Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Дядя Андрей, а почему Вятский художественный музей, в котором мы с тобой находимся, назван в честь братьев Васнецовых?
— Тому есть много причин, Паша. Во-первых, замечательные художники, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, родом из здешних мест. Они появились на свет в селе Лопьял неподалёку от Кирова — это современное название Вятки. Во-вторых, музей был открыт в 1910 году по инициативе братьев. А в-третьих, здесь обширная коллекция их работ. И практически каждая картина несёт уникальную информацию о своём авторе.
— Ну уж и каждая! Вот это полотно, например — «Боярышня», что может рассказать о Викторе Васнецове? Просто красивый портрет девушки в старинном русском костюме.
— Просто, да непросто, племянник. И картина «Боярышня» — знаковая в творчестве живописца.
— Знаковая?
— Именно так. Она была написана в 1884 году. В этот период в творчестве Виктора Васнецова рождался особый стиль.
— Какой?
— Былинный. С витязями, богатырями, царевнами, путешествиями на ковре-самолете и на сером волке.
— А мне казалось, что у Виктора Васнецова все картины такие — сказочные.
— Вовсе нет. Когда художник окончил Санкт-Петербургскую академию художеств в 1875 году, он участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок. И работал в манере передвижников — отображал остросоциальные сюжеты. Свою, уникальную манеру письма он нашёл после того, как переехал в Москву в 1878 году.
— А почему в Москве художник вдруг стал писать иначе?
— Виктор Михайлович часто бывал в доме московского мецената Саввы Мамонтова, гостил подолгу в его подмосковном имении Абрамцево. Там собирались почитатели русской старины, энтузиасты, стремившиеся к возрождению древних отеческих традиций.
— И общее настроение наложило отпечаток на творчество Васнецова?
— Это произошло постепенно. А на картине «Боярышня» можно проследить переход от одного стиля к другому.
— Как это?
— А вот, смотри. С одной стороны, темноглазая девушка с пухлыми губами изображена с фотографической точностью. В детальной скрупулёзности узнаётся подход передвижников к работе. А основной акцент Васнецов сделал на расшитую жемчугом и бисером корону-кокошник, парчовый платок.
— Пышные одеяния красавицы создают образ сказочной царевны!
— А картину переводят из разряда реалистичной живописи в фольклорную плоскость. В облике Васнецовской боярышни дышат предания старины глубокой.
— А ты не знаешь, кто художнику позировал для портрета?
— Моделью Виктору Михайловичу служила дочка Саввы Мамонтова, Вера. Та самая, что известна как девочка с персиками с картины другого участника абрамцевского кружка, Валентина Серова. Давай-ка я найду тебе эту работу в интернете. Вот, сравни.
— Ух ты, удивительно! Портреты такие разные по стилю, но взгляд девушки легко узнаётся — прямой, строгий, серьёзный.
— Целомудренный. «Боярышня» Виктора Васнецова — воплощение образа девицы в свете православных традиций. А Вера Мамонтова росла среди людей, которые эти традиции стремились сохранять и развивать. И в её душе отозвались вечные, непреходящие ценности.
Картину Виктора Васнецова «Боярышня» можно увидеть в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых, в городе Кирове.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело