О писателе Вениамине Каверине говорили, что судьба вручила ему счастливый билет. Билет оказался на двоих. И своё путешествие по жизни Каверин совершил вместе с женой Лидией Тыняновой.
Они познакомились в Петрограде совсем ещё молодыми людьми, почти подростками. Оба приехали в бывшую столицу учиться. Жили в одной квартире, у брата Лиды – Юрия Тынянова. Он был ближайшим другом Вениамина и его родственником, так как женился на сестре Каверина. В университет Веня и Лида ходили вместе. Денег на трамвай не было, а пешие прогулки только в один конец занимали два часа. И времени на то, чтобы полюбить друг в друга было предостаточно. В университете Лиде оказывал знаки внимания один из пожилых профессоров. На занятиях, выслушивая ответы других студентов, он подсаживался за парту к девушке и всегда натыкался ногами на чьи-то большие калоши. Так Каверин тонко намекал профессору, что место рядом с Тыняновой занято.
Вениамину и Лиде исполнилось по двадцать лет, когда они поженились. Это было трудное время, но Лида смогла внести в жизнь супруга покой и уют, который он очень ценил. Она оказалась прекрасной женой: родила двоих детей, замечательно варила любимые мужем малиновое и клубничное варенье и писала книги. Конечно, их было намного меньше, чем у Каверина, который работал под девизом «ни дня без строчки». К своему труду Вениамин относился как к священнодействию: за рабочий стол всегда садился в костюме и галстуке. Первой читательницей рукописей Каверина была жена, к её советам он всегда прислушивался.
Появление книги «Два капитана» в Советском Союзе называли чудом. В романе не было ни единого намёка на партию, ни одного слова о Сталине. Зато неоднократно упоминался Бог, а один из самых сильных монологов Кати Татариновой был и вовсе написан, как молитва. На книгу тут же набросились критики. Жизнь Каверина висела на волоске, тем более, что в партии он не состоял, а его родной брат был политическим заключённым. Но книга понравилась Сталину, и писатель получил за неё премию. На благосостоянии семьи она сказалась более чем положительно – Каверин купил участок земли в писательском посёлке Переделкино и построил на нём дачу.
Это случилось уже после войны, а в самом её начале с Кавериным произошло ещё одно чудо. Писатель был вынужден тогда уехать подальше от Ленинграда, так как его вызывали спецслужбы и предлагали доносить на коллег. Каверин отправился военкором на Северный флот. Чуть позже Лидия Николаевна с детьми эвакуировалась в Пермь. И супруги потерялись. То, что муж жив и здоров, выяснилось случайно: измученная разлукой Тынянова услышала по радио очерк Каверина.
Вениамин Александрович и Лидия Николаевна были на редкость миролюбивыми людьми. Не терпели конфликтов, избегали общественных дрязг. Но никогда не боялись вступаться за друзей. Каверин чуть ли единственный из писателей, не отказался от дружбы с писателем Михаилом Зощенко, когда его травили власти. И помогал деньгами попавшей в опалу Анне Ахматовой.
Для друзей двери дома Кавериных всегда были открыты. Между взрослыми бегали сначала дети, потом внуки. Лаяла овчарка Буся. Хулиганил кот Филя. Однажды он запрыгнул на накрытый к обеду стол. В это время в комнату зашла Лидия Николаевна. «Говори, что съел?», - спросила она у Фили. Кот поспешно ретировался, причём всем присутствующим показалось, что он покраснел от стыда.
Вениамин Александрович всегда был оптимистом. Но когда умерла Лидия Николаевна, сильно сдал. Маленькая хрупкая Тынянова занимала слишком большое место в жизни Каверина. «Апостол добра», как называли писателя друзья, продержался без жены всего пять лет.
«Бог послал ему ровную, на редкость счастливую судьбу», - говорили о Каверине и сравнивали его жизнь с гладкой, асфальтированной дорогой. Да, ему очень повезло. Потому что рядом с ним по этой дороге шестьдесят два года шагала Лидия Тынянова.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.