2 Кор., 174 зач., III, 12-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Чем для нас является вера? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Для кого-то это способ найти опору в жизни, для кого-то возможность договориться с высшими силами, которые так или иначе приходится учитывать. Но чем должна быть вера для христиан? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Иногда от некоторых проповедников можно услышать, что христианство — это не религия. Кого-то эти слова могут смутить, однако говорящие подобное не отрицают ни веры, ни религиозных действий или обрядов, они отрицают сведение христианства к культу и формам. Вместо этого содержанием христианства оказываются не отдельные действия, но жизнь по вере в Иисуса Христа. Человеку после грехопадения свойственно из всего делать культ. Мы делаем культ из еды, из работы, из себя самих и за всем этим не замечаем самой жизни. Христианство приходит в мир не как очередной культ, не как очередная форма или очередной обряд... хотя всё это есть в христианстве, потому что без форм человек не может. Суть христианства не в формах, но в том, чтобы сама человеческая жизнь стала такой, какой её задумал Бог.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел спорит с иудейским подходом к религиозной жизни. В своё время лицо Моисея, пережившего личную встречу с Богом, так сияло светом славы Божией, что он был вынужден покрывать его полотном. Он сообщил людям закон, но не мог сообщить им опыта той личной встречи, которая его преобразила. В отличие от Моисея, которого апостол, несомненно, очень почитал, Павел может с дерзновением сказать, что через Христа эта личная встреча с Богом оказалась доступна каждому. И если иудеям Моисей не мог открыть окончательной цели Завета, то теперь преграда эта снимается Христом.
Но значит ли это, что больше никаких преград не существует? К сожалению, не значит... Потому что Христос никого насильно к богообщению не зовёт, Он только делает его возможным. И раз люди свободны, они могут продолжать жить с тем же покрывалом на сердце. Таким людям оказывается нужна религия, но им не нужно усыновление Богу во Христе. Им достаточно форм, достаточно культа, но жизнь с Богом им не нужна, потому что тогда придётся эту жизнь сделать Божьей, в то время как им хочется прожить её по-своему, просто с некоторыми религиозными гарантиями.
Когда об этом говорил сам апостол Павел, он имел в виду иудеев, которые не принимали новых отношений с Богом. Но и сегодня есть люди, которые поступают по принципу: живи по закону и твоя земная жизнь будет благословенна. Апостол же предлагает пойти дальше и искать преображения своей жизни по образу жизни Божией. Как ребёнок, который боится отпустить руку матери или оттолкнуться от предмета, на который опирается, никогда не сможет ходить свободно, так иудеи, сконцентрировавшись на законе, никогда не смогли бы возвыситься к новому опыту. Но, апостол пишет: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода». Это значит, что, если мы желаем более глубоких отношений с Богом, без того чтобы повзрослеть, нам никак не обойтись. Бог ждёт от нас взрослых, сознательных, свободных решений, а не просто исполнения правил. Правила, несомненно нужны, но вместо того, чтобы считать их самоцелью, важно стремиться к тому, что иногда называют охристовлением всей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 255 зач., II, 13-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как уберечь себя от лжеучения и ереси? Как не попасться на крючок к духовному обманщику и шарлатану? Ответ на этот вопрос содержится во 2-й главе послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Обращаясь к христианам города Колоссы, апостол Павел предостерегает их от увлечения разного рода ложными идеями и учениями, которые получили широкое распространение в культуре античного мира. Особо опасными для Церкви были те, которые паразитировали на имени Христа или же на ветхозаветной иудейской традиции, из которой и вышло христианство. Таких лжеучителей было очень трудно распознать. Ведь формально их было не отличить от членов церковной общины. Они могли участвовать в таинствах, быть прихожанами, а порой даже занимать административные и иерархические должности в Церкви. Кроме этого, нередко они были образованными, проницательными, харизматичными лидерами. А потому могли иметь большое влияние на умы и сердца простых верующих.
Из прозвучавшего отрывка становится очевидным, что увлекали они людей не только искренностью и пламенностью. В их распоряжении был, как бы мы сейчас сказали, свой арсенал манипуляций. Апостол Павел упоминает как минимум два вида манипуляций. Во-первых, лжеучители упрекали христиан в том, что те не выполняют ритуальные постановления ветхозаветной религии. Многие христиане смущались от подобных упрёков. Особенно те, кто пришёл в Церковь из иудейства. Естественным образом у них могло появляться чувство вины и стыда. Из-за подобных переживаний они становились заложниками самозванцев, которые использовали эти эмоции, чтобы держать людей под контролем. Поэтому и пишет Павел: «никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Во-вторых, лжеучители предлагали людям разные методы, которые, по их словам, способны облегчить их духовный подвиг и гарантированно обрести Бога. Толкователи предполагают, что речь может идти об астрологии и обращении к иным оккультным духовным практикам. Лёгкий, быстрый путь вместо постепенного, поэтапного, трудоёмкого процесса.
Апостол Павел призывает своих адресатов не верить этим лжеучителям. Не отдавать им свою волю, не искать каких-то иных посредников между собой и Богом. Этот призыв актуален и для нас с вами. Казалось бы, мы живём в христианской культуре. Время лжеучителей прошло. Отчасти это действительно так. На протяжение первого тысячелетия Церковь смогла выявить основные заблуждения и дать им достойный ответ. Однако проблема глубже, чем мы можем себе представить.
Да, ереси ниспровергнуты. Однако наше желание найти человека, который сразу даст чёткий ответ на все вопросы и поможет нам решить наши духовные проблемы, неистребимо. Нам не хочется двигаться медленно, словно против ветра. Нам хочется какой-то чудодейственной техники, эффект от которой ощущался бы мгновенно. Напрягать свою волю, побуждать себя на протяжении долгого времени концентрировать своё внимание на Евангелии, на исполнении заповедей Христовых, на изменении отношений с самым близким кругом людей нам неинтересно. Ведь здесь нет духовного восторга. Нет эйфории. А порой нам хочется именно этого. Нам кажется, что духовная жизнь — это бесконечный праздник, триумф и фейерверк. И нам сложно бывает представить себе, что в основном это тяжёлый, изнурительный труд, рутина. А потому ждать быстрых результатов — всё равно что стоять перед зеркалом и пытаться увидеть, как растут на голове волосы. Но мы продолжаем гнаться за быстрыми результатами и искать, кому бы отдать свою свободу. И такой человек обязательно находится.
Сегодня апостол напоминает, что никто не даст нам спасение, кроме Христа. А со Христом тот, кто «умер для стихий мира». То есть тот, кто долго, мучительно, порой через боль вырабатывал у себя навык исполнять Евангелие. Тот, кто во всех своих делах приучал себя поступать с людьми так, как поступал с ними Господь. Лишь такой, по словам апостола Павла, «растёт возрастом Божиим». И Его наставником, и учителем становится сам Христос, Который сияет в его уме и сердце Своим Святом Духом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем закупить дрова для одиноких пенсионеров
Есть люди, которые ждут зимы — её морозных узоров на окнах и пушистого снега — с особой радостью. А кто-то готовится к приходу холодов с тревогой. Среди них много одиноких пенсионеров, живущих в домах с печным отоплением в отдалённых деревнях и сёлах. Чтобы запастить достаточными количеством дров на весь холодный сезон, бабушкам и дедушкам необходимо отложить 2-3 пенсии. Но порой сделать это просто невозможно. Ведь нужно ещё покупать еду, лекарства и не только. Чтобы пожилые люди не стояли перед трудным выбором: недоедать или мёрзнуть, фонд «Старость в радость» приходит им на помощь, передавая самое необходимое, в том числе дрова.
70-летняя пенсионерка Нина Ивановна из Республики Марий Эл, одна из подопечных фонда. Когда-то у неё были муж и сын — но в живых никого не осталось. Живёт одинокая бабуля в старом деревянном доме. Чтобы поддерживать в нём тепло, нужно много дров, а ресурсов на это не хватает. Поэтому Нина Ивановна ходит по дому в пальто и валенках. Другая подопечная, её землячка — Татьяна Николаевна, тоже с большим трудом переживает каждую зиму. Супруг умер, помощников рядом нет, вот женщина и справляться со всеми заботами одна, как может.
К счастью, Татьяне Николаевне и Нине Ивановне, больше не придётся мёрзнуть. Ведь команда фонда «Старость в радость» взяла их и сотни других пенсионеров из российской глубинки под своё заботливое крыло.
Чтобы обеспечить всех подопечных нужным количеством дров на зиму, проект «Старость в радость» при поддержке фонда «Мои друзья» открыл сбор средств. И если вы хотите поучаствовать в этом большом добром деле и подарить людям тепло, переходите на сайт: моидрузья.орг, в раздел «Нужна помощь», и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
Гостем программы был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел об истории Нижнего Новгорода, как он появился и развивался и как стал одним из самых значимых городов Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
- «Внешняя политика США в конце 19 века». Григорий Елисеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов