Не каждая история может стать легендой, но те, что становятся, переживают века. И встают перед нами удивительные образы: ослепительные пески, опаленные солнцем монастырские стены, кувшины с водой, брошенные в пальмовой тени… И гордый лев, склонивший свою огромную голову к старцу, который ласково треплет его гриву. Этого старца звали Герасим, жил он в пятом веке нашей эры на берегу Иордана, и весь христианский мир почитает его как святого.
Преподобный родился в Ликии – древней стране, что располагалась когда-то на территории современной Турции, у побережья Средиземного моря. Его семья была зажиточной, но мальчик, получивший при рождении имя Григорий, с ранних лет жаждал не материальных, а духовных благ. Мысль о принятии монашества также пришла к нему рано. Сначала юноша удалился в египетскую пустыню, а позднее отправился на поклонение святым местам в Палестину, где и поселился на берегу Иордана.
К тому моменту подвижник уже давно принял монашество и носил имя Герасим. Как и всякий, кто вступает на путь богоискания, он пережил немало скорбей. Герасим стремился отдаться Богу всем сердцем и разумом, а потому находился в непрерывном духовном напряжении. Пройдя мучительный путь сомнений, испытаний и побед над собой, он основал в пустыне монастырь, который отличала строгость устава.
1-й караванщик:
Знаешь ли ты, что за место мы проезжаем?
2-й караванщик:
Это какой-то монастырь, я слыхал про него. (Со смешком) Говорят, люди там по пять дней сидят взаперти, едят траву да сухой хлеб, молятся и плетут корзины. Не хотел бы я провести здесь хоть день.
1-й караванщик:
Не хотел бы? А зачем, по-твоему, они это делают?
2-й караванщик:
Откуда мне знать… Может, боятся чего-то?
1-й караванщик:
Боятся?.. Поверь, нам и не снились те враги, которых они побеждают каждый миг своей жизни. А ты боишься… смерти?
2-й караванщик :
К чему поминать это здесь?
1-й караванщик:
Даже имя страшно произнести? А они, говорят, побеждают смерть…
Монастырь Герасима действительно требовал от братии непрерывного подвига. Монахи практически не покидали келий, их главными правилами были нищета, нестяжание и самоотвержение. Но те, кто смирялся и с прилежанием нес бремя лишений, открывали в себе неведомую доселе свободу и ясность духа.
Сам Герасим подавал братии пример, даже монахов поражая своей скромностью и подвижничеством. Однажды, когда преподобный уединенно молился в пустыне, к нему подошел хромающий лев. В лапе у животного торчала большая колючка. Нимало не испугавшись, старец вытащил занозу, промыл рану от гноя и ласково потрепал зверя по гриве. С тех пор лев не уходил далеко от монастыря. Даже полностью исцелившись, он приближался к монахам, как ручное животное, охотно брал хлеб из рук и ни разу не бросился на людей или скот. Герасим дал зверю имя Иордан.
Старец настолько доверял льву, что позволял ослу, который носил с реки воду для жителей монастыря, беззаботно пастись неподалеку от зверя. Однажды проходивший мимо с караваном купец увидел оставленного без присмотра осла, решил, что он потерялся в пустыне, и увел с собой. Герасим, не найдя верного водоноса, подумал, что лев изменил своим привычкам и съел его. Хищник стоял, опустив глаза, а старец строго выговаривал ему…
Герасим:
Ах ты, негодник! Неужели ты заел осла? Кто же будет помогать монахам носить воду?
Герасим:
Тебе стыдно! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители всё то, что делал осёл.
После этого старец повелел навьючивать на льва бочонки с водой, которые прежде таскал осел. И лев безропотно выполнял эту работу. Через некоторое время купец, который увел осла, возвращался со своим караваном по той же дороге. Увидев монастырского ослика, лев радостно помчался к нему. Перепуганный купец убежал, а лев зубами взял осла под уздцы и отвел к Герасиму, доказав тем самым свою невиновность. Старец много хвалил умного и послушного хищника, а тот, даже освобожденный от своей повинности, продолжал все время приходить к монастырю.
Когда Герасим, прожив многотрудную жизнь, скончался, лев пришел на его могилу и долго лежал на ней, выражая рычанием свою скорбь. Зверь не принимал ни пищу, ни воду и скоро тоже умер. И по сей день на иконах рядом с великим подвижником, святым Герасимом Иорданским, изображается верный лев. Та вера и любовь, что когда-то покорила даже звериное сердце, продолжает согревать и поддерживать верующих во все времена.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема