
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 174 зач., III, 12-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Чем для нас является вера? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Для кого-то это способ найти опору в жизни, для кого-то возможность договориться с высшими силами, которые так или иначе приходится учитывать. Но чем должна быть вера для христиан? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Иногда от некоторых проповедников можно услышать, что христианство — это не религия. Кого-то эти слова могут смутить, однако говорящие подобное не отрицают ни веры, ни религиозных действий или обрядов, они отрицают сведение христианства к культу и формам. Вместо этого содержанием христианства оказываются не отдельные действия, но жизнь по вере в Иисуса Христа. Человеку после грехопадения свойственно из всего делать культ. Мы делаем культ из еды, из работы, из себя самих и за всем этим не замечаем самой жизни. Христианство приходит в мир не как очередной культ, не как очередная форма или очередной обряд... хотя всё это есть в христианстве, потому что без форм человек не может. Суть христианства не в формах, но в том, чтобы сама человеческая жизнь стала такой, какой её задумал Бог.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел спорит с иудейским подходом к религиозной жизни. В своё время лицо Моисея, пережившего личную встречу с Богом, так сияло светом славы Божией, что он был вынужден покрывать его полотном. Он сообщил людям закон, но не мог сообщить им опыта той личной встречи, которая его преобразила. В отличие от Моисея, которого апостол, несомненно, очень почитал, Павел может с дерзновением сказать, что через Христа эта личная встреча с Богом оказалась доступна каждому. И если иудеям Моисей не мог открыть окончательной цели Завета, то теперь преграда эта снимается Христом.
Но значит ли это, что больше никаких преград не существует? К сожалению, не значит... Потому что Христос никого насильно к богообщению не зовёт, Он только делает его возможным. И раз люди свободны, они могут продолжать жить с тем же покрывалом на сердце. Таким людям оказывается нужна религия, но им не нужно усыновление Богу во Христе. Им достаточно форм, достаточно культа, но жизнь с Богом им не нужна, потому что тогда придётся эту жизнь сделать Божьей, в то время как им хочется прожить её по-своему, просто с некоторыми религиозными гарантиями.
Когда об этом говорил сам апостол Павел, он имел в виду иудеев, которые не принимали новых отношений с Богом. Но и сегодня есть люди, которые поступают по принципу: живи по закону и твоя земная жизнь будет благословенна. Апостол же предлагает пойти дальше и искать преображения своей жизни по образу жизни Божией. Как ребёнок, который боится отпустить руку матери или оттолкнуться от предмета, на который опирается, никогда не сможет ходить свободно, так иудеи, сконцентрировавшись на законе, никогда не смогли бы возвыситься к новому опыту. Но, апостол пишет: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода». Это значит, что, если мы желаем более глубоких отношений с Богом, без того чтобы повзрослеть, нам никак не обойтись. Бог ждёт от нас взрослых, сознательных, свободных решений, а не просто исполнения правил. Правила, несомненно нужны, но вместо того, чтобы считать их самоцелью, важно стремиться к тому, что иногда называют охристовлением всей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер