Мы привыкли говорить о первом дне июня как о "Дне защиты детей". В этот день принято носить подарки в детские дома, водить детсадовские группы на торжественные линейки – всячески проявлять свою взрослую «способность к защите». Но вот, в 2012 году, на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принимается решение сделать первое июня ещё и «Днём родителей». Логично, конечно. Куда одним без других? Да никуда. Но вот о чём мне интуитивно подумалось: «Почему бы не назвать первое июня Днём защиты детей и родителей»? Конечно, находясь рядом с детьми, мы, взрослые, чувствуем себя мудрее и опытнее. Но, вспомните, что происходит с нами тогда, когда мы остаёмся один на один с серьёзным выбором, с проблемой? Когда нужно принять взрослое решение: в какую школу отдать ребёнка, какому центру доверить его прививочную карту, стоит ли оперировать грыжу или ещё подождать? И много-много подобных вопросов всплывают перед нами на протяжении жизни и требуют ответов, которые дать можем только мы. А бывает, что жизнь задаёт очень страшные вопросы. И тогда хочется крикнуть: «Да не знаю я, что делать!». И в порыве внезапно нахлынувших эмоций, от чувства беспомощности, взрослый человек, с багажом знаний и опыта, просит: «Господи, помоги!». Он просит защиты. У Бога. Потому что земное детство кончилось, и прийти на помощь может только Небесный Отец.
Я иногда люблю посмотреть на своих детей со стороны. Не участвуя в их забавах, не журя за шалости. Я люблю посмотреть на них и подумать. О своём детстве, о Боге, о времени. Иногда это немое наблюдение вызывает во мне водоворот ощущений: из восторга, любви и… страха. Я вспоминаю Сэлинджера «Над пропастью во ржи». И, верите? У меня руки потеют от волшебства его картинки: с чёткой проекцией границы между детством и мной.
Я представляю себе: вот эти двое. Играют, бегают по комнате или во дворе. А рядом – обрыв. Но они даже не замечают его. Мама-то здесь. Она – гарант всего. Напомнит про ужин, сон, пилюли от кашля. И, если вдруг, внезапно, в забвении игровой атаки, кто-то из них не удержится на краю пропасти и сорвётся, они убеждены – я поймаю. Им кажется, я знаю, когда нужно рвануть на крутой склон и в какую секунду затормозить, чтобы не рухнуть с него вместе с ними. Дети верят мне. А я боюсь.
Мне страшно: а что если вдруг настанет момент, когда пропасть сама к ним поползёт? Медленно. Песчинка за песчинкой обваливаясь, засасывая в себя молодую траву и цветы. Тихо подкрадываясь к моим детям, чтобы не оставить мне даже шанса выхватить их из её пасти? От этих мыслей мне хочется сорваться со своего пункта наблюдения и – прижать их обоих к себе. Зацеловать, не отпускать!
И вот на этом пике страха, на ощущение ужаса даже от мысли, что такая пропасть возможна, ко мне на помощь приходит Господь. Который всю мою жизнь наблюдает за мной, как за неразумным младенцем, и совершенно точно знает, когда я нуждаюсь в Его Отеческой руке.
Осязание Божьей заботы заставляет меня вновь вернуться в состояние наблюдения и принять в душу абсолютную уверенность, что со мной рядом – Отец. И Он обязательно напомнит мне, когда позвать моих маленьких непосед обедать, принять микстуру от кашля, а когда – просто взять их за руки и увести подальше от края пропасти. Да так далеко, чтобы их не достиг даже грохот в 140 децибел от внезапно сошедшей лавины.
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема