Как же меня раздражали некоторые люди. Видишь человека, он тебе не нравится. Или его взгляды на жизнь отталкивают. Стараешься поменьше общаться или не общаться вовсе на спорные темы. Ну, или молчишь, когда зашел разговор, виду не подаешь, а внутри все кипит. И это внутреннее состояние стало меня угнетать.
Я тогда только начала в храм на службы ходить. И исповедовалась всего несколько раз. В первую очередь в тяжких грехах каялась, которые очень тяготили, с другими еще предстояло разобраться. При подготовке к очередной исповеди изучала брошюры, которые предназначены для помощи кающимся.
Меня интересовало именно раздражение. Что это? Неужели грех? В одной из книг было представлено перечисление грехов без пояснений. В другой дано более подробное описание. Указано, что раздражение есть нарушение шестой заповеди: «Не убий», если в таком порыве набросился на человека с кулаками или обидел злым, острым словом.
Я никогда не дралась и на людей не кричала. В общем, я ко всем и относилась неплохо, но раздражалась от того, что кто пьет, кто гуляет, кто работать не хочет, да еще гордится этим. Своего внутреннего состояния никому не показывала. Это все равно грех?
Почитала другие книги на эту тему, поговорила со священником. Он предупредил, что с раздражением надо очень серьезно работать. Например, если сдерживаю раздражение на работе, когда кто-то не выполнил своих обязанностей, вообще ничего не говорю человеку, даже не делаю замечаний, то это грех человекоугодия, когда хочешь выглядеть хорошим перед людьми. Необходимо уметь корректно высказывать свою позицию, чтобы не страдало общее дело. Надо учесть, что постоянно сдерживаться невозможно, раздражение когда-нибудь обязательно выплеснется наружу. Тогда оно приведет к еще более тяжкому греху — гневу.
Я поняла, что раньше рассуждала по-мирски: не надо идти на конфликт, несмотря на внутреннее раздражение. И если бы я не пришла в Церковь, не известно, куда бы меня это состояние привело.
Я узнала очень важную вещь: каждому греху, каждой страсти противостоит добродетель. Гневу и раздражению — кротость. Значит, чтобы избавиться от раздражения, я должна возрастить в себе кротость? Ничего себе задача. Ясно, что не на один день, а на всю жизнь. Что же делать? Священник объяснил, что без помощи Господа, победить страсть не получится. И начать надо с молитвы. Просить исцелить от греха. И еще молиться за людей, которые раздражают.
Я до этого молилась только за семью, за самых близких. Когда начала молиться о других людях, почувствовала помощь Божью. Я стала иначе мыслить, и уже не обращать внимание на какие-то поступки других людей, а видеть более значимые вещи. Это был очень ценный для меня опыт.
К сожалению, от раздражения мне не удалось полностью излечиться до сих пор, но в Церкви я получила лекарство, которое помогает.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Брань с привычкой. Алёна Боголюбова
В «Оптину пустынь» — за опытом, — есть такое расхожее выражение. Я проверила его на себе и вот какое мнение на этот счёт у меня сложилось: трудничество в монастыре — это прекрасный и наиболее действенный способ избавиться от вредных привычек, и приобрести привычки полезные.
В обители моим послушанием стало мытьё посуды после братской трапезы. А всё свободное время я тратила на что-то душеполезное: читала, гуляла в тихом и красивом лесу, где много святых источников, ходила на службы и молилась рядом с монахами. При этом, тебя обеспечивают вполне приличным жильём и кормят монастырской едой из экологически чистых продуктов. Но главное, что в Оптиной у меня получилось посмотреть в себя и обнаружить то, что мне мешает. Гаджеты! Для меня смартфон — уже не просто необходимый атрибут, а привычка. И только в монастыре я поняла, чего она меня лишает.
Однажды, попытка подзарядить телефон на кухне с гигантскими электроплитами, на которых готовят еду для всей братии, окончилась мгновенной смертью моего смартфона. Я сама виновата — решила вставить устройство в розетку, над которой была четкое предупреждение: «Использовать только для оборудования братской трапезы!». В общем, скачок в напряжении не оставил шансов моему гаджету. Расстройство длилось примерно три секунды, после чего я неожиданно для самой себя произнесла: «Ну, и слава Богу!». Я почему-то обрадовалась, увидев в этом знак.
Первые два дня, а точнее два вечера, мне сильно не хватало моего смартфона, ощущалась какая-то пустота, даже уснуть было трудно. Хотя действительно важные вопросы были решены: мужу и детям я позвонила с чужого телефона — убедилась, что они в порядке, и мы договорились созваниваться каждый вечер. На работе тоже все было спокойно, то есть мир меня отпустил. А вот отпустила ли мир я?.. Выходило, что нет. Но именно благодаря особой атмосфере монастыря мой мозг стал освобождаться от информационных перегрузок. Это очень явно чувствовалось по утрам, когда я просыпалась на ранний братский молебен, а на душе были мир и тишина. На третий день я почувствовала, как мое настроение улучшилось, появилась бодрость.
В беседе с одним из оптинских иеромонахов я упомянула о своем — в кавычках — «подвиге» и оказалось, что это обычное дело. Да, батюшка так и сказал:
— Это классика. Любая аскеза высвобождает энергию. Главное перенаправить её во что-то полезное.
Теперь вместо просмотра ленты и переписки, я читаю жития святых, делаю зарядку, учу стихи, занимаюсь каллиграфией и так далее.
Понятно, что выигранный бой, это еще не выигранная война — враг просто так не отступит, но я теперь точно знаю, с кем имею дело и что на кону. 20-30 минут ежевечернего пролистывания ленты и просмотра развлекательных видео — это неделя чистого времени за год. То есть 7 суток в году я просто выбрасывала. Не знаю, случайно ли, но в самый нужный момент мне на глаза попалась цитата одного из оптинских старцев — преподобного Никона, который говорил так:
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Да, как же всё-таки это промыслительно: только освободившись от привычки, я увидела, кто мне помог её сформировать.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
24 декабря. Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
24 декабря. О важности духовного роста христиан
В 5-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Для вас нужно молоко, а не твёрдая пища».
О важности духовного роста христиан — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема











