
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 174 зач., III, 12-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Чем для нас является вера? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Для кого-то это способ найти опору в жизни, для кого-то возможность договориться с высшими силами, которые так или иначе приходится учитывать. Но чем должна быть вера для христиан? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Иногда от некоторых проповедников можно услышать, что христианство — это не религия. Кого-то эти слова могут смутить, однако говорящие подобное не отрицают ни веры, ни религиозных действий или обрядов, они отрицают сведение христианства к культу и формам. Вместо этого содержанием христианства оказываются не отдельные действия, но жизнь по вере в Иисуса Христа. Человеку после грехопадения свойственно из всего делать культ. Мы делаем культ из еды, из работы, из себя самих и за всем этим не замечаем самой жизни. Христианство приходит в мир не как очередной культ, не как очередная форма или очередной обряд... хотя всё это есть в христианстве, потому что без форм человек не может. Суть христианства не в формах, но в том, чтобы сама человеческая жизнь стала такой, какой её задумал Бог.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел спорит с иудейским подходом к религиозной жизни. В своё время лицо Моисея, пережившего личную встречу с Богом, так сияло светом славы Божией, что он был вынужден покрывать его полотном. Он сообщил людям закон, но не мог сообщить им опыта той личной встречи, которая его преобразила. В отличие от Моисея, которого апостол, несомненно, очень почитал, Павел может с дерзновением сказать, что через Христа эта личная встреча с Богом оказалась доступна каждому. И если иудеям Моисей не мог открыть окончательной цели Завета, то теперь преграда эта снимается Христом.
Но значит ли это, что больше никаких преград не существует? К сожалению, не значит... Потому что Христос никого насильно к богообщению не зовёт, Он только делает его возможным. И раз люди свободны, они могут продолжать жить с тем же покрывалом на сердце. Таким людям оказывается нужна религия, но им не нужно усыновление Богу во Христе. Им достаточно форм, достаточно культа, но жизнь с Богом им не нужна, потому что тогда придётся эту жизнь сделать Божьей, в то время как им хочется прожить её по-своему, просто с некоторыми религиозными гарантиями.
Когда об этом говорил сам апостол Павел, он имел в виду иудеев, которые не принимали новых отношений с Богом. Но и сегодня есть люди, которые поступают по принципу: живи по закону и твоя земная жизнь будет благословенна. Апостол же предлагает пойти дальше и искать преображения своей жизни по образу жизни Божией. Как ребёнок, который боится отпустить руку матери или оттолкнуться от предмета, на который опирается, никогда не сможет ходить свободно, так иудеи, сконцентрировавшись на законе, никогда не смогли бы возвыситься к новому опыту. Но, апостол пишет: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода». Это значит, что, если мы желаем более глубоких отношений с Богом, без того чтобы повзрослеть, нам никак не обойтись. Бог ждёт от нас взрослых, сознательных, свободных решений, а не просто исполнения правил. Правила, несомненно нужны, но вместо того, чтобы считать их самоцелью, важно стремиться к тому, что иногда называют охристовлением всей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.