О писателе Вениамине Каверине говорили, что судьба вручила ему счастливый билет. Билет оказался на двоих. И своё путешествие по жизни Каверин совершил вместе с женой Лидией Тыняновой.
Они познакомились в Петрограде совсем ещё молодыми людьми, почти подростками. Оба приехали в бывшую столицу учиться. Жили в одной квартире, у брата Лиды – Юрия Тынянова. Он был ближайшим другом Вениамина и его родственником, так как женился на сестре Каверина. В университет Веня и Лида ходили вместе. Денег на трамвай не было, а пешие прогулки только в один конец занимали два часа. И времени на то, чтобы полюбить друг в друга было предостаточно. В университете Лиде оказывал знаки внимания один из пожилых профессоров. На занятиях, выслушивая ответы других студентов, он подсаживался за парту к девушке и всегда натыкался ногами на чьи-то большие калоши. Так Каверин тонко намекал профессору, что место рядом с Тыняновой занято.
Вениамину и Лиде исполнилось по двадцать лет, когда они поженились. Это было трудное время, но Лида смогла внести в жизнь супруга покой и уют, который он очень ценил. Она оказалась прекрасной женой: родила двоих детей, замечательно варила любимые мужем малиновое и клубничное варенье и писала книги. Конечно, их было намного меньше, чем у Каверина, который работал под девизом «ни дня без строчки». К своему труду Вениамин относился как к священнодействию: за рабочий стол всегда садился в костюме и галстуке. Первой читательницей рукописей Каверина была жена, к её советам он всегда прислушивался.
Появление книги «Два капитана» в Советском Союзе называли чудом. В романе не было ни единого намёка на партию, ни одного слова о Сталине. Зато неоднократно упоминался Бог, а один из самых сильных монологов Кати Татариновой был и вовсе написан, как молитва. На книгу тут же набросились критики. Жизнь Каверина висела на волоске, тем более, что в партии он не состоял, а его родной брат был политическим заключённым. Но книга понравилась Сталину, и писатель получил за неё премию. На благосостоянии семьи она сказалась более чем положительно – Каверин купил участок земли в писательском посёлке Переделкино и построил на нём дачу.
Это случилось уже после войны, а в самом её начале с Кавериным произошло ещё одно чудо. Писатель был вынужден тогда уехать подальше от Ленинграда, так как его вызывали спецслужбы и предлагали доносить на коллег. Каверин отправился военкором на Северный флот. Чуть позже Лидия Николаевна с детьми эвакуировалась в Пермь. И супруги потерялись. То, что муж жив и здоров, выяснилось случайно: измученная разлукой Тынянова услышала по радио очерк Каверина.
Вениамин Александрович и Лидия Николаевна были на редкость миролюбивыми людьми. Не терпели конфликтов, избегали общественных дрязг. Но никогда не боялись вступаться за друзей. Каверин чуть ли единственный из писателей, не отказался от дружбы с писателем Михаилом Зощенко, когда его травили власти. И помогал деньгами попавшей в опалу Анне Ахматовой.
Для друзей двери дома Кавериных всегда были открыты. Между взрослыми бегали сначала дети, потом внуки. Лаяла овчарка Буся. Хулиганил кот Филя. Однажды он запрыгнул на накрытый к обеду стол. В это время в комнату зашла Лидия Николаевна. «Говори, что съел?», - спросила она у Фили. Кот поспешно ретировался, причём всем присутствующим показалось, что он покраснел от стыда.
Вениамин Александрович всегда был оптимистом. Но когда умерла Лидия Николаевна, сильно сдал. Маленькая хрупкая Тынянова занимала слишком большое место в жизни Каверина. «Апостол добра», как называли писателя друзья, продержался без жены всего пять лет.
«Бог послал ему ровную, на редкость счастливую судьбу», - говорили о Каверине и сравнивали его жизнь с гладкой, асфальтированной дорогой. Да, ему очень повезло. Потому что рядом с ним по этой дороге шестьдесят два года шагала Лидия Тынянова.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема