Как же меня раздражали некоторые люди. Видишь человека, он тебе не нравится. Или его взгляды на жизнь отталкивают. Стараешься поменьше общаться или не общаться вовсе на спорные темы. Ну, или молчишь, когда зашел разговор, виду не подаешь, а внутри все кипит. И это внутреннее состояние стало меня угнетать.
Я тогда только начала в храм на службы ходить. И исповедовалась всего несколько раз. В первую очередь в тяжких грехах каялась, которые очень тяготили, с другими еще предстояло разобраться. При подготовке к очередной исповеди изучала брошюры, которые предназначены для помощи кающимся.
Меня интересовало именно раздражение. Что это? Неужели грех? В одной из книг было представлено перечисление грехов без пояснений. В другой дано более подробное описание. Указано, что раздражение есть нарушение шестой заповеди: «Не убий», если в таком порыве набросился на человека с кулаками или обидел злым, острым словом.
Я никогда не дралась и на людей не кричала. В общем, я ко всем и относилась неплохо, но раздражалась от того, что кто пьет, кто гуляет, кто работать не хочет, да еще гордится этим. Своего внутреннего состояния никому не показывала. Это все равно грех?
Почитала другие книги на эту тему, поговорила со священником. Он предупредил, что с раздражением надо очень серьезно работать. Например, если сдерживаю раздражение на работе, когда кто-то не выполнил своих обязанностей, вообще ничего не говорю человеку, даже не делаю замечаний, то это грех человекоугодия, когда хочешь выглядеть хорошим перед людьми. Необходимо уметь корректно высказывать свою позицию, чтобы не страдало общее дело. Надо учесть, что постоянно сдерживаться невозможно, раздражение когда-нибудь обязательно выплеснется наружу. Тогда оно приведет к еще более тяжкому греху — гневу.
Я поняла, что раньше рассуждала по-мирски: не надо идти на конфликт, несмотря на внутреннее раздражение. И если бы я не пришла в Церковь, не известно, куда бы меня это состояние привело.
Я узнала очень важную вещь: каждому греху, каждой страсти противостоит добродетель. Гневу и раздражению — кротость. Значит, чтобы избавиться от раздражения, я должна возрастить в себе кротость? Ничего себе задача. Ясно, что не на один день, а на всю жизнь. Что же делать? Священник объяснил, что без помощи Господа, победить страсть не получится. И начать надо с молитвы. Просить исцелить от греха. И еще молиться за людей, которые раздражают.
Я до этого молилась только за семью, за самых близких. Когда начала молиться о других людях, почувствовала помощь Божью. Я стала иначе мыслить, и уже не обращать внимание на какие-то поступки других людей, а видеть более значимые вещи. Это был очень ценный для меня опыт.
К сожалению, от раздражения мне не удалось полностью излечиться до сих пор, но в Церкви я получила лекарство, которое помогает.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»: «Дар жизни»

Фото: Piqsels
Сегодня мы поговорим о повести известного писателя-фантаста двадцатого века — Рэя Брэдбери. Называется она «Вино из одуванчиков». Главный герой, двенадцатилетний Дуглас, идёт с отцом и младшим братом в лес за ягодами. И вот что там происходит: «Дуглас шумно дышал. Я и правда живой, думал Дуглас. Прежде я этого не знал, а может, и знал, да не помню. Надо же! Прожил на свете целых двенадцать лет и ничегошеньки не понимал! И вдруг такая находка: тут, под деревом, сверкающие золотые часы, редкостный хронометр с заводом на семьдесят лет!»
Дуглас совершил великое открытие! Мальчику понадобилось для этого двенадцать лет. Кому-то нужно будет в два раза больше. Кому-то — половина жизни. А кто-то однажды сделает это открытие, но... предпочтёт убрать его на полку, подальше, до удобного часа, сказав себе: «Вот докончу то и то, дождусь того и того, добьюсь того и того, тогда и достану свою жизнь, разверну, сдуну с неё пылинки и — заживу».
И рискует такой человек до самой смерти не понять, ради чего жил.
А можно поступить иначе. Осознать, как это сделал маленький герой повести «Вино из одуванчиков», какой неимоверный дар вложен нам в руки. И сделать всё, чтобы не растратить его впустую.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема







