
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
В данном отрывке из сказки Пушкина целых пять глаголов с постфиксом СЯ — морфемой, стоящей в самом конце слова. И сегодня мы об этом постфиксе и поговорим. Он образовался из старославянского возвратного местоимения «ся», что значит «себя». Поэтому глаголы с такой морфемой на конце называются возвратными. И вот здесь кроется корень споров по поводу употребления СЯ, или его варианта, СЬ, в слове «извиняюсь». Некоторые считают, что данный постфикс здесь имеет значение «себя», то есть «извиняюсь» — это «извиняю себя». А это невежливо.
Однако постфикс СЯ не всегда можно так напрямую перевести как возвратное местоимение. Например, глагол «смеяться» невозможно понять как «смеять себя». А в предложении «Лошадь лягается» животное само себя не лягает. Дело в том, что в русском языке морфема СЯ имеет множество значений.
Словарь Владимира Даля приводит 5 определений этого постфикса. Одно из них — участие в процессе, совершение действия. Прощаюсь — участвую в прощании, радуюсь — участвую в радости.
Так и слово «извиняюсь» не имеет значения «извиняю себя». Постфикс СЯ в данном случае говорит о том, что я сам произвожу действие. Как в словах «отказываюсь», «двигаюсь» и так далее. Итак, с определением постфикса, кажется, разобрались. Но ведь есть ещё один нюанс, который связан со словом «извиняюсь». Грамотно ли так говорить? Некоторые интернет-филологи сегодня уверенно утверждают, что это просторечно-разговорная форма. Хочу поспорить с такой позицией. Само слово «извиняюсь» не является просторечным. Просто оно требует определённой формы употребления.
По законам русского языка нужно говорить «извиняюсь за что-то» или «извиняюсь в том, что». То есть необходимо назвать причину вашего извинения. Вы скажете, ну вот, новое правило! Однако оно — старое, просто о нём почему-то часто забывают. А ведь русские классики использовали слово «извиняюсь» именно так.
«Опять тысячу раз извиняюсь, что сбиваюсь с прямой дороги в сторону», — например, писал в письме Достоевскому Иван Гончаров. Встречаем мы такую формулу извинения и в письмах Пушкина, и других писателей.
Итак, существует множество способов попросить прощения: извините, прошу простить, примите извинения, извиняюсь за свой поступок — все эти варианты грамотны. Главное — приложить к ним искренность и уважение к собеседнику.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема