Вячеслав Шварц считается основоположником исторической живописи в России. На его картине «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» изображена карета Марии Ильиничны, которая всю себя посвятила Богу и семье.
— Ну вот, Маргарита Константиновна, теперь ваш ноутбук в безопасности — я установил антивирусную программу!
— Андрей Борисович, как я могу вас отблагодарить?
— Очень просто! Лучшая награда для меня — чай с вишнёвым вареньем. И ваш совет!
— Бегу ставить чайник! А совет какой вам требуется?
— Да я готовлю для школьников рассказ с презентацией о правлении царя Алексея Михайловича Тишайшего. И мне нужно проиллюстрировать жизнь его супруги Марии Ильиничны, в девичестве Милославской. Я нашёл несколько её иконописных изображений. Но хотелось бы ещё нечто яркое, чтобы привлечь внимание подростков. Что бы это могло быть?
— Конечно же, картина Вячеслава Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»! У меня есть её репродукция, сейчас я вам покажу! Вот, пожалуйста!
— О, замечательно! То, что нужно! Царский выезд показан во всём великолепии на контрасте с окружающей обыденностью. Смотрите — типичный русский пейзаж семнадцатого века. Среди снежной равнины — чёрные избы, крытые соломой. На заднем плане — скромная деревянная церквушка. А на переднем — украшенная гербом золочёная царская карета в окружении конного эскорта!
— И вереница всадников, сопровождающих царицу, столь длинная, что тянется через всё полотно к самому горизонту. А как точно передана атмосфера ранней весны! Смотришь — и буквально чувствуешь, как пахнут прелой землёй проталины на дороге.
— И от храма как будто доносится пение молитв. Интересный художник! Я ведь что-то читал про него. Шварц, Шварц... Это не тот ли, кто всерьёз увлекался русской историей?
— Верно, Андрей Борисович! Учась в Императорской академии художеств, Вячеслав стал посещать в 1859 году в Петербургском университете лекции известного знатока отечественной истории, профессора Николая Костомарова. И погрузился с головой в изучение самобытной русской культуры шестнадцатого-семнадцатого веков, её колоритной эстетики!
— Судя по картине «Вешний выезд царицы на богомолье», Шварц преуспел не только в учёбе, но и в просвещении!
— Да, Шварца называют основоположником исторической живописи в России. Он первым из отечественных художников попытался детально воспроизвести в своих работах средневековый быт. И делал это с этнографической точностью. Посмотрите, как достоверно художник передал внешний вид крестьянских домов, форму царской кареты, одежду всадников на картине «Вешний поезд царицы на богомолье...».
— А ещё он очень грамотно выбрал тему, чтобы рассказать о царице. Ведь именно поездки на богомолье определяли строй души Марии Ильиничны.
— Она была очень набожной?
— Вера в Бога определяла весь строй жизни царской четы. На свадьбе Алексея и Марии не было шуток, увеселительной музыки и тем более плясок. От венца до брачных покоев молодых сопровождали исключительно духовные песнопения. Мария Ильинична всю себя посвятила семье, рождению и воспитанию детей. За двадцать один год брака она родила тринадцать сыновей и дочерей.
— То есть, фактически, паломничество было единственным отдохновением Марии Ильиничны?
— А в других она и не нуждалась. Молитва всегда оставалась потребностью царицы, её утешением. А в поездках в монастырь она находила ещё одну отраду — благотворить. Сохранились исторические свидетельства, что супруга царя Алексея Михайловича немало помогала московскому Сретенскому монастырю, Свято-Троицкому в Калязине, обители Рождества Богородицы в Болхове. Я хочу рассказать об этом школьникам, и картина Вячеслава Шварца будет мне хорошим подспорьем. Конечно, неплохо было бы увидеть её вживую. Она ведь в Третьяковской галерее хранится?
— Совершенно верно! И я приглашаю вас завтра туда отправиться.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском — разве неверно пророчествовал?»
Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском — разве неверно пророчествовал? Разве неверно пророчествовал?
Вложил народ всю душу свою в стены храма и остался пуст. И остался пуст. Кто душу свою доверит камню на хранение и сам не печётся о ней, тот колеблем будет как тень осиновая.
Воздвигли мы храм Господу, говорят они, и заплатили долг свой. Отныне мы должники лишь самим себе. Воздали мы Богу Божие, а теперь воздадим себе должное.
Несчастные, зачем храм Господу, если вам не нужен? Для чего он Тому, Которому в песчинке не тесно и не слишком просторно во вселенной звёздной? Разве могут бездомные дом Учителю всех зодчих выстроить?
Научил Зодчий предков ваших для того, чтобы вас научили воздвигать храмы Ему, ибо вам, а не Ему на потребу они.
Ему воздвигая, вы Им из самих себя строите. Ибо ничего не может прах для Него без Него сделать
Строя Ему храмы лучшие, вы показываете пример душе, что надлежит ей в себе выстроить.
Строя Ему лучшее, чем телу своему вы душе пример подаёте, чтобы и она строила себе обиталище более крепкое, возвышенное и светлое, чем тело её.
Драгоценные храмы Ему возводите, дабы напомнить душе, что и она для палат царских предназначена, а не для глинобитных мазанок.
Не Ему дом возводите, но образ душе своей, и книгу её пишете, в память ей.
Господь милостив и нисходит Он в храмы каменные, вами выстроенные, чтобы с душами вашими встретиться.
Несчастные, что будет с вашими храмами, если не прозреют души и примера не послушают? Если купола храмов выше душ вознесутся? Если пространство храмов будет пространнее, чем пространство душ? Что будет с храмами вашими?
Если свечи в храмах каменных будут светлее мыслей ваших умов? Если ладан и смирна будут благоуханнее сердец ваших? Что будет с храмами вашими?
Если алтари храмов будут святее святыни душ ваших? Если богатство литургий будет богаче богатства душ ваших? Если эхо молитв в храмах найдёт больше отклика в стенах каменных, чем в душах ваших? Что будет с храмами вашими?
Станут они идолами каменными на могилах душ ваших. И когда станут ими, тогда перестанут быть примером строительства духовного и обратятся в гордыню — тогда, воистину, не останется камня на камне от них. И вы, несчастные, скитаться будете, как тени храмы возводивших и для чего возводят знавших; и станете, как игра тени осиновой, по миру колеблемой.
Вратарница. Татьяна Любомирская
Как часто бывает, что, посещая то или иное святое место, мы слышим рассказы о чудесах и исцелениях, произошедших с людьми, которые молились перед святым образом или ракой с мощами. Эти рассказы вдохновляют нас, но в то же время в душе трепещет червячок сомнения. Мол, кто все эти исцелившееся люди? Может быть, они жили сто лет назад, когда и происходили все эти чудесные события? А может, все они были праведниками, и потому Господь их вознаградил? Но где же чудеса сейчас? Почему ни у меня, ни у моих родных и друзей нет отклика на молитву? И так хочется лично знать человека, кто мог бы засвидетельствовать: да, я молился перед этой иконой, и чудо действительно произошло. Но увы, среди моих знакомых ничего подобного не случалось, так что мне оставалось лишь уповать на достоверность кем-то рассказанных свидетельств.
Но вот совсем недавно мое горячее желание стать хотя бы причастной к чуду исполнилось. Дело в том, что моя близкая подруга Настя несколько месяцев назад сломала руку. Перелом был настолько серьезный, что ей пришлось делать сложную операцию, а по прошествии времени врачи с сожалением констатировали: подвижность руки восстановить уже не удастся. Настя делала упражнения, массажи, выполняла все рекомендации докторов, но дело двигалось плохо. Рука еле шевелилась и совершенно не поднималась.
На майских праздниках Настя с сестрой поехала в туристическую поездку в Углич, где находится Алексеевский женский монастырь. Девушки ничего не знали про эту обитель и зашли туда случайно. Там им на глаза попалась удивительная и необычная икона Божьей Матери, которая изображена в полный рост с чётками в одной руке и со свечой в другой. Насельница монастыря объяснила девушкам, что икона называется «Вратарница Угличская». Есть у нее и другое название ‒ «Неугасимая свеча». Икона эта чудотворная, особенно помогает при болезнях суставов, опорно-двигательного аппарата, тяжелых травмах. Конечно, Настя обратилась к Богородице с горячей молитвой об исцелении, а Настина сестра купила ей масло от лампады перед этой иконой, чтобы мазать больную руку.
Вернувшись в Москву, Настя продолжила читать молитвы перед маленьким бумажным образом и смазывала маслом предплечье. По прошествии двух или трех недель она вдруг заметила, что рука начала подниматься! Ни лечение в санатории, ни постоянные физические упражнения в течение полугода не помогали. Улучшение началось после молитв перед святой иконой!
Как же я радовалась за Настю! Как прекрасно было своими глазами увидеть Настину руку, которая теперь двигалась почти с прежней свободой! Наконец-то истории про чудесные исцеления перестали быть для меня красивым мифом, а облеклись в плоть и кровь! Могла ли Настя подумать, что найдет помощь Господа в незнакомой обители перед молитвами у старинного образа? Могла ли я подумать, что столь явное чудо произойдет не с чужим человеком, а с моей любимой подругой? Вот уж воистину, Дух дышит, где хочет. Вчера, сегодня, завтра ‒ Господь всё тот же, что и на заре Христианства.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Братья и сёстры. Наталья Сазонова
Городок у нас небольшой. Конечно, не скажу, что все друг друга знают, но врачи и учителя, которые здесь живут и трудятся, известны всем горожанам.
А пока росли мои дети, познакомилась с этим уважаемыми людьми и я. Познакомились мы и сразу подружились. Поводом к нашей дружбе стала моя многодетность. В то время таких семей в городе было очень мало. Наверное, поэтому мы невольно становились приметными, куда бы ни приходили.
Будь-то детские врачи из поликлиники, педагоги дошкольных заведений, городской музыкальной студии или учителя школы — все они были людьми творческими, и не только в своей профессии.
Мы часто пересекались на разных мероприятиях и концертах в нашем маленьком городке как их участники и даже совместно снимались в передачах местного телевидения. Одним словом: постоянно были в поле зрения друг друга.
Разумеется, я относилась к ним с огромным уважением и разделяла всеобщую признательность за врачебный и педагогический талант. Единственное, где я никогда не встречала этих, знакомых всем горожанам, людей- так это в храме.
Тогда, лет 15-20 назад, на службу в городской храм приходило совсем немного народу. Настолько немного, что, когда настоятель обращался к молящимся словами «братья и сёстры», мне легко зрительно вспоминались лица всех наших прихожан. Я считала их своими духовными родственниками во Христе!
Но вот мои дети выросли. Не стало повода частых визитов к нашим детским врачам и учителям. Если только случайно, пересекались на улицах города. Вот так однажды, я встретила школьную учительницу. Уже пожилая женщина, воспитавшая и выучившая не одно поколение учеников. Она помнилась мне достаточно уверенным в себе человеком, привыкшим, что к её авторитетному мнению прислушиваются окружающие. Но при встрече, мы как будто поменялись с ней местами...
— Как хорошо, что мы встретились! — обрадовалась она. — Вы могли бы мне помочь в одном деликатном деле?
Увидев мой внимательный взгляд, тут же продолжила — Вы— человек верующий. Я тоже хочу ходить в храм, но с чего начать, не знаю.
Она говорила сбивчиво, явно стесняясь.
— Там сейчас столько молодёжи. А мне в молодости верующей нельзя было быть. Сами знаете, в школе же всю жизнь работала. Вон, в моём-то возрасте, все уже давно в церковь ходят, а я даже не знаю как себя там вести. Так ещё в храме, сколько знакомых меня знают, сами понимаете, неудобно быть такой не сведущей, а спросить — неловко.
И уже совсем смущённо-тихо сказала: — Ведь никогда не исповедовалась.
Я заверила её, что с радостью всё покажу и объясню. Договорились на следующий день встретиться в храме. На этом простились. Я шла и думала, о том, что нет возраста и сроков для встречи с Богом. А есть момент сердечного порыва: «Я хочу верить, Господи!» И для каждого он наступает в своё время!
На следующий день наша учительница пришла в храм. Теперь на службе мы стоим рядышком. Да, время идёт. В городе у нас построено уже 3 храма! И как радостно теперь там видеть тех, кого так любят и уважают наши горожане. Радостно от того, что и они теперь мои сродники во Христе! Мои духовные братья и сёстры!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение