
Светлана Бакулина
«Зачем мне нужно каждый день читать утреннее и вечернее правило?» — таким вопросом задалась я на начальном этапе моего воцерковления. Я знала ответы священников и моих друзей на этот вопрос. Но это была, как бы теория: они, как один, говорили, что чтение молитв связывает человека с Богом, помогает обрести духовный настрой, выстраивает правильный ритм и направление в жизни. Даже дела в течении дня после молитвы складываются иначе.
Головой я это осознавала, но, чтобы прочувствовать, требовался личный опыт. Ради интереса стала читать правило. Скорее формально. Слова в тексте опознавала через одно. Что-то казалось понятным, что-то совсем нет. То начинала читать, то бросала, то хотела, то не хотела, но каждый день хотя бы пыталась. Со временем заметила: даже в те дни, когда я не читала правило, привычка так или иначе обращаться к Богу оставалась. Хотя бы кратко: «Господи, благослови!».
В течении дня в памяти могли всплывать строчки уже знакомых молитв. Так у меня впервые стало складываться ощущение, что Господь каждый день рядом и это естественно в течении дня помнить о нём и обращаться за поддержкой. Когда мозг привык думать о Боге, отношение ко многим событиям дня тоже поменялось. Например, мне уже не хотелось сердиться на прохожих, которые задевали меня в метро, на коллегу по работе, которая трижды допустила ошибку в написании документа, на соседа, который что-то громко сверлил по утрам. Было спокойно. Молитва настраивала на какой-то совершенно иной ритм жизни.
Но в какой-то момент показалось, что я уже научилась сама, без Бога, контролировать свой день, мысли, настроение. И потому стала всё реже уделять внимание чтению молитв.
Сначала перестала читать вечернее правило. Решила, что свободное после работы время больше хочу потратить на интернет, разговоры с друзьями по телефону и увлекательные прогулки до самой ночи. А там уж и некогда. Спать пора.
Потом решила, что утром 15 минут, которые я тратила на чтение, надо потратить на выбор красивого наряда на работу. Постепенно стал разрушаться мой распорядок дня в целом. Ложилась поздно, не высыпалась, от этого становилась раздражительной. Появилась какая-то суетливость, неуверенность в действиях. И уныние. В голову заползали плохие мысли и воспоминания. Особенно по ночам. Они в буквальном смысле не давали мне выспаться. Я не понимала в чём же дело. Вроде бы я бываю в храме, стою на службах, ставлю свечи. Формально поддерживаю связь с Богом, а мысли бесконтрольно заполняют всю мою голову и весь мой день. Я выбилась из привычного спокойного ритма.
Однажды вечером, как обычно, служебный автобус вёз меня домой. На середине пути я обратилась к водителю:
— Остановите здесь, пожалуйста!
— Где? Вот прям тут? —удивлённо спросил он, указывая на часовню у дороги.
— Да! Именно здесь. Спасибо! — ответила я, вышла и поспешила по направлению к нужному мне зданию. Зашла внутрь. Там никого не было. Тишина. Со стены на меня смотрел образ Тихвинской иконы Божией матери. В центре на аналое лежали книги. Подошла посмотреть поближе. Взгляд упал на молитвослов. Открыла на первой случайной странице и стала читать всё, что шло по порядку: акафист, канон покаянный, молитвы на сон грядущим.
В этот раз я очень хорошо понимала текст. Здесь каждое слово было про мою жизнь, про меня. В этот момент я ощутила, что вновь заговорила с Богом и он точно меня слышит. Полтора часа пролетели незаметно.
Я вышла из часовни совершенно в другом состоянии, с другими мыслями. Будто бы на молитву становился один человек, а закончил ее уже другой — исцеленный и одухотворенный. Мой прежний вопрос о необходимости молитвы, чтения правила отпал сам собой. Слишком очевидна была разница между до и после.
Когда у машины заканчивается топливо, мы же понимаем, что необходимо заехать на заправку, залить бензин. И только тогда автомобиль сможет двигаться дальше.
Каждый день мы едим пищу и тоже осознаём, что без еды просто не проживем. А наши смартфоны? Мы заряжаем их ежедневно.
Так и душе необходима пища, заправка и энергия. Всё это даёт молитва. Мне радостно теперь говорить об этом не ссылаясь на слова моих друзей и священников, а имея свой личный опыт.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема