Вячеслав Шварц. «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Вячеслав Шварц. «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»

* Поделиться

— Ну вот, Маргарита Константиновна, теперь ваш ноутбук в безопасности — я установил антивирусную программу!

— Андрей Борисович, как я могу вас отблагодарить?

— Очень просто! Лучшая награда для меня — чай с вишнёвым вареньем. И ваш совет!

— Бегу ставить чайник! А совет какой вам требуется?

— Да я готовлю для школьников рассказ с презентацией о правлении царя Алексея Михайловича Тишайшего. И мне нужно проиллюстрировать жизнь его супруги Марии Ильиничны, в девичестве Милославской. Я нашёл несколько её иконописных изображений. Но хотелось бы ещё нечто яркое, чтобы привлечь внимание подростков. Что бы это могло быть?

— Конечно же, картина Вячеслава Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»! У меня есть её репродукция, сейчас я вам покажу! Вот, пожалуйста!

— О, замечательно! То, что нужно! Царский выезд показан во всём великолепии на контрасте с окружающей обыденностью. Смотрите — типичный русский пейзаж семнадцатого века. Среди снежной равнины — чёрные избы, крытые соломой. На заднем плане — скромная деревянная церквушка. А на переднем — украшенная гербом золочёная царская карета в окружении конного эскорта!

— И вереница всадников, сопровождающих царицу, столь длинная, что тянется через всё полотно к самому горизонту. А как точно передана атмосфера ранней весны! Смотришь — и буквально чувствуешь, как пахнут прелой землёй проталины на дороге.

— И от храма как будто доносится пение молитв. Интересный художник! Я ведь что-то читал про него. Шварц, Шварц... Это не тот ли, кто всерьёз увлекался русской историей?

— Верно, Андрей Борисович! Учась в Императорской академии художеств, Вячеслав стал посещать в 1859 году в Петербургском университете лекции известного знатока отечественной истории, профессора Николая Костомарова. И погрузился с головой в изучение самобытной русской культуры шестнадцатого-семнадцатого веков, её колоритной эстетики!

— Судя по картине «Вешний выезд царицы на богомолье», Шварц преуспел не только в учёбе, но и в просвещении!

— Да, Шварца называют основоположником исторической живописи в России. Он первым из отечественных художников попытался детально воспроизвести в своих работах средневековый быт. И делал это с этнографической точностью. Посмотрите, как достоверно художник передал внешний вид крестьянских домов, форму царской кареты, одежду всадников на картине «Вешний поезд царицы на богомолье...».

— А ещё он очень грамотно выбрал тему, чтобы рассказать о царице. Ведь именно поездки на богомолье определяли строй души Марии Ильиничны.

— Она была очень набожной?

— Вера в Бога определяла весь строй жизни царской четы. На свадьбе Алексея и Марии не было шуток, увеселительной музыки и тем более плясок. От венца до брачных покоев молодых сопровождали исключительно духовные песнопения. Мария Ильинична всю себя посвятила семье, рождению и воспитанию детей. За двадцать один год брака она родила тринадцать сыновей и дочерей.

— То есть, фактически, паломничество было единственным отдохновением Марии Ильиничны?

— А в других она и не нуждалась. Молитва всегда оставалась потребностью царицы, её утешением. А в поездках в монастырь она находила ещё одну отраду — благотворить. Сохранились исторические свидетельства, что супруга царя Алексея Михайловича немало помогала московскому Сретенскому монастырю, Свято-Троицкому в Калязине, обители Рождества Богородицы в Болхове. Я хочу рассказать об этом школьникам, и картина Вячеслава Шварца будет мне хорошим подспорьем. Конечно, неплохо было бы увидеть её вживую. Она ведь в Третьяковской галерее хранится?

— Совершенно верно! И я приглашаю вас завтра туда отправиться.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем