Виктор Васнецов «Боярышня» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Виктор Васнецов «Боярышня»

Поделиться Поделиться

Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Картина на мольберте.

— Дядя Андрей, а почему Вятский художественный музей, в котором мы с тобой находимся, назван в честь братьев Васнецовых?

— Тому есть много причин, Паша. Во-первых, замечательные художники, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, родом из здешних мест. Они появились на свет в селе Лопьял неподалёку от Кирова — это современное название Вятки. Во-вторых, музей был открыт в 1910 году по инициативе братьев. А в-третьих, здесь обширная коллекция их работ. И практически каждая картина несёт уникальную информацию о своём авторе.

— Ну уж и каждая! Вот это полотно, например — «Боярышня», что может рассказать о Викторе Васнецове? Просто красивый портрет девушки в старинном русском костюме.

— Просто, да непросто, племянник. И картина «Боярышня» — знаковая в творчестве живописца.

— Знаковая?

— Именно так. Она была написана в 1884 году. В этот период в творчестве Виктора Васнецова рождался особый стиль.

— Какой?

— Былинный. С витязями, богатырями, царевнами, путешествиями на ковре-самолете и на сером волке.

— А мне казалось, что у Виктора Васнецова все картины такие — сказочные.

— Вовсе нет. Когда художник окончил Санкт-Петербургскую академию художеств в 1875 году, он участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок. И работал в манере передвижников — отображал остросоциальные сюжеты. Свою, уникальную манеру письма он нашёл после того, как переехал в Москву в 1878 году.

— А почему в Москве художник вдруг стал писать иначе?

— Виктор Михайлович часто бывал в доме московского мецената Саввы Мамонтова, гостил подолгу в его подмосковном имении Абрамцево. Там собирались почитатели русской старины, энтузиасты, стремившиеся к возрождению древних отеческих традиций.

— И общее настроение наложило отпечаток на творчество Васнецова?

— Это произошло постепенно. А на картине «Боярышня» можно проследить переход от одного стиля к другому.

— Как это?

— А вот, смотри. С одной стороны, темноглазая девушка с пухлыми губами изображена с фотографической точностью. В детальной скрупулёзности узнаётся подход передвижников к работе. А основной акцент Васнецов сделал на расшитую жемчугом и бисером корону-кокошник, парчовый платок.

— Пышные одеяния красавицы создают образ сказочной царевны!

— А картину переводят из разряда реалистичной живописи в фольклорную плоскость. В облике Васнецовской боярышни дышат предания старины глубокой.

— А ты не знаешь, кто художнику позировал для портрета?

— Моделью Виктору Михайловичу служила дочка Саввы МамонтоваВера. Та самая, что известна как девочка с персиками с картины другого участника абрамцевского кружка, Валентина Серова. Давай-ка я найду тебе эту работу в интернете. Вот, сравни.

— Ух ты, удивительно! Портреты такие разные по стилю, но взгляд девушки легко узнаётся — прямой, строгий, серьёзный.

— Целомудренный. «Боярышня» Виктора Васнецова — воплощение образа девицы в свете православных традиций. А Вера Мамонтова росла среди людей, которые эти традиции стремились сохранять и развивать. И в её душе отозвались вечные, непреходящие ценности.

Картину Виктора Васнецова «Боярышня» можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых, в городе Кирове


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем