
Светлана Бакулина
«Зачем мне нужно каждый день читать утреннее и вечернее правило?» — таким вопросом задалась я на начальном этапе моего воцерковления. Я знала ответы священников и моих друзей на этот вопрос. Но это была, как бы теория: они, как один, говорили, что чтение молитв связывает человека с Богом, помогает обрести духовный настрой, выстраивает правильный ритм и направление в жизни. Даже дела в течении дня после молитвы складываются иначе.
Головой я это осознавала, но, чтобы прочувствовать, требовался личный опыт. Ради интереса стала читать правило. Скорее формально. Слова в тексте опознавала через одно. Что-то казалось понятным, что-то совсем нет. То начинала читать, то бросала, то хотела, то не хотела, но каждый день хотя бы пыталась. Со временем заметила: даже в те дни, когда я не читала правило, привычка так или иначе обращаться к Богу оставалась. Хотя бы кратко: «Господи, благослови!».
В течении дня в памяти могли всплывать строчки уже знакомых молитв. Так у меня впервые стало складываться ощущение, что Господь каждый день рядом и это естественно в течении дня помнить о нём и обращаться за поддержкой. Когда мозг привык думать о Боге, отношение ко многим событиям дня тоже поменялось. Например, мне уже не хотелось сердиться на прохожих, которые задевали меня в метро, на коллегу по работе, которая трижды допустила ошибку в написании документа, на соседа, который что-то громко сверлил по утрам. Было спокойно. Молитва настраивала на какой-то совершенно иной ритм жизни.
Но в какой-то момент показалось, что я уже научилась сама, без Бога, контролировать свой день, мысли, настроение. И потому стала всё реже уделять внимание чтению молитв.
Сначала перестала читать вечернее правило. Решила, что свободное после работы время больше хочу потратить на интернет, разговоры с друзьями по телефону и увлекательные прогулки до самой ночи. А там уж и некогда. Спать пора.
Потом решила, что утром 15 минут, которые я тратила на чтение, надо потратить на выбор красивого наряда на работу. Постепенно стал разрушаться мой распорядок дня в целом. Ложилась поздно, не высыпалась, от этого становилась раздражительной. Появилась какая-то суетливость, неуверенность в действиях. И уныние. В голову заползали плохие мысли и воспоминания. Особенно по ночам. Они в буквальном смысле не давали мне выспаться. Я не понимала в чём же дело. Вроде бы я бываю в храме, стою на службах, ставлю свечи. Формально поддерживаю связь с Богом, а мысли бесконтрольно заполняют всю мою голову и весь мой день. Я выбилась из привычного спокойного ритма.
Однажды вечером, как обычно, служебный автобус вёз меня домой. На середине пути я обратилась к водителю:
— Остановите здесь, пожалуйста!
— Где? Вот прям тут? —удивлённо спросил он, указывая на часовню у дороги.
— Да! Именно здесь. Спасибо! — ответила я, вышла и поспешила по направлению к нужному мне зданию. Зашла внутрь. Там никого не было. Тишина. Со стены на меня смотрел образ Тихвинской иконы Божией матери. В центре на аналое лежали книги. Подошла посмотреть поближе. Взгляд упал на молитвослов. Открыла на первой случайной странице и стала читать всё, что шло по порядку: акафист, канон покаянный, молитвы на сон грядущим.
В этот раз я очень хорошо понимала текст. Здесь каждое слово было про мою жизнь, про меня. В этот момент я ощутила, что вновь заговорила с Богом и он точно меня слышит. Полтора часа пролетели незаметно.
Я вышла из часовни совершенно в другом состоянии, с другими мыслями. Будто бы на молитву становился один человек, а закончил ее уже другой — исцеленный и одухотворенный. Мой прежний вопрос о необходимости молитвы, чтения правила отпал сам собой. Слишком очевидна была разница между до и после.
Когда у машины заканчивается топливо, мы же понимаем, что необходимо заехать на заправку, залить бензин. И только тогда автомобиль сможет двигаться дальше.
Каждый день мы едим пищу и тоже осознаём, что без еды просто не проживем. А наши смартфоны? Мы заряжаем их ежедневно.
Так и душе необходима пища, заправка и энергия. Всё это даёт молитва. Мне радостно теперь говорить об этом не ссылаясь на слова моих друзей и священников, а имея свой личный опыт.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер