Сегодняшняя наша тема – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. И не где-нибудь, а совершенно точно: в Гончарах. И как мы понимаем, название местности возникло неспроста – жили здесь гончары. А кроме гончаров, еще и кузнецы. Что характерно, слобода в районе большого Таганского холма ранее стояла от города в стороне по соображениям, как сказали бы теперь, техники безопасности – промысел гончаров и кузнецов был напрямую связан с огнем. А огонь для полностью деревянной Москвы был самой опасной из стихий.
И понятно, что у каждой слободы был свой храм. Да не просто храм, а со своей, так сказать, профессиональной спецификой. И неудивительно, что стрельцы построили храм во имя Иоакима Воина. А в Ямской слободе ямщики поставили храм во имя покровителей лошадей Фрола и Лавра.
Но, пожалуй, гончары отличились более всего. Поставили они церковь в середине 17 века. И, ежели смотреть издалека, этот красивый пятиглавый храм, выполнен в стиле «русское узорочье» и относится к типу «огненных храмов», отличительной особенностью которых являются две-три горки так называемых кокошников на верху основного здания. Кокошники кладутся из кирпича и напоминают по форме языки пламени.
И, вроде, ничего необычного, но если вглядеться попристальней, то мы видим, что нижний ряд кокошников не сложен из кирпича, а вылеплен на абсолютно плоской стене. И выкрашен белой краской. Причем на красновато-коричневом фоне стен, который – я имею в виду фон – практически повторяет цвет обожженной в печи красной глины.
Иными словами, церковь более всего похожа на слепленную и обожженную в печи глиняную игрушку с покрашенными белою краской вылепленными деталями.
Делайте со мною, что хотите, но я совершенно уверен, что в оформлении внешнего облика церкви – или, как нынче модно говорить, в дизайне – гончары принимали самое непосредственное участие.
Впрочем, тому есть прямое доказательство. В конце 17-го века в Гончарной слободе жил и работал самый известный изразцовых дел мастер Степан Полубес.
Так вот, именно его многоцветные изразцы и панно украшают и придел и трапезную Успенской церкви. Среди них – панно с изображением четырех евангелистов, один из любимых сюжетов Полубеса.
Главная же святыня Успенского храма, который, к слову, никогда не закрывался, - чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».
Попросить у нее помощи и увидеть храм, так похожий на красивую глиняную игрушку, вы можете в Москве, на Гончарной улице, 29.
Контакты: Церкви Успения Божией Матери в Гончарах
Адрес: ул. Гончарная, д.29
Как проехать:
От ст. метро "Таганская", "Марксистская"
Адрес сайта: bolgarskoe-podvorie.com
18 апреля. О богослужении дня

Сегодня 18 апреля. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
О богослужении дня — священник Алексе Дудин.
Для христианина нет более ответственного дня, дня перед Пасхой, когда он должен подготовиться к встрече со Христом. Для того, чтобы подготовиться к этой встрече, нужно пережить и этот день. Этот день — день особых воспоминаний. Христианин, как правило, в этот день находится в храме, и если есть возможность, с утра присутствует на Царских часах, потом идет вечерня с выносом Плащаницы распятого Христа, и вечером утреня совершается Великой Субботы, когда совершается чин погребения этой Плащаницы. Стоя у Плащаницы, человек должен вспомнить, как Христос был предан, как Он был судим ночью у Каиафы, как Он претерпел несправедливые обвинения, как Он предстал перед Пилатом, желающим отпустить его, и не обретя поддержки у своего народа, у тех людей, которым Он пришел для их спасения, будучи предан и распят, на кресте Он молился. Молился о распинающих Его. Усыновил Иоанна Богослова своей матери, и через него усыновил ей весь наш христианский род. Испытал полное истощение и вознес свою молитву: «Боже мой, Боже мой! Почему Ты меня оставил?» И вот этот день, день скорби, день молчания, день сопереживания Христу, конечно, каждый из нас должен постараться провести в храме.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О подвиге Преподобного Платона Студийского

Сегодня 18 апреля. День памяти Преподобного Платона Студийского.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Платон был родным дядей Феодора Студита, величайшего монаха-подвижника и богослова VIII-IX веков в Византийской церкви. В монастыре святого Платона была введена такая степень общежития, что у монахов не было совершенно ничего своего. Одежды братья напоминали мешки, они были огромного размера, чтобы подходить каждому. После общей стирки они раздавались без разбора одинаково всем, от игумена до самого младшего послушника. В эпоху иконоборчества Платон противостоял этой губительной для Церкви, ее духовной жизни, богословия, искусства и монашества, ереси. А во время церковного мира непримиримо критиковал нравственные послабления, которые допускали последующие императоры. За все это святому пришлось много пострадать от властей предержащих. Церковь почитает Платона как исповедника. Пример святого учит нас, что противостоять еретикам с силой и убеждением, а также обличать пороки современности можно только когда сам живешь в соответствии с евангельскими заветами и в безупречном соответствии взятым на себя крещальным для мирян, или монашеским для иноков, обетом. Святой Платон исповедовал то, что проповедовал. В эти последние времена православным просто необходимо следовать такому примеру святой безупречности.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О страстях Господа

Сегодня 18 апреля. Великая Пятница.
О страстях Господа — протоиерей Василий Гелеван.
Великая Пятница. Воспоминания святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа о Крестной Пасхе. Крест — это орудие победы. Выражение «непобедимая победа» взято из кондака и означает буквально «вражеский трофей». Кажущееся позорным распятие Христа обратилась в славу. Это потому, что своей крестной смертью Господь победил смерть и воскрес. Крестный путь Христа через Голгофу ведет к гробу воскресения. Смертью смерть поправ. Спаситель воскрес и сделал возможным воскресение каждого христианина. Так и мученики шли на страдания с твердой верой в воскресение. Они доказали всем свою победу над страхом смерти и над самой смертью. Они — свидетели Христа. И мы идем стопами Господа через наши тернии к звездам, сораспинаемся со Христом, терпеливо неся свой крест, как совокупность жизненных трудностей. С терпением, а не с нетерпением, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века.
Все выпуски программы Актуальная тема