
Фото: PxHere
Из года в год мы празднуем Пасху Христову в разные весенние дни календаря. Почему возник разброс в датах празднования? Ведь известно, что по еврейскому календарю Иисус Христос был распят в пятницу, четырнадцатого дня первого весеннего месяца нисана, который почти совпадал с нашим мартом, а воскрес шестнадцатого дня нисана, в «первый день недели», то есть после субботы.
Существующая ныне традиция праздновать Пасху из года в год в разные даты возникла не сразу. Первые христиане дату пасхального праздника не высчитывали: для них, современников Самого Христа, каждый воскресный день являлся светлой Пасхой. Им было важно лишь само Воскресение Христа, о котором каждую неделю, в первый ее день, вспоминали очевидцы великого чуда.
С годами, когда общины возникли в разных странах, в Поместных Церквях этих стран Пасху стали праздновать в различное время. В большинстве Церквей — в первое воскресенье после еврейской Пасхи, что соответствовало евангельскому повествованию. А в Малой Азии общины долгое время приурочивали праздник к еврейской Пасхе, то есть к строго определенной дате — четырнадцатому дню месяца нисана по лунному календарю. Это постепенно привело к спорам между общинами. И вот именно в Малой Азии, в городе Никее, в триста двадцать пятом году был созван Первый Вселенский Собор. На Соборе приняли решение о единовременном праздновании Пасхи во всех христианских Церквях.
Для установления даты праздника главным стало требование участников собора о несовпадении христианской Пасхи с иудейской, ведь иудеи и христиане вспоминали разные события. Иудеи — выход народа из Египта и освобождение из египетского рабства, а христиане — Воскресение Христа и Его искупительную жертву за грехи человечества. Так и возникла традиция праздновать Пасху Христову в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступит после дня весеннего равноденствия или в сам этот день. Поскольку ежегодно даты весеннего равноденствия и первого после него полнолуния меняются, меняется и дата празднования Пасхи.
В тысяча пятьсот восемьдесят втором году римский папа Григорий Тринадцатый ввел в католических странах вместо юлианского календаря новый, который получил его имя. С тех пор возникло почти постоянное несовпадение дат в праздновании Пасхи на Западе и на Востоке. В тысяча девятьсот восемнадцатом году, после революции, Советское правительство тоже ввело в стране григорианский календарь, но Русская Православная Церковь осталась верна традициям, которые сложились еще на заре христианства. Таким образом, согласно юлианскому календарю, которого придерживается Русская Православная Церковь, праздник Пасхи может приходиться на один из тридцати пяти дней в период с двадцать второго марта по двадцать пятое апреля по старому стилю. По новому стилю самая ранняя Пасха может праздноваться четвертого апреля, а самая поздняя — восьмого мая.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.