Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Дядя Андрей, а почему Вятский художественный музей, в котором мы с тобой находимся, назван в честь братьев Васнецовых?
— Тому есть много причин, Паша. Во-первых, замечательные художники, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, родом из здешних мест. Они появились на свет в селе Лопьял неподалёку от Кирова — это современное название Вятки. Во-вторых, музей был открыт в 1910 году по инициативе братьев. А в-третьих, здесь обширная коллекция их работ. И практически каждая картина несёт уникальную информацию о своём авторе.
— Ну уж и каждая! Вот это полотно, например — «Боярышня», что может рассказать о Викторе Васнецове? Просто красивый портрет девушки в старинном русском костюме.
— Просто, да непросто, племянник. И картина «Боярышня» — знаковая в творчестве живописца.
— Знаковая?
— Именно так. Она была написана в 1884 году. В этот период в творчестве Виктора Васнецова рождался особый стиль.
— Какой?
— Былинный. С витязями, богатырями, царевнами, путешествиями на ковре-самолете и на сером волке.
— А мне казалось, что у Виктора Васнецова все картины такие — сказочные.
— Вовсе нет. Когда художник окончил Санкт-Петербургскую академию художеств в 1875 году, он участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок. И работал в манере передвижников — отображал остросоциальные сюжеты. Свою, уникальную манеру письма он нашёл после того, как переехал в Москву в 1878 году.
— А почему в Москве художник вдруг стал писать иначе?
— Виктор Михайлович часто бывал в доме московского мецената Саввы Мамонтова, гостил подолгу в его подмосковном имении Абрамцево. Там собирались почитатели русской старины, энтузиасты, стремившиеся к возрождению древних отеческих традиций.
— И общее настроение наложило отпечаток на творчество Васнецова?
— Это произошло постепенно. А на картине «Боярышня» можно проследить переход от одного стиля к другому.
— Как это?
— А вот, смотри. С одной стороны, темноглазая девушка с пухлыми губами изображена с фотографической точностью. В детальной скрупулёзности узнаётся подход передвижников к работе. А основной акцент Васнецов сделал на расшитую жемчугом и бисером корону-кокошник, парчовый платок.
— Пышные одеяния красавицы создают образ сказочной царевны!
— А картину переводят из разряда реалистичной живописи в фольклорную плоскость. В облике Васнецовской боярышни дышат предания старины глубокой.
— А ты не знаешь, кто художнику позировал для портрета?
— Моделью Виктору Михайловичу служила дочка Саввы Мамонтова, Вера. Та самая, что известна как девочка с персиками с картины другого участника абрамцевского кружка, Валентина Серова. Давай-ка я найду тебе эту работу в интернете. Вот, сравни.
— Ух ты, удивительно! Портреты такие разные по стилю, но взгляд девушки легко узнаётся — прямой, строгий, серьёзный.
— Целомудренный. «Боярышня» Виктора Васнецова — воплощение образа девицы в свете православных традиций. А Вера Мамонтова росла среди людей, которые эти традиции стремились сохранять и развивать. И в её душе отозвались вечные, непреходящие ценности.
Картину Виктора Васнецова «Боярышня» можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых, в городе Кирове
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие наши современники поддаются паническим настроениям, представляя себе ужасы возможной третьей мировой войны. К сожалению, как кажется, этому подвержены и верующие, и атеисты. Но как на самом деле к подобным проблемам должен относиться христианин? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Тема конца света может восприниматься людьми по-разному. Кто-то искренне переживает, когда узнаёт, что с научной точки зрения наша вселенная прекратит своё существование через 16 миллионов лет, и успокаивается, когда узнаёт, что речь идёт не про миллионы, а про миллиарды, хотя эта ошибка или её исправление никак не повлияет на его личную жизнь. Кто-то говорит, что надо вслед за Эпикуром пренебрегать страхом смерти, ведь пока мы живы — её нет, а когда есть она, перестаём существовать мы. В свою очередь христиане тоже призваны не боятся смерти. Впрочем, совсем не потому, почему её не боялся Эпикур или не боятся некоторые атеисты... Смерть будет одним из ключевых событий нашей жизни и даже заранее наполняет её удивительными смыслами, но не она оказывает на нас решающее влияние, не вокруг неё сконцентрированы наши основные усилия. В нашей картине мира есть место и личной смерти, и концу человеческой цивилизации в целом. Мы не знаем дат ни того, ни другого события, но мы не должны бояться.
Ясно одно, день Господень, то есть день, в который Бог вмешиватся в историю, наступит не в результате ядерной войны или столкновения земли с астероидом... Так конец света понимают многие, ведь кажется, что он должен быть связан с невероятными бедами и скорбями. Однако, по словам апостола Павла, пагуба наступит тогда, когда её меньше всего будут ждать. И пока люди боятся климатических проблем, ядерных войн, эпидемий и всего прочего, нам, как христианам, следует думать о другом. Всё перечисленное возможно, но как это должно повлиять на наше поведение? Если это в рамках нашей компетенции, если мы главы корпораций, влияющих на окружающую среду, главы государств или врачи, мы призваны быть ответственными за жизни и здоровье людей, которые нам доверены Богом... Но если мы не таковы, а большинство из нас таковыми не являются, переживая о проблемах, на которые мы не можем повлиять, мы забываем о том, что в наших руках, забываем о том, за что по-настоящему ответственны. Нравственно это очень понятно и выгодно, ведь переживая о судьбах мира, можно оправдывать бардак в собственной голове и личной жизни... Но такой подход совершенно невозможно назвать христианским. Как сыны и дочери дня, мы призваны всё оценивать через призму воли Божией и жить по заповедям Господа, что бы вокруг ни происходило. Чему быть, того не миновать, — говорили на Руси, но при этом каждый верующий на своём месте понимал, что будущее складывается и из его поступков, из того, за что он ответственен. Апостол призывает нас трезво смотреть на вещи, облечься в броню веры и любви и надеяться на Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Электрический подъёмник для тяжелобольной Татьяны Фёдоровны
Мария Шушарина — участница Свято-Никольского сестричества милосердия в городе Казань. Несколько месяцев девушка заботится о тяжелобольной подопечной Татьяне Фёдоровне. Из-за серьёзных физических нарушений пожилая женщина не может передвигаться самостоятельно. Нужно, чтобы кто-то всегда был рядом. Близких, которые готовы помочь, у неё не осталось. Раньше за ней ухаживала хорошая знакомая, но она умерла. Мария долгое время навещала Татьяну Фёдоровну вместе с другим сёстрами милосердия, подружилась с женщиной и затем взяла под свою постоянную опеку.
Правда у девушки тоже есть небольшие проблемы со здоровьем. Ей нельзя выполнять тяжёлые физические нагрузки. Конечно, Маше помогают другие волонтёры, но в случае, когда необходимо круглосуточно ухаживать за тяжелобольной подопечной, совсем избежать нагрузок невозможно.
И всё же выход есть. Если бы в доме у Татьяны Фёдоровны был электрический подъёмник для людей с инвалидностью, Марии стало бы гораздо легче за ней ухаживать — поднимать, пересаживать с кровати на коляску и мыть.
Электрический подъёмник — техника дорогостоящая. Собрать на него средства помогает православная служба «Милосердие Казань». Вы можете принять участие в этом важном деле и помочь сестре милосердия Марии позаботиться о тяжелобольной одинокой женщине. Сбор на подъёмник для Татьяны Фёдровны вы найдёте на сайте: kazanmiloserdie.ru, в разделе «нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёров-ремонтников очень ждут в Авдеевке
Виталий из маленького северного города, что у Белого моря. Почти всю жизнь он занимался строительством подводных лодок, а не так давно вышел на пенсию. Мужчина полон сил, решимости и желания помогать другим, поэтому ему сложно усидеть без дела. Несколько лет он занимается восстановлением православных храмов, а с недавнего времени присоединился к волонтёрам Русской Православной Церкви, чтобы помогать тем, кто оказался в беде. От знакомого батюшки Виталий узнал, что сейчас Церковь набирает волонтёров-ремонтников для поездок на Донбасс. И вот уже 9 месяцев вместе с другими добровольцами пенсионер ездит в пострадавшие районы, ремонтировать дома бабушек и дедушек, людей с инвалидностью. Сначала Виталий трудился в Мариуполе, теперь отправился в Авдеевку. Там добровольцев-ремонтников ждут особенно. В этом месяце мужчина отметил 67-й день рождения, но на заслуженный отдых ещё не собирается. Говорит, помогать нуждающимся для него — это долг чести.
На подмогу жителям из пострадавших населённых пунктов на Донбассе, приходят волонтёры со всей страны. Вместе ремонтируют частные дома: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Поездки организует Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Если вы тоже хотите помогать людям вместе с Виталием и другими добровольцами, заполняйте анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же вы можете сделать любой благотворительный взнос в поддержку беженцев и пострадавших людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов