
Флп., 242 зач., II, 16-23.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В своих посланиях апостол Павел неоднократно упоминал, что все его успехи на поприще христианской проповеди принадлежат не ему, а Богу, сам же апостол — лишь инструмент в руках Христа. Когда апостол Павел писал об этом, он был абсолютно искренен, в его словах не было и доли лукавства, у него действительно не было ничего своего, того, на что он мог бы опереться во время миссионерских путешествий. Как мы знаем, его подводило даже собственное тело: у Павла было хроническое заболевание, и о нём он неоднократно упоминал в своих посланиях. Не хватало апостолу и надёжных помощников — этой теме посвящена 2-я глава его Послания к Филиппийцам, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Послание апостола Павла к Филиппийцам, отрывок из которого мы только что услышали, было написано апостолом во время его пребывания под стражей. Учёные высказывают различные предположения относительно того, где именно находился апостол во время написания этого послания, однако церковная традиция полагает, что дело было в Риме в начале 60-х годов по Рождестве Христовом. Даже если не знать об обстоятельствах появления Послания апостола Павла к Филиппийцам, то из самого текста этого послания можно понять, что апостол пребывает в сложной жизненной ситуации, которая может закончиться его смертью.
Апостол Павел был нормальным человеком, а потому его не могла не страшить предстоящая казнь, его душа скорбела, и он искал утешения. Но как может быть утешен тот, кто всю свою жизнь посвятил делу проповеди? Ответ очевиден: утешить его могли лишь успехи тех, кому он благовествовал слово Христовой истины, то есть успехи его духовных детей.
С этого момента начинается, как кажется, самый интересный фрагмент только что прозвучавшего отрывка Послания к Филиппийцам: чтобы узнать об обстоятельствах духовной жизни своих адресатов, апостол Павел решил направить к ним своего ближайшего ученика Тимофея, и сделал это апостол с очень интересной оговоркой, он написал, что выбор пал на Тимофея по той причине, что рядом с Павлом не было никого, кто обладал бы таким же усердием, как и Тимофей, ведь все прочие «ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21).
Здесь привлекают внимание сразу два момента. Во-первых, достоверную информацию о духовной жизни мог выяснить лишь тот, кто сам живёт такой жизнью, кто ищет лишь того, что угодно нашему Спасителю. Это свидетельство Послания к Филиппийцам очень важно, ведь оно подтверждает, что судить о духовном может лишь тот, у кого есть общение с Духом Святым, все же прочие попросту не в состоянии будут что-либо понять.
Во-вторых, живущих по-настоящему духовной жизнью людей никогда не бывает много. В ближайшем окружении апостола Павла нашёлся лишь один такой человек — Тимофей. Это довольно печально. Однако печаль апостола может стать своего рода утешением для нас тогда, когда мы решим, что Церковь уже не та, что Дух Святой не действует в нас так, как действовал в апостольскую эпоху. Прозвучавший сегодня отрывок Послания к Филиппийцам свидетельствует, что люди, живущие ради Христа, всегда в меньшинстве, и встретить такого человека — величайшая удача, и в этом смысле наше время мало чем отличается от апостольского.
Пусть же Бог поможет нам встретить таких людей, и благодаря этой встрече самим стать теми, для кого Христос — и цель жизни, и её смысл, и предел стремлений!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июня. О понимании слов Господа из Евангелия от Иоанна

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники».
О понимании слов Господа — игумен Лука Степанов.
Из книги Деяний мы узнаём, что во времена Христа имели место различные бунты против оккупантов, против римских завоевателей со стороны иудеев. И некие Иуда и Февда выводили в пустыню, а потом и с разными агрессивными намерениями собирали людей числом до 400 и больше, которые сопротивлялись римскому владычеству, а сами предводители этих восстаний выдавали себя за кого-то великого, в том числе и за Мессию.
И свидетельствует об этом воспитатель самого апостола Павла, говоря иудеям, если и христиане не от Бога, то и их дело разорится так же, как разорил Господь после гибели предводителей этих восстаний, после гибели этих лжемессий и их движений.
Так что слова Господа о том, что правы были те, кто не пошли за этими ложными руководителями и именуют своими овцами тех, кто, увидев в нем пастыря доброго, собираются к нему и следуют за ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июня. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 3 июня. Празднество в честь Владимирской иконы Божьей Матери, установленное в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1531 году.
О почитании иконы — протоиерей Владимир Быстрый.
Владимирская икона Божьей Матери — одна из самых древних и почитаемых икон на Руси. Ей посвящены три праздника: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.
По преданию, икона написана апостолом и евангелистом Лукой на столешнице от стола, за которым трапезничал Спаситель со своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Это один из трёх типов икон, написанных евангелистом. Он носит название «Умиление». Богомладенец, обратив свой взор на свою Пречистую Матерь, нежно прижимается к ней щекой. Икона двухсторонняя: на лицевой стороне образ Богоматери и Богомладенца, а на обороте — престол и орудия страстей Христовых: крест, копьё и трость.
На Руси эта икона находится с 1131 года. Это подарок греческого митрополита Михаила киевскому князю Мстиславу. А в 1155 году князь Андрей Боголюбский перенёс её во Владимир. В 1395 году икона перенесена в Москву. Именно тогда Москва была спасена от нашествия хана Тамерлана.
8 сентября в честь этого события мы празднуем Сретение иконы Божьей Матери Владимирской. А 6 июля мы отмечаем избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при Великом князе Иоанне III хан пошёл на Москву, подошёл к реке Угре, но испугался её переходить и вернулся назад. Это событие стало концом татаро-монгольского ига.
Все выпуски программы Актуальная тема