
Я всегда очень боялась ошибиться. Уж не знаю, с чем это связано, с моей гордостью, с завышенными ожиданиями от себя или с желанием быть для всех хорошей, но факт останется фактом!
Забавно, но именно методом таких вот проб и ошибок я нашла свое призвание — стала регентом. А помог мне в этом один батюшка!
Мы с мужем искали место на клиросе, чтоб можно было петь вдвоем. Мы оба — певчие. Трудно было найти храм, где требовались бы оба голоса сразу. Каким-то чудом нашли приход, где нам оказались рады, но с одним условием: надо регентовать!
Регентовать — значит вести службу, знать что и как петь на богослужении. Петь-то я умела, а вот руководить хором — нет. Тогда-то моя боязнь ошибиться расцвела пышным цветом.
— Батюшка! Не могу я, может не надо? — пыталась возразить я, но в ответ получила лишь благословение и ободряющие слова: «все ошибаются, не волнуйся».
Не могу сказать, что эта фраза меня успокоила, но, собравшись с духом и прихватив с собой все мыслимые и немыслимые шпаргалки, я отправилась на свою первую службу в качестве регента. Как сейчас помню, что это был праздник святой блаженной Ксении Петербуржской. И не слышала блаженная от меня молитвы истовее и усерднее, чем тогда.
Сначала все шло хорошо. Я была страшно напряжена и сконцентрирована. «Главное не ошибиться! Иначе — конец!» — крутилось в голове. И вдруг перед великим славословием в храме зависла тишина. Заминка... Я лихорадочно смотрела в план, пытаясь понять, что происходит, а оказалось, что ... ошибся священник!
Я уже не помню, что это была за ошибка, да и знаний у меня тогда не хватало, чтобы её распознать, но я видела, как батюшка, улыбнувшись, открыл служебник, нашел там и произнес нужный возглас. Мы продолжили богослужение.
«Представляете! Можно ошибаться!» — мысленно улыбалась я. Оказывается, даже если спою не тот тропарь, перепутаю глас стихиры или забуду, что дальше петь, меня не осудят, не отругают, а поддержат. Я смогу так же, как батюшка, исправиться и служба продолжится! Как стало легко и спокойно на душе!
Моя гордость и стремление казаться идеальной не давали покоя, внушали жуткую боязнь ошибок, и по сути, блокировали мое развитие. А тот батюшка одним простым действием показал, что не стоит стремиться быть идеальной, не стоит превозноситься над другими, что, видимо, было одной из причин жажды казаться безупречной. Ошибаться не страшно! Страшно ничего не делать, не пробовать новое, не стремиться к служению.
Уж не знаю правда батюшка тогда ошибся или специально преподал мне урок, но этот случай я запомнила на всю жизнь и больше не пытаюсь стать идеальным человеком, который мнит себя настолько хорошим, что не умеет ошибатьcя.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.