Мы привыкли говорить о первом дне июня как о "Дне защиты детей". В этот день принято носить подарки в детские дома, водить детсадовские группы на торжественные линейки – всячески проявлять свою взрослую «способность к защите». Но вот, в 2012 году, на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принимается решение сделать первое июня ещё и «Днём родителей». Логично, конечно. Куда одним без других? Да никуда. Но вот о чём мне интуитивно подумалось: «Почему бы не назвать первое июня Днём защиты детей и родителей»? Конечно, находясь рядом с детьми, мы, взрослые, чувствуем себя мудрее и опытнее. Но, вспомните, что происходит с нами тогда, когда мы остаёмся один на один с серьёзным выбором, с проблемой? Когда нужно принять взрослое решение: в какую школу отдать ребёнка, какому центру доверить его прививочную карту, стоит ли оперировать грыжу или ещё подождать? И много-много подобных вопросов всплывают перед нами на протяжении жизни и требуют ответов, которые дать можем только мы. А бывает, что жизнь задаёт очень страшные вопросы. И тогда хочется крикнуть: «Да не знаю я, что делать!». И в порыве внезапно нахлынувших эмоций, от чувства беспомощности, взрослый человек, с багажом знаний и опыта, просит: «Господи, помоги!». Он просит защиты. У Бога. Потому что земное детство кончилось, и прийти на помощь может только Небесный Отец.
Я иногда люблю посмотреть на своих детей со стороны. Не участвуя в их забавах, не журя за шалости. Я люблю посмотреть на них и подумать. О своём детстве, о Боге, о времени. Иногда это немое наблюдение вызывает во мне водоворот ощущений: из восторга, любви и… страха. Я вспоминаю Сэлинджера «Над пропастью во ржи». И, верите? У меня руки потеют от волшебства его картинки: с чёткой проекцией границы между детством и мной.
Я представляю себе: вот эти двое. Играют, бегают по комнате или во дворе. А рядом – обрыв. Но они даже не замечают его. Мама-то здесь. Она – гарант всего. Напомнит про ужин, сон, пилюли от кашля. И, если вдруг, внезапно, в забвении игровой атаки, кто-то из них не удержится на краю пропасти и сорвётся, они убеждены – я поймаю. Им кажется, я знаю, когда нужно рвануть на крутой склон и в какую секунду затормозить, чтобы не рухнуть с него вместе с ними. Дети верят мне. А я боюсь.
Мне страшно: а что если вдруг настанет момент, когда пропасть сама к ним поползёт? Медленно. Песчинка за песчинкой обваливаясь, засасывая в себя молодую траву и цветы. Тихо подкрадываясь к моим детям, чтобы не оставить мне даже шанса выхватить их из её пасти? От этих мыслей мне хочется сорваться со своего пункта наблюдения и – прижать их обоих к себе. Зацеловать, не отпускать!
И вот на этом пике страха, на ощущение ужаса даже от мысли, что такая пропасть возможна, ко мне на помощь приходит Господь. Который всю мою жизнь наблюдает за мной, как за неразумным младенцем, и совершенно точно знает, когда я нуждаюсь в Его Отеческой руке.
Осязание Божьей заботы заставляет меня вновь вернуться в состояние наблюдения и принять в душу абсолютную уверенность, что со мной рядом – Отец. И Он обязательно напомнит мне, когда позвать моих маленьких непосед обедать, принять микстуру от кашля, а когда – просто взять их за руки и увести подальше от края пропасти. Да так далеко, чтобы их не достиг даже грохот в 140 децибел от внезапно сошедшей лавины.
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.