
Фото: FreePic
Праздник Сретения Господня, как общецерковное торжество, был установлен в Византийской империи в середине шестого века. Из-за разницы в календарях западные христиане стали отмечать праздник Сретения Господня раньше, второго февраля по новому стилю. Это связано с тем, что Сретение имеет чёткую временную привязку — встреча Святого семейства с праведным Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной случилась на сороковой день после Рождества Христова.
В западных странах Сретение ещё называют «Днём свечей». Издавна в это время там начиналась пора карнавалов. Самое первое шествие происходило во время праздничной Сретенской службы, как во времена Юстиниана. Перед мессой совершалось благословение свечей, верующие зажигали их и шли крёстным ходом.
В этом обычае можно уловить отголоски языческих обрядов кельтских, германских и славянских племён. В большинстве аграрных культур существовал зимний праздник огня и солнца. Он отмечался в начале февраля, когда солнечный день заметно прибывал. В русском земледельческом календаре это время тоже выделяли особо и называли «встречей зимы и весны». «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», — говорили в народе.
Церковь адаптировала эти традиции и наполнила христианским смыслом. Ведь в Святом Писании Спаситель часто называется «Солнцем Правды». Святой Симеон Богоприимец в день Сретения Господня держит на руках Богомладенца и восклицает: «Ибо видели глаза мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников».
В Православной Церкви также существует особый чин благословения свечей на Сретение. В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «как эти свечи, огнём видимым возженны, ночную тьму прогоняют, так сердца наши невидимым огнём, который есть свет Святого Духа, будут просвещены и слепоты всяческой избежат...».
Сретенские свечи хранят весь год и зажигают во время молитвы как и другие освящённые свечи. Как правило, их берегут до особого случая и возжигают во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай использовать эти свечи на богослужениях Великого поста: при чтении канона Андрея Критского, страстных Евангелиях.
К сретенским свечам принято относиться благоговейно, но Церковь призывает не искать в них магии. Они — лишь напоминание о радостном и великом празднике.
С недавних пор к торжеству Сретения Господня приурочен День Православной молодежи. Идея отмечать его принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению «Синдесмос». В тысяча девятьсот девяносто втором году начинание благословили и поддержали предстоятели всех Поместных Церквей. В епархиях Русской Православной Церкви в этот день проходят просветительские и миссионерские акции, Сретенские встречи молодежи с духовенством, а также праздничные балы.
Все выпуски программы Сретение Господне
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема