Что отличает истинное искусство от мастерства? Способность запечатлеть небесное в земном. Художнику Виктору Борисову-Мусатову прекрасно удалось сделать это в его ранней работе «Майские цветы», которую приобрела сама Елизавета Фёдоровна Романова.

— Удивительное полотно! Просто удивительное.
— Вы говорите про картину Виктора Борисова-Мусатова «Майские цветы», Андрей Борисович?
— Да, Маргарита Константиновна. Я очень люблю эту работу. Всякий раз, приходя сюда, в Третьяковскую галерею, останавливаюсь перед ней и невольно улыбаюсь. Весенний полдень. Изумрудно-зелёная лужайка с цветущими яблонями перед деревянным домом. Девочки в ослепительно-белых платьях играют в мяч. И солнечные зайчики повсюду. Вроде бы ничего особенного, а смотришь, и понимаешь — шедевр!
— Вот так ничего особенного! Вы почти в стихах заговорили, глядя на это полотно.
— Я имел в виду, что оно не представляет какой-то особой исторической ценности. Нет здесь ещё и того особого стиля, который отличает Борисова-Мусатова. Это ведь его ученическая работа, насколько я помню?
— Да, Борисов-Мусатов написал «Майские цветы», когда учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1894 году он представил работу на студенческой выставке. Но можно ли говорить, что картина не имеет особой ценности лишь потому, что автор написал её в молодости? Подлинное достоинство произведения искусства столь же неуловимо, как солнечные зайчики на этой картине, оно не зависит от возраста автора. И даже мастерство здесь не главное.
— Но ведь есть же какие-то общие критерии оценки живописи?
— Есть, конечно. Люди пытаются систематизировать художественное наследие многих веков. Написаны миллионы статей о стилях, жанрах, приёмах, я и сама такие писала и пишу. Но с годами мне всё больше кажется, что единственно важное в искусстве — возможность отразить небесное в земном.
— Небесное в земном! Хорошо сказано!
— Да. Есть картины, глядя на которые человек понимает, что он рождён для вечности. Вот и работа Борисова-Мусатова дышит радостью. И радость эта — о Боге, о том, как прекрасен созданный Им мир.
— Вы полагаете, таков был замысел художника?
— Вполне возможно. Недаром он собрал на полотне столько символов обновления — дети, цветущие деревья. И красный мяч у девочки — самая яркая, центральная деталь композиции. Борисов-Мусатов явно сделал на ней акцент. Он словно хочет сказать нам — посмотрите, ребёнок держит в руках бесценный дар. И дар этот — жизнь.
— Мне так радостно от ваших слов, Маргарита Константиновна. А вот интересно, как встретили картину «Майские цветы» на выставке в 1894 году?
— Конечно, были критики, которые не восприняли всерьёз работу молодого живописца. Но вот вам такой факт — картину «Майские цветы» приобрела Елизавета Фёдоровна Романова, будущая преподобномученица.
— Да, это о многом говорит. Великая княгиня обладала утончённым вкусом и чуткой душой.
— Елизавета Фёдоровна заплатила художнику немалую по тем временам сумму — сто пятьдесят рублей. На эти деньги он совершил путешествие по Крыму и Кавказу, чтобы набраться ярких впечатлений и идей для новых работ.
— А делиться своими впечатлениями Виктор Борисов-Мусатов умел! Он доказал это в своей ранней работе «Майские цветы». И всякий гость Третьяковской галереи может в этом убедиться.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема