
Эта история случилась зимой. Я первый год училась в институте на вечернем отделении, а утром работала. Жила я тогда в Подмосковье, а вот учиться ездила каждый день в Москву и возвращалась домой уже очень поздно.
Дорога была небезопасной. Она шла от станции сквозь дачный поселок, в котором часто отключался свет. Потом надо было перейти шоссе, а перекресток не регулировался. Очень много там случалось аварий. Поэтому меня на станции встречала мама.
Электрички зимой часто задерживались или отменялись вовсе, и маме приходилось подолгу ждать меня на морозе. В силу уже преклонного возраста ей, конечно, было непросто, особенно в непогоду.
Тот вечер выдался особенно холодным и ветренным. Когда я вышла из электрички, мама стояла, уже сжавшись от холода. Ветер дул в лицо. Мы шли медленно. Скоро и у меня замёрзли ноги, руки и лицо. Как чувствовала себя мама, я даже не представляла.
Последние метры до дома давались особенно тяжело. Руки так замерзли, что вовсе перестали меня слушаться. Дверь в подъезд я открыть не смогла, открыла мама. Зашли в тепло и обе с облегчением выдохнули. Но наша радость оказалась недолгой.
В доме сломался лифт. Мы жили на восьмом этаже и сил подниматься уже не оставалось. Я продолжала нажимать на кнопку в надежде, что он заработает. Но тут услышала стук из шахты сверху. В лифте кто-то застрял. Для меня это значило, что в ближайшее время лифт точно не заработает, и придется подниматься пешком на восьмой этаж.
Внутри все закипело от раздражения и злости на человека в лифте, на погоду, на лифтеров и даже на маму, которая почему-то стояла у дверей лифта и не спешила идти на лестничную клетку, подниматься.
— Мама, пойдём домой, чего ты стоишь?! — я уже еле сдерживала раздражение.
Мама посмотрела на меня очень внимательно, вздохнула и сказала:
— Подожди. Надо пойти к дежурному диспетчеру, вызвать лифтера. Нельзя оставлять ночью человека в лифте.
Как только я представила, что нужно снова выйти на холод и куда-то идти, раздражение и злость внутри меня словно снежный ком увеличились в размерах.
— Я больше не собираюсь никуда идти. Ничего с этим человеком не случится, если он немного посидит в лифте! — ответила я и зашагала вверх по лестнице. Мама пошла на улицу, к диспетчеру.
Пока я поднималась, передо мной стояли глаза моей мамы, уставшие и печальные. С каждой пройденной ступенькой, в груди разрасталось что-то очень тяжелое, похожее на камень. Когда я поднялась на восьмой этаж, у меня уже ручьем текли слезы и не могли остановиться. Мне было стыдно перед мамой, перед человеком в лифте и пред самой собой.
Я уже хотела развернуться и бежать обратно, но вдруг услышала, что в шахте лифта что-то щелкнуло. Это мама уже вернулась с лифтером... И тут я разрыдалась еще сильнее.
Через пару минут кабина лифта дернулась и поехала вниз. Все заработало!
Я дождалась, пока приедет мама. Она вышла из лифта, посмотрела на мои заплаканные глаза и спокойно сказала:
— Все хорошо, пойдем уже домой...
Эта история произошла много лет назад, но я до сих пор помню ее в мельчайших подробностях. Мама мне показала пример истинно христианского отношения к ближнему. Когда, не смотря на непогоду, усталость и позднее время, она, не думая о себе, пошла помогать совершенно незнакомому ей человеку. Потому что ближний этот не только твой друг или человек, которого ты знаешь, а тот, кто именно сейчас нуждается в твоей помощи.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» говорится в Евангелие от Иоанна. И в тот зимний вечер эти слова исполнились в полной мере.
Автор: Анастасия Битиева
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема