Что отличает истинное искусство от мастерства? Способность запечатлеть небесное в земном. Художнику Виктору Борисову-Мусатову прекрасно удалось сделать это в его ранней работе «Майские цветы», которую приобрела сама Елизавета Фёдоровна Романова.

— Удивительное полотно! Просто удивительное.
— Вы говорите про картину Виктора Борисова-Мусатова «Майские цветы», Андрей Борисович?
— Да, Маргарита Константиновна. Я очень люблю эту работу. Всякий раз, приходя сюда, в Третьяковскую галерею, останавливаюсь перед ней и невольно улыбаюсь. Весенний полдень. Изумрудно-зелёная лужайка с цветущими яблонями перед деревянным домом. Девочки в ослепительно-белых платьях играют в мяч. И солнечные зайчики повсюду. Вроде бы ничего особенного, а смотришь, и понимаешь — шедевр!
— Вот так ничего особенного! Вы почти в стихах заговорили, глядя на это полотно.
— Я имел в виду, что оно не представляет какой-то особой исторической ценности. Нет здесь ещё и того особого стиля, который отличает Борисова-Мусатова. Это ведь его ученическая работа, насколько я помню?
— Да, Борисов-Мусатов написал «Майские цветы», когда учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1894 году он представил работу на студенческой выставке. Но можно ли говорить, что картина не имеет особой ценности лишь потому, что автор написал её в молодости? Подлинное достоинство произведения искусства столь же неуловимо, как солнечные зайчики на этой картине, оно не зависит от возраста автора. И даже мастерство здесь не главное.
— Но ведь есть же какие-то общие критерии оценки живописи?
— Есть, конечно. Люди пытаются систематизировать художественное наследие многих веков. Написаны миллионы статей о стилях, жанрах, приёмах, я и сама такие писала и пишу. Но с годами мне всё больше кажется, что единственно важное в искусстве — возможность отразить небесное в земном.
— Небесное в земном! Хорошо сказано!
— Да. Есть картины, глядя на которые человек понимает, что он рождён для вечности. Вот и работа Борисова-Мусатова дышит радостью. И радость эта — о Боге, о том, как прекрасен созданный Им мир.
— Вы полагаете, таков был замысел художника?
— Вполне возможно. Недаром он собрал на полотне столько символов обновления — дети, цветущие деревья. И красный мяч у девочки — самая яркая, центральная деталь композиции. Борисов-Мусатов явно сделал на ней акцент. Он словно хочет сказать нам — посмотрите, ребёнок держит в руках бесценный дар. И дар этот — жизнь.
— Мне так радостно от ваших слов, Маргарита Константиновна. А вот интересно, как встретили картину «Майские цветы» на выставке в 1894 году?
— Конечно, были критики, которые не восприняли всерьёз работу молодого живописца. Но вот вам такой факт — картину «Майские цветы» приобрела Елизавета Фёдоровна Романова, будущая преподобномученица.
— Да, это о многом говорит. Великая княгиня обладала утончённым вкусом и чуткой душой.
— Елизавета Фёдоровна заплатила художнику немалую по тем временам сумму — сто пятьдесят рублей. На эти деньги он совершил путешествие по Крыму и Кавказу, чтобы набраться ярких впечатлений и идей для новых работ.
— А делиться своими впечатлениями Виктор Борисов-Мусатов умел! Он доказал это в своей ранней работе «Майские цветы». И всякий гость Третьяковской галереи может в этом убедиться.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер