еще жива Александра Константиновна — это старшая ее сестра, которая за ней ухаживала, очень тоже интересная женщина, фронтовичка, которая прошла Великую Отечественную войну. Так вот, когда она была жива, она нас никогда не отпускала без обеда. Она готовила обед. Потому что мы приезжали издалека, из Москвы, ехать около четырех часов. И несмотря на то, что мы там как-то, понятно, что мы не ради там обеда туда приезжали, мы приезжали ради, так сказать, духовной трапезы. Но нам всегда предлагали, пусть и скромную, трапезу такую вот, вполне себе телесную, для поддержания телесных сил. Вот, понимаете, вот по этим признакам и можно отделить настоящего такого человека Божия, настоящего подвижника, от тех людей, которых сейчас, к сожалению, много стало. И которые просто в какой-то бизнес превращают вот эти так называемые духовные беседы, консультации и так далее. А для меня, конечно, это очень яркий и убедительный пример того, как человек, абсолютно немощный физически, и фактически она была слепой, так сказать, да, она, вот в силу того, что была таким духовным светильником, вот она и светила миру, так же как повелел светить миру Господь апостолам, понимаете. То есть в этом смысле она совершала и апостольское, и миссионерское служение. И я знаю, что очень многие люди, которые были до встречи с ней весьма далеки от Церкви, пришли к вере, пришли к покаянию, пришли к тому, что принять святое крещение, и таких людей очень много, понимаете. И вот в этой связи, конечно, вот это очень важно понимать, что люди тянутся к Церкви именно с той целью, чтобы соприкоснуться с реальной святостью, которая в Церкви присутствует, несмотря, может быть, на все, так сказать, какие-то наши там немощи, недостатки, там и священнослужителей, и мирян. Но вот такие вот люди, действительно Господь их избирает и посылает на служение всему миру, для того чтобы явить образец настоящей высокой христианской духовной жизни, подлинной святости, понимаете. Поэтому в этом смысле, конечно, ее служение в полной мере, на мой взгляд, может быть названо и миссионерским, вне всякого сомнения.
А. Леонтьева
— Очень интересно. Вот владыка говорит, да, а я прямо уже всей душой там, в этом домике. И я помню этих двух бабушек, которых я первый раз и последний увидела, Александру и матушку Амвросию. Отец Дмитрий, что-то хотел сказать?
Иерей Дмитрий
— А я хотел к словам владыки добавить по поводу, так сказать, того, что матушка ничего не брала. А наоборот, когда уже последнее время мы часто приезжали, а пенсию там ей приносили, она мне пыталась все время засунуть там 500-600 рублей на бензин.
Н. Кузьмичева
— «Это тебе на бензин, ну ты же сюда ехал».
Иерей Дмитрий
— Деточка, это тебе, говорит. Матушка, что вы делаете, я говорю, я же... Нет-нет. Вот такой человек. И еще хочу такую у нее особенность отметить, как вот если о людях духовных, вот как сейчас говорят, реперные такие точки если расставить. Она всегда проверяла себя, правильно ли она живет духовной жизнью. Причем даже спрашивала там у меня, у своего духовника, могла там у владыки спросить.
А. Леонтьева
— Да вы что?
Иерей Дмитрий
— Она всегда себя проверяла, правильно ли она.
Епископ Евфимий
— Да, она задавала такие вопросы. Вот я вот так вот думаю, а правильно ли я думаю, вот как вы считаете? Да, это неоднократно было. Я бы еще хотел несколько слов сказать об Александре Константиновне. Это совершенно замечательная женщина, я уже о ней сегодня упоминал. Она была постарше матушки...
Иерей Дмитрий
— Она 20-го или 21-го года рождения, я сейчас не помню.
Епископ Евфимий
— Ну то есть старше на семь или на восемь лет. И у нее была семья, у нее сын, кажется, был.
Иерей Дмитрий
— Точнее есть, Александр Александрович.
А. Леонтьева
— Александр Александрович, с которым мы встречались.
Епископ Евфимий
— Да, и вот Александра Константиновна обладала таким командирским характером. Может быть, в силу того что она прошла фронт, была на войне. И она, конечно, в этом доме была хозяйкой и, так сказать, иногда она там на матушку немножко и покрикивала — ну как, все-таки она же старшая сестра. И что-то ее где-то упрекала или там, в общем, давала понять, что вот она...
А. Леонтьева
— Как сейчас говорят, строила, да.
Епископ Евфимий
— Да, ну что-то вот в таком духе. И вот она, значит, вот ворчит-ворчит на нее: вот, значит, там сегодня она ничего не ела, вот она уже тут пятый час там ведет прием. Вот что-то ворчит, ворчит, ворчит. А потом, значит, мы где-то там садимся с ней, в уголке, она говорит: ну вы знаете, я, конечно, ворчу, но все что она говорит, сбывается.
А. Леонтьева
— Да, потрясающе.
Епископ Евфимий
— То есть она понимала, что ее, так сказать, ее служение, имея такой духовный характер, и к ней нельзя подходить с такими обычными какими-то мерками, с которыми мы подходим к обычным людям, там в том числе пожилым. Поэтому она в свою очередь тоже сослужила матушке Амвросии, фактически как келейница, хотя она была старшей сестрой.
А. Леонтьева
— Это непросто, думаю, очень было, при таких немощах.
Епископ Евфимий
— Она обеспечивала полностью быт, так сказать, делала все, что необходимо там для дома, для того чтобы, так сказать, матушка могла бы совершать свое вот такое высокое служение. Так что вот они работали, как бы мы сейчас сказали, в таком вот тандеме, и это был прекрасный такой союз, духовный союз. И Александра Константиновна в духовном отношении тоже была человеком очень проницательным.
Н. Кузьмичева
— Да, она по-житейски мудрой была.
Епископ Евфимий
— По-житейски мудрая, да. Если, может быть, там матушка Амвросия имела духовные дары — это надо просто понимать, и ей Господь открывал каки-то вещи, может быть, даже порой и вопреки ее, так сказать, воле. То есть просто давал ей как бы понимание сути каких-то процессов или каких-то людей. Она же была слепой, она не видела телесными очами, что называется.
А. Леонтьева
— Последние пятнадцать лет, да.
Епископ Евфимий
— Но вот так вот с ней сядешь, пообщаешься, там два-три слова — и я же чувствую, что она все поняла. Она все поняла, и она дает какой-то совет, и всегда в точку, понимаете. Вот ни одного промаха не было за все время.
А. Леонтьева
— Потрясающе.
Иерей Дмитрий
— Вот я могу, наверное, сравнить, знаете, владыка, наверное, не даст соврать, все кто, так сказать, в свое время закончил духовные школы, вот владыка — у него альма-матер это семинария, Троице-Сергиева Лавра, там же академия, и все конечно, и наш возраст, и кто старше из священников, помнят отца Кирилла (Павлова), да, архимандрита, старца. Интересно, что вот мы тоже, довелось нам с матушкой, когда мы были совсем молодые, пообщаться с ним один раз. А потом мы вот уже общались с матушкой Амвросией. И вот здесь тоже как бы такие, знаете, соединения — то есть вот этот дух один, вот он, знаете как, вот он их соединяет. Почему, потому что вот отец Кирилл тоже говорил в свое время: а как вот ты сам считаешь, а как ты молишься? Это не то, что вот я там вижу — как пророк, как оракул какой-то. И так же она: а как вы считаете? Потом говорит: ну я-то молюсь, вы тоже должны молиться. Вот такие вот истории.
Н. Кузьмичева
— Да, а Господь уже даст.
Иерей Дмитрий
— Она направляла, утешала. И никогда не ломала волю. То есть она скажет там два-три раза и дальше уже все. Дальше уже, деточка, воля твоя, что хочешь, то и делай. Но потом не плачь.
Епископ Евфимий
— Да.
Н. Кузьмичева
— А Александра Константиновна, хочу еще добавить, она человек была такая действительно прошедшая войну, она была такой очень суровый человек. Но она как раз регулировала поток людей. Иначе бы матушку, наверное, замучили. Потому что она как бы говорила там, вот очередь выстраивала, кто последовательно. Она смотрела, чтобы люди по крайней мере не шли друг за другом, толпой. Потому что вот я могу сказать, что уже в конце жизни, в 22-м году, когда уж Александры Константиновны не было, когда уже у матушки была ее сиделка, Наталья, и вот началось СВО, и в дом к матушке повалили люди просто толпами. И как Наталья мне звонила и говорила: матушка Ника, что мне делать? Я не могу их остановить. Я говорю: Наташ, ну пожалуйста, ты дверь закрой и не пускай. Она говорит: я не могу их не пустить, я не родственник. А вот Александра Константиновна, она очень всегда, так скажем, распределяла: вот эти идут, эти сегодня, эти приезжают там.
Иерей Дмитрий
— Ну был порядок.
Н. Кузьмичева
— Там было все четко и, так скажем, по распорядку.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами владыка Евфимий (Моисеев), епископ Луховицкий, председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского монастыря. А также настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, священник Дмитрий Кузьмичев и матушка Ника. У микрофона Анна Леонтьева. Мы вернемся через минуту.
А. Леонтьева
— «Светлый вечер» продолжается. У нас в гостях владыка Евфимий (Моисеев), епископ Луховицкий, председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского монастыря. И настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, священник Дмитрий Кузьмичев и матушка Ника. С вами Анна Леонтьева. Продолжим вспоминать про нашу дорогую схимонахиню Амвросию. Владыка, вот мы останавливались с вами в Дюссельдорфе, в миссии Русской Православной Церкви, на улице Эллерштрассе, как сейчас помню.
Епископ Евфимий
— Неужели вы помните?
А. Леонтьева
— Да, почему-то врезалось в память. И очень я запомнила владыку Лонгина, который вот, собственно, нас принимал, и беседу с ним. И вообще, знаете, это был, наверное, один из первых моих опытов общения вот за границей с Русской Православной Церковью, и многое очень было мне удивительно. Какой он простой человек, как он шел после службы, владыка Лонгин, варить суп для прихожан. И какие-то такие детали запомнились. Но вот я поняла, что владыка Лонгин тоже был знаком с матушкой, почитал ее. Что за история?
Епископ Евфимий
— Да, там была интересная история. Я, значит, там находился в командировке, в Дюссельдорфе, как раз это был 2009-2010 год, и меня туда направляли, ну как сказать, помочь, там не хватало духовенства. А владыка Лонгин как раз подыскивал священника, который мог бы возглавить этот приход. Потому что приход такой немножко необычный, там при этом приходе находилась представительство Русской Православной Церкви в Германии, которое владыка возглавлял. И вот после, наверное, может быть, второй или третьей командировки владыка Лонгин, значит, решил, что надо меня там сделать настоятелем, в этом приходе и начал меня всячески уговаривать и, можно сказать, не то что там давить архиерейским авторитетом, но как-то стал мне там какие-то перспективы, так сказать, предлагать, что вот сейчас будешь настоятелем, а вот потом еще там тем-то и тем-то. И, в общем, почти уговорил, можно сказать. Хотя, конечно, как-то я немножко колебался, но владыка был убедителен, скажем так, и я как-то подумал: ну а почему бы, собственно, и нет? В конечном итоге я же изучал немецкий язык и довольно долго его преподавал в Московской духовной академии, думаю: ну вот как раз здесь, наверное, пригодится знание немецкого и так далее. И я тогда ему сказал, что вы знаете, вот спасибо за доверие, за предложение, но я вот все-таки должен посоветоваться. А он меня спросил: а с кем вы будете советоваться? Я сказал: ну вот есть такая духовная старица, с которой я вот советуюсь по таким важным вопросам, касающимся моей жизни. Ну хорошо. Я как раз вот таки воспользовался, как сейчас говорят, опцией звонок матушке. И я ей позвонил и говорю: вот так и так, матушка, вот поступило такое предложение, как вот правильно поступить в этой ситуации? Вроде как вот и обстоятельства складываются таким образом, что, наверное, можно было бы и принять это предложение. На что она мне говорит: нет, вам не нужно быть в Германии, вы должны быть в России.
А. Леонтьева
— Без размышлений.
Епископ Евфимий
— Да, она прямо сразу сказала. И я говорю: вы знаете, все-таки я, конечно, ничего не обещал владыке Лонгину, но тем не менее разговор состоялся. Он, очевидно, как-то ждет от меня ответа, надеется на то, что ответ будет положительный. Как-то вот все-таки отказывать архиерею, знаете, это не очень хорошо. На что она мне говорит: а вы дайте, говорит, ему мой телефон, пусть он мне позвонит, я с ним сама поговорю. И, конечно, она мне облегчила задачу очень сильно. Я просто владыке так и сказал, что вот вы знаете, ну вот не могли бы вы позвонить вот по этому телефону, вот там с вами хотят поговорить. И действительно владыка ей позвонил, и настолько бы впечатлен вот этим телефонным разговором, что он с ней пожелал познакомиться лично. А владыка Лонгин старался приезжать в Россию регулярно, как минимум раз в год. Он, как правило, приезжал в Калугу, к владыке Клименту, поскольку они дружили, были друзьями. И вот как раз находясь вот в Калуге, он выбрал время и приехал в Юхнов, уже познакомился лично с матушкой Амвросией. И, собственно, до конца своих дней, до своей кончины, а скончался он в 2014 году, он постоянно тоже находился с ней в таком духовном общении. Он согласился с тем, что не надо отца Евфимия в Германию переводить, то есть она его убедила, за что, честно говоря, я ей очень благодарен. Потому что я даже, знаете, я не могу себе представить, что бы я сейчас делал вообще вот в Германии. Я просто знаю, насколько нелегко там нашему брату, и вообще русским людям за рубежом. Вот сейчас, на фоне всей этой антирусской истерии, которая в Европе, конечно, было бы очень тяжело. Поэтому вот, пожалуйста, это реальный случай из жизни, когда матушка помогла и, не побоявшись архиерейского гнева, сама вызвалась, так сказать, уладить этот вопрос. А потом и фактически с владыкой Лонгиным вот они, как я уже сказал, находились в таком духовном общении. Я знаю, что владыка ей часто звонил из Германии. Потому что, понимаете, там я понимаю, архиерей, но все равно бывают ситуации, когда нужно с кем-то посоветоваться, нужно обсудить какой-то вопрос и просто попросить молитв, понимаете. Потому ну сами понимаете, жизнь штука такая непростая. А тем более на архиерее большая очень ответственность лежит. Поэтому вот, слава Богу, как-то все это уладилось, и владыка Лонгин меня с легким сердцем отпустил, так сказать, мне никогда там после этого не предъявлял какие-то претензии, что я вот уехал, не согласился. И, конечно, это важный такой был очень для меня выбор, о котором я не то что никогда не жалел, но благодарю Бога и матушку, конечно, что она удержала меня от того, чтобы уже все-таки свою жизнь связывать с западом, с западным миром. Хотя, конечно, я тоже понимаю, кто-то и там должен нести служение, и там должен проповедовать.
А. Леонтьева
— Да, там огромный голод был, вот когда мы с вами были.
Епископ Евфимий
— Нет, ну тут уж, как говорится, кого Господь куда направит, понимаете. Но при всем понимании важности служения на западе, все-таки я хотел бы сказать, что наша главная задача сейчас — это не потерять свою собственную страну, понимаете. Ведь вопрос-то уже практически в этой плоскости стоит. Поэтому все-таки нам сейчас основные наши усилия, в том числе духовные, нужно сосредоточить здесь, в России, я считаю. Тогда уже можно говорить и о чем-то другом. И о зарубежной миссии, которой, кстати, тоже мы занимаемся в нашем отделе, и о проповеди православия, Евангелия, так сказать, разным народам, дальним и близким. Но в первую очередь нам самим нужно вернуться к вере православной, то есть положить принципы христианской жизни в основу своей жизни, своих поступков, своих мыслей. Вот это самое сложное.
А. Леонтьева
— Да, удивительная, чудесная история с владыкой Лонгиным. Я правильно понимаю, что были изданы дневники матушки Амвросии или...
Н. Кузьмичева
— Книга, вот как раз то, что мы приносили на радио — это «Духовные советы», была такая книжечка, изданная, по-моему, владыка, то ли с вашей помощью, либо с владыкой Лонгиным.
А. Леонтьева
— Мне кажется, ты говорила про второе, да.
Н. Кузьмичева
— Владыка Лонгин.
Епископ Евфимий
— Я думаю владыка Лонгин помогал, да, это издать.
Н. Кузьмичева
— Я могу просто посмотреть, у меня сейчас, к сожалению, нет ее в руках, но я обязательно посмотрю. Вот книжечка хорошая, а главное, что там советы, с одной стороны, они простые, а с другой стороны, они очень такие житейские и выстраданные. И многие — то, что она сама пережила, многие советы, как бы вот когда их смотришь, эту книжечку, там много очень того, что выстрадала лично матушка. И плюс еще она всегда выписала у святых отцов, на кого она опиралась. То есть она всегда на кого-нибудь из отцов обязательно опиралась.
Иерей Дмитрий
— Я хочу добавить, что как раз то, что владыка рассказал про владыку Лонгина, матушка всю вот эту историю, она постоянно ее вспоминала на протяжении вот этого времени.
Епископ Евфимий
— Да, серьезно?
А. Леонтьева
— Как она спасла владыку от Германии?
Иерей Дмитрий
— Нет, она говорила: вот владыка Лонгин, вот это там отец Евфимий, когда владыка был еще просто священником, игуменом, и у нее так это тоже очень ярко. И она вспоминала это в плане того, что, видно, что она молится об этой ситуации. То есть когда нам говорят: ну отец, там помолись, кто-то: ну там Бог благословит, и все. А для нее, я хочу добавить, для нее это была реально такая работа духовная. То есть она никого — как вот есть такой вот сейчас лозунг: своих не бросаем, — она никого не бросала молитвенно. Это очень важно. И когда ее вот просишь там: матушка, помолитесь. Она говорит: помолюсь. Потом говорит: а что ты, говорит, не звонишь-то, ну там не спрашиваешь ничего?
А. Леонтьева
— Доложись по результатам.
Иерей Дмитрий
— А ты там уже забыл, у тебя все хорошо, все нормально.
Н. Кузьмичева
— «Все хорошо, Господи, я сам».
Иерей Дмитрий
— А ты так спрашиваешь: матушка, а чего, как, что... А, простите, забыл вам сказать. А она же реально ждет результата, то есть ее работа, она есть, так сказать, ну результат-то ее деятельности.
Н. Кузьмичева
— Господь ответил или нет. Она всегда спрашивала.
Иерей Дмитрий
— Это не потому, что у нее там какое-то там тщеславие или что-то было, она была вообще этого лишена, кстати, напрочь. Вот я еще хочу сказать, что у нее не было вот эти тщеславных помыслов каких-то: вот, я там кому-то помогаю. Вообще вот разговор не об этом, никогда не шел, даже у нее не было этих проявлений. Наоборот, она всегда вот, когда исповедовалась, она настолько себя вот, в таком смиренном была духе. Почему она вот, я еще раз вернусь к этому...
А. Леонтьева
— Ну да, вы же ее исповедовали.
Иерей Дмитрий
— Она всегда себя проверяла в плане духовном — правильно ли она ведет людей, правильно ли она молится, всегда советовалась. Даже вроде бы, казалось бы, у простых священников, таких, как там вот ваш покорный слуга. Вот так.
А. Леонтьева
— Да.
А. Леонтьева
— Хочу напомнить, что с нами сегодня владыка Евфимий (Моисеев), епископ Луховицкий, председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского монастыря. А также настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, священник Дмитрий Кузьмичев, матушка Ника. Еще у нас есть немного времени поговорить про матушку Амвросию. И, наверное, хотела спросить: может быть, какие-то истории кто-то помнит, вот которые мы еще не рассказали на радио? Потому что не обязательно очень личные, но какие-то, вот чтобы, так сказать, проиллюстрировать наш разговор.
Н. Кузьмичева
— Ну что могу сказать, если отцы мне позволят?
Епископ Евфимий
— Конечно, матушка.
Н. Кузьмичева
— Вы знаете, у нас интересный очень случай был сейчас, у наших прихожан. Дело все в том, что год назад, 6 июня, как раз на день Ксении Петербуржской, у нас произошла такая трагедия в поселке, когда был сбит сын наших прихожан, такой Александр, Саша. Молодой парень, тогда ему 18 лет было. И вот удар машины был такой, он летел 30 метров, у него слетел с головы шлем. Он был на скутере — знаете, вот эти самокаты, как бы вот на них сейчас молодежь очень ездит. И там была такая ситуация тяжелая, что он столкнулся с машиной, и вот от удара у него еще слетел шлем. Когда его привезли, в коме уже привезли в больницу, как потом мне мама рассказывала, Дарья, мама, она говорит, что когда сделали обследование головы — удар был головой, то, как врачи сказали, у него в голове кисель. Вы, говорит, не рассчитывайте на то, что мальчик будет жив. 95% на то, что он умрет, и 5% — если вдруг он останется жив, вдруг, да, он будет абсолютный овощ. То есть даже на другие результаты вы не рассчитывайте. И я вот помню отчаяние мамы, которая, в общем, приходила в храм. Вы представляете, вот молодой парень. Причем он парень-то такой здоровый, красивый парень. Мы сейчас уже познакомились с ним, немножко забегая вперед. И я ей говорила тогда: Даша, давайте, значит, молиться будем. Вы постарайтесь со всеми примириться, у всех попросить прощения, и давайте с вами вместе помолимся. Вот я очень, я ей рассказала о матушке схимонахине Амвросии, рассказала о том, что вот мы ездили в Юхнов еще при ее жизни, а мы ездим уже и после того, как она отошла ко Господу. И, значит, Дарья сказала, что она будет вместе со мной молиться матушке. И вот представляете, парень лежал в коме, ни на что не реагировал, там, в общем, врачи разводили руками, думали, что он вот-вот умрет. И вдруг вот он год назад, на день рождения матушки, 29 июля, мы поехали с отцом Дмитрием, на могиле послужили панихиду и помолились о том, что, матушка, ты помоги вот Саше, потому что и родители переживают. И вы представляете, а потом я уже звоню Даше, по-моему, то ли на следующий день, то ли в ближайшее время, и я спрашиваю: Дарья, а как дела? Она говорит: Саша открыл глаза. И первый вопрос, который мама задала мальчику, она говорит: Саш, если ты меня понимаешь, хлопни глазами два раза. Если ты понимаешь, кто перед тобой и что я тебе говорю. И вот он ей хлопнул глазами два раза. То есть это сразу был такой знак, что он понимает, что это мама. И они сначала вот разговаривали вот таким вот образом, он глазами разговаривал с мамой. Потом у него потихонечку заработали руки. Потом они приходили к нам в храм, привозили его на коляске. Стал, кстати, что очень интересно, ходить в храм папа...
А. Леонтьева
— Который не ходил.
Н. Кузьмичева
— Который не ходил, Георгий. Он стал приходить вместе с Сашей, начал причащаться. Они начали причащаться все вместе. И вы знаете, потом мы наблюдали, как Саша ходил с ходунками. Сейчас он ходит сам, самое интересное. Они проходят, конечно, реабилитацию. Но самое удивительное было уже для меня, что этой весной мне вдруг Дарья пишет: матушка, помолитесь, значит, молюсь схимонахине Амвросии, Саша поступает в институт. Представляете, парень, которому сказали, что если он очнется, то он, в общем, будет да, будет абсолютный овощ. И тут он поступает в институт. Ну и, конечно, мы опять поехали помолиться к матушке, помолились у нее на могилке. И ответ пришел, 29 июля в этом году Дарья получила сообщение, значит, что ее сын Александр поступил на бюджет в институт. В общем, она была так обрадована, она мне звонила, благодарила. Они приезжали на могилку к матушке, мы все вместе панихиду служили. Немножко погуляли по городу Юхнов, потом сидели в домике, в келье. Надо сказать, что мы там хотя и делаем небольшую реконструкцию — ну как реконструкцию, мы просто дом покрасили как следует, там забор обновили, потому что забор был уже ветхий. Домик действительно очень скромный. Но в келье мы стараемся, чтобы было все неизменно, как было вот при матушке. И вот такое свидетельство вот этого Саши, который, они сейчас подходили ко мне, Саша сказал, что я, говорит, хочу еще туда приехать. Хочу приехать, посидеть еще, помолиться. Вот он, кстати, начал молиться. Вот что интересно, тоже молодой человек достаточно.
А. Леонтьева
— В такой ситуации, матушка, мне кажется, уже невозможно не начать молиться. Какая-то невероятная просто история.
Н. Кузьмичева
— Ну вот это да. И, в общем, это радостная история, такая радостная, хорошая. А главное, что еще радостно, что они сейчас всей семьей ходят в храм.
Иерей Дмитрий
— Ну да, эта история послужила их как бы общему воцерковлению, семейному. Потому что до этого люди были...
Епископ Евфимий
— Опять же миссионерское служение, пожалуйста.
А. Леонтьева
— Да.
Н. Кузьмичева
— Совершенно верно.
Иерей Дмитрий
— И это все на наших глаза, можно сказать, задокументировано, вот все это происходит.
А. Леонтьева
— Ну вот отец Дмитрий говорил, что матушка не страдала тщеславием. И я просто хотела сказать, что вот есть же тетради матушкины, о которых мы говорили тоже в предыдущих программах, где матушка Амвросия в конце как завершенного дела какого-то писала: с Божией помощью... И как она?
Н. Кузьмичева
— «Господь по молитвам исполнил просимое». Она даже себя не упоминала. Она там, у нее интересные записи, что она писала, значит, что вот приходили такие-то, просили то-то и то-то. Вот и потом видно, что там приписочка внизу там вот, что Господь по молитвам исполнил просимое. То есть она даже к себе никакого отношения в этот момент, что она молилась там. Господь. Она всегда говорила, что это Господь либо исполнит, либо нет.
Иерей Дмитрий
— Она вообще вела же очень много записей до того момента, как совсем ослепла, по разным темам. В том числе вела, даже такой у нее был список, кто приезжал в какие дни. И много-много наших знакомых и друзей я там увидел, когда читал эти тетради. И хорошо бы, конечно, их потом можно как-то издать, расшифровать, вот такая вот история очень интересная.
Н. Кузьмичева
— Да, мы сейчас стараемся эти как бы ее вот эти записи хотим отксерить, и уже как-то действительно, может быть, издать какой-то книжкой. Именно как к матушке имеющее отношение напрямую, такие вот записи.
А. Леонтьева
— Ну это такой современный патерик на самом деле, такой задокументированный.
Епископ Евфимий
— Да. Я бы еще хотел сказать, что очень много таких вот общих черт в житии блаженной Матроны Московской, очень почитаемой нашей святой, и, собственно, в жизни матушки Амвросии.
А. Леонтьева
— Да, кстати.
Епископ Евфимий
— И вот эта и слепота, и телесная немощь, и вот действительно такое глубокое погружение, скажем так, в созерцание, в духовное созерцание промысла Божия и судеб Божиих, понимаете, которое ей открывало очень многие какие-то причины очень многих процессов, скажем так. И я когда с ней общался, у меня даже было такое впечатление, что она сама как вот, знаете, как вот апостол Иоанн Богослов, он был, он находился, так сказать, в изумлении, когда ему были вот открыты тайны будущего века и он не мог это все осознать и как-то вместить, в силу человеческой немощи. И вот такое впечатление, что матушка тоже. Она видела настолько далеко и настолько глубоко, что сама не всегда могла вообще осознать, как это вообще, может быть, сама даже не могла поверить в то, что ей было открыто или сложно ей было это сделать. Но то, что она пребывала в таком действительно постоянном каком-то молитвенном духовном общении с Господом, это очевидно, и она сама неоднократно об этом говорила. То есть для нее молитва это действительно это не просто выполнение каких-то правил, самых благочестивых там...
А. Леонтьева
— Как часто для нас.
Епископ Евфимий
— Даже там монашеских и так далее. Это реальная связь с Богом, реальное богообщение и реальное боговидение, понимаете. Это на самом-то деле высшая степень вообще духовного подвига человека, когда уже Господь Себя открывает и открывает смысл и значение многих событий, которые происходят в жизни людей.
А. Леонтьева
— Ну вы знаете, подытоживая нашу беседу, я хочу сказать, что хотя я не очень долго общалась с матушкой, но вот это ощущение невероятной радости, которую она излучала. Ведь при всех ее страданиях, при всех немощах, при том, как вот матушка рассказывает, что очень болели ноги, и она практически с 17 лет не ходила, пятнадцать лет была прикована к постели, ощущение интереса к тебе, к приходящему, да, такого искреннего интереса, совершенно...
Епископ Евфимий
— Да, и всегда какой-то очень ясный, острый ум, всегда очень такие глубокие, проницательные вопросы. И всегда очень четкие ответы, понимаете. То есть особенно вот под конец жизни, уже, так сказать, ее ответы были очень короткими, но очень-очень точными, и практически всегда получалось именно так, как она и говорила.
Н. Кузьмичева
— Да, это так.
А. Леонтьева
— Подтверждаем все.
Епископ Евфимий
— Да, это правда.
А. Леонтьева
— Спасибо огромное за этот вечер, который перенес меня в город Юхнов, в этот мир воспоминаний о матушке Амвросии. Напомню, что сегодня с нами и с вами были владыка Евфимий (Моисеев), епископ Луховицкий, председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского монастыря. А также настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево, священник Дмитрий Кузьмичев, матушка Ника. С вами была Анна Леонтьева. Спасибо огромное за этот разговор. И вот снова ощущение, что матушка Амвросия с нами.
Н. Кузьмичева
— Да, очень такое теплое, радостное такое ощущение, которое, кстати говоря, вот что могу сказать: вот сейчас приезжают люди в ее домик, сидят в ее келье, на ее кроватке, молятся, и вот у них совершенно такое же ощущение — теплое, доброе, как будто вот они прикоснулись к чему-то вот к святому.
А. Леонтьева
— Спасибо огромное, друзья.
Н. Кузьмичева
— Спаси Господи.
Иерей Дмитрий
— Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Рембрандт ван Рейн. «Изгнание торгующих из храм»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита, привет! Прости, пожалуйста, за опоздание. Не представляешь, в какой пробке пришлось отстоять! И откуда столько машин в центре? Выходной ведь. Я в праведном гневе!
— Оля, не переживай! Всё хорошо. Я ведь не на улице тебя ждала, а в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Не скучала — прошлась немного по залам. А вот насчёт праведного гнева мы с тобой, пожалуй, как раз сейчас и поговорим.
— Интересно-интересно! Ты, наверно, какую-то картину на эту тему решила мне показать?
— Угадала. Пойдём-ка в 10-й зал. Вот, посмотри — перед нами произведение кисти Рембрандта ван Рейна.
— Самого Рембрандта?! Потрясающе! Но, подожди... На картине что, какая-то потасовка изображена? У одного из персонажей в руках что-то вроде кнута, а другие в страхе разбегаются...
— А ты прочти подпись. И сразу всё поймёшь.
— «Изгнание торгующих из храма». Иллюстрация евангельского сюжета!
— Совершенно верно! Все четыре евангелиста упоминают этот эпизод. Вот, например, как описано происшествие в Евангелии от Марка: «Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков опрокинул». Посмотри — двое торговцев на первом плане картины в спешке сгребают со стола монеты.
— У одного из них такое изумлённое лицо — он явно не ожидал подобного поворота событий. Кстати, Маргарита, напомни, пожалуйста, а что вообще торговцы и менялы делали в храме?
— Давай уточним: они располагались не внутри самого храма, но на его территории, в одном из дворов. Торговцы продавали ягнят, волов и голубей — их, следуя ветхозаветному закону, иудеи приносили в жертву. Паломники, конечно, могли привести и своё животное. Но многие шли в храм издалека, и проще было купить на месте. В Иерусалиме тогда ходили римские деньги — динарии. Однако на территории храма действовала своя валюта. Поэтому те, кто хотел приобрести жертвенное животное, сначала во дворе обменивали динарии на храмовые монеты — сикли. Всё это происходило в рамках иудейского закона.
— Но почему же тогда Иисус так разгневался на торговцев? Ты ведь не станешь спорить с тем, что Рембрандт изобразил Христа на картине крайне возмущённым. Смотри, как плотно сжаты Его губы, как гневно и решительно сдвинуты брови.
— По мнению толкователей Евангелия и историков-библеистов, Христа возмутил не сам факт нахождения торговцев на храмовом дворе. А то, что они превратили свою деятельность из особого служения в чистый бизнес, забыв о Боге. Двор, где располагались торговцы, напоминал шумный рынок. При виде такого бесчинства в Доме Божием, Христа охватил праведный гнев. Рембрандт, как ты справедливо заметила, тонко и живо передал состояние Спасителя на своём полотне.
— Праведный гнев... Да, кажется, теперь я понимаю, что это значит. Когда ты гневаешься не из-за того, что кто-то или что-то раздражает. А когда попирается правда Божия. Поэтому эмоции, которые я испытала сегодня, стоя в пробке, с праведным гневом, увы, ничего общего не имеют... Верно я рассуждаю?
— Пожалуй, да. Христос в Евангелии предостерегал от напрасного гнева — то есть, направленного против ближнего. Преподобный Макарий Оптинский говорил: «гнев попущен нам Господом для того, чтобы мы направляли его против греха, отторгали зло. Лишь в таком случае он может быть оправдан».
— И художнику удалось ухватить эту суть!
— Особенно учитывая, что на момент написания картины Рембрандту было всего двадцать лет.
— Поверить трудно! И откуда только взялось у юноши столь глубокое понимание Евангелия?!
— Мать Рембрандта была верующей женщиной и по всей видимости воспитывала в вере и сына. А позже большое влияние на художника оказал его первый учитель живописи, Яков ван Сваненбург — тоже глубоко верующий христианин.
— А знаешь, Маргарита... Я теперь чаще буду вспоминать картину Рембрандта ван Рейна «Изгнание торгующих из храма». И евангельский эпизод, который она иллюстрирует. Думаю, это поможет мне больше не путать праведный гнев с напрасным.
Картину Рембрандта ван Рейна «Изгнание торгующих из храма» можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Рембрандт ван Рейн. «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей Борисович, добрый день!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Так обрадовался вчера вашему звонку! Спасибо за приглашение — в Пушкинский музей изобразительных искусств всегда иду с радостью.
— А я ведь, Андрей Борисович, позвала Вас сюда, так сказать, с корыстной целью!
— Неожиданно! И в чём же корысть?
— Знаете, недавно перечитывала библейскую книгу Есфирь. Ну до чего же удивительная история: отважная, сильная духом женщина спасла от гибели тысячи людей! В музее имени Пушкина экспонируется, наверное, одна из самых известных в мире картин на этот ветхозаветный сюжет: полотно Рембрандта ван Рейна «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Мне захотелось снова на него взглянуть. И обсудить с таким знатоком библейской истории, как вы.
— Благодарю за доверие, Маргарита Константиновна! С большим удовольствием ещё раз рассмотрю эту работу великого Рембрандта. Тем более, в компании такого замечательного искусствоведа!
— Спасибо! Кстати, мы пришли — это 10-й зал. Вот и картина. Согласитесь, она словно притягивает к себе. Мимо пройти просто невозможно. Какая удивительная игра света и теней! И прекрасное лицо Эсфири... Знаете, мне её история чем-то напоминает сказку про Золушку — бедная сирота-иудейка вдруг становится персидской царицей, супругой царя Артаксеркса...
— Действительно, библейская книга Есфирь, как сейчас сказали бы, весьма остросюжетная — динамичная, драматичная. Но самое главное, в ней заложен глубочайший духовный смысл. Это история о спасении, которое даёт человеку вера и надежда на Бога. Позвольте, я напомню вкратце её сюжет. Действие происходит примерно в 5 веке до Рождества Христова. Персидский царь Артаксеркс собрал в своём дворце самых красивых девушек со всей империи, чтобы одну из них сделать своей супругой и царицей.
— Ею и стала Эсфирь — приёмная дочь иудея по имени Мардохей.
— Верно. А вскоре царский визирь Аман обманом вынудил Артаксеркса подписать указ об истреблении иудеев по всей персидской земле. Эсфирь, иудейка, решила предотвратить катастрофу. Влиять на политические решения царя женщина, пусть даже и царица, не могла. За такую дерзость у неё были все шансы поплатиться не только высоким положением, но и жизнью. Однако ради спасения своего народа Эсфирь отважилась просить супруга о милости. Она позвала Артаксеркса и Амана. И прямо при визире поведала царю о его кознях.
— Именно этот момент прославленный голландский живописец и запечатлел на своей картине «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Он создал полотно в 1660-м году, уже на закате жизни. В тот период, как считают искусствоведы, Рембрандт достиг наивысшего творческого уровня. Впрочем, ещё юношей, в 1626-м году, Рембрандт впервые запечатлел на холсте сцену разоблачения Амана на пиру у Эсфири. Конечно, картина значительно отличалась от той, что сейчас находится перед нашими глазами. Но, так или иначе, этот библейский сюжет интересовал художника всегда.
— Кстати, давайте обратимся к Библии. Вот как она описывает напряжённый эпизод, который мы видим на картине: «И пришёл царь с Аманом пировать у Есфири царицы. И Есфирь сказала: проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. И отвечал царь Артаксеркс царице Есфири: кто тот, который отважился в сердце своём сделать так? И сказала Есфирь: враг и неприятель этот — злобный Аман! И Аман затрепетал пред царём и царицею».
— Что и говорить, Рембрандт потрясающе сумел передать и значимость мгновения, и душевное состояние героев. Посмотрите — Эсфирь, похоже, только что закончила свой обличающий рассказ. По-видимому, он был эмоциональным — её руки всё ещё в движении. Артаксеркс осмысливает услышанное — крепко сжав губы, он смотрит прямо перед собой. Аман опустил голову и ссутулился...
— Эсфирь тоже склонила голову. Но не в страхе, а словно в молитвенной покорности. Можно сделать вывод, что Рембрандт очень хорошо, в деталях был знаком с библейской книгой Есфирь. И знал, что накануне пира царица молилась Богу: «Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя и дай мне мужество...».
— Да, художник сумел передать множество тонких граней удивительной библейской истории. Посмотрите, какими светоносными красками Рембрандт выписал облик Эсфири. Таким образом он словно подчёркивает её одухотворённость. Озарена и фигура Артаксеркса — на полотне они с Эсфирью как бы составляют единое световое целое. Фигура Амана, напротив, затемнена.
— Да, говорящий художественный приём. Мне кажется, даже неподготовленный зритель сможет уловить настроение картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Кстати, любопытно было бы узнать, а как этот шедевр мировой живописи попал в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина?
— О, путь был непростым! Картину в 1764-м году прибрела для Эрмитажа императрица Екатерина Вторая. Полотно пребывало в плохом состоянии, но тогда мастера сумели его отреставрировать. В конце 19-го столетия Эрмитаж передал картину Румянцевскому музею Петербурга. С годами она снова стала разрушаться. Только подумайте: четыре раза изображение переносили на новый холст. А это невероятно тонкая и кропотливая работа. Окончательно остановить процесс разрушения смогли специалисты Пушкинского музея, в экспозиции которого полотно и находится с 1924-го года.
— Как хорошо, что картину удалось спасти. Ведь работа Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — ярчайший пример того, как Священное Писание во все времена вдохновляло творческих людей на создание шедевров.
— И как хорошо, что посмотреть на этот удивительный пример сегодня может каждый!
Увидеть картину Рембрандта ван Рейна «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» можно в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Все выпуски программы Свидание с шедевром