Впервые имплантировав в 1960-м году искусственный хрусталик пациенту, Святослав Николаевич Федоров произвел настоящий переворот в медицине. Благодаря его уникальным разработкам, к тысячам людей вернулось зрение. Главным детищем Святослава Николаевича, более полувека посвятившего себя помощи людям, вне зависимости от их статуса и положения в обществе, стала специализированная клиника «Микрохирургия глаза» с сетью филиалов по всей стране.
Мечтая о карьере летчика, Святослав Николаевич в 1944-м году поступил в ростовскую спецшколу Военно-воздушных сил. Однако через год со Святославом Николаевичем произошел несчастный случай, который стал причиной его отчисления из учебного заведения. Преодолев упадок духа, Святослав Николаевич нашел в себе силы и поступил в медицинский институт, а уже в 1951-м году провел свою первую операцию. Что сам Святослав Николаевич говорил о смысле своей работы и как он относился к смене своей карьеры из-за полученной в молодости травмы?
Двенадцатилетняя школьница Лена Петрова открыла глаза. Тумана больше не было. Всё вокруг виделось ей ярким и чётким: солнце в окне больничной палаты, цветы на подоконнике. И внимательное лицо доктора. «Ну, как ты, Ленуся?», — спрашивал он. Девочка широко улыбнулась и ответила: «Я вижу!»
Эти два слова из уст пациентов были лучшей благодарностью и похвалой для выдающегося офтальмолога, глазного микрохирурга, академика Святослава Николаевича Фёдорова. Он произвёл настоящий переворот в медицине и своими уникальными авторскими хирургическими методами вернул зрение сотням людей. «Фёдоров в прямом и переносном смысле дарил свет», — говорили коллеги Святослава Николаевича. Лена Петрова из Чебоксар стала первой пациенткой, которой Фёдоров в 1960-м году имплантировал искусственный хрусталик. Он смоделировал его собственноручно. По чертежам и под руководством доктора, микроскопический имплант изготовил его знакомый, который работал на Чебоксарском электроаппаратном заводе. Первые эксперименты Фёдоров проводил на кроликах. После того, как в глаз незрячему ушастому пациенту устанавливался пластиковый хрусталик, животное резво бросалось по направлению к морковке. А это означало, что кролик начинал видеть. Когда Святослав Николаевич объявил, что готов провести операцию по замене глазного хрусталика у человека, первыми откликнулись родители Лены Петровой. И свершилось настоящее чудо — девочка с врождённой катарактой стала видеть. «На фоне уровня советской офтальмологии тех лет эта операция была равноценна запуску искусственного спутника», — говорила, спустя годы, Елена Павловна Петрова. Своего сына женщина назвала Святославом. В честь человека, благодаря которому она смогла увидеть окружающий мир.
Пациенты и коллеги называли Фёдорова врачом Божьей милостью. И очень удивлялись, когда узнавали, что он совсем не планировал становиться доктором. Святослав Николаевич с детства мечтал быть лётчиком. В 1944 -м он поступил в ростовскую спецшколу Военно-воздушных сил. Но уже через год был отчислен по состоянию здоровья. Причиной стала серьёзная травма ноги. Семнадцатилетний Святослав спешил на встречу с друзьями. Прямо на ходу решил запрыгнуть в трамвай. Оступился — одна нога соскользнула с подножки и угодила прямо под колёса. Раздробленные стопу и голень пришлось ампутировать. А о карьере лётчика — забыть. «Не случись этого, я бы, возможно, не обрёл настоящей цели своей жизни», — говорил позже Святослав Николаевич. После травмы он не упал духом. Стал носить протез. Там же, в Ростове, поступил в медицинский институт. В 1951 году Фёдоров, тогда ещё интерн, провёл свою первую операцию. Слесарю попала в глаз металлическая частица от зубила. Вообще-то Святослав должен был лишь ассистировать хирургу. Доктор сделал обезболивание и вдруг сказал интерну: «Прооперируй сам». И вышёл. Операцию Фёдоров провёл безупречно. И понял, что нашёл своё настоящее призвание.
Без малого полвека Святослав Николаевич посвятил людям. Его уникальные методы операций на хрусталике и роговице возвращали зрение даже, казалось бы, безнадёжным больным, которые провели в темноте по десять, двадцать лет. Главным детищем Фёдорова стала специализированная клиника «Микрохирургия глаза» с сетью филиалов по всей стране. На маленьком вертолёте он летал по городам и весям, чтобы провести приём больных или операцию. В очереди к нему бок о бок сидели известные политики, писатели, звёзды эстрады и кино, рабочие, бабушки из глухих деревень. Никаких различий между пациентами Фёдоров не делал. «Помощь должны получать все. В этом смысл моей работы и жизни», — говорил он. 2 июня 2000 года Святослав Николаевич на своём вертолёте летел в Москву из тамбовского филиала «Микрохирургии глаза». Над Братцевым вертолёт вышел из строя и потерпел крушение. Фёдоров погиб. Но дело, которому он посвятил всю жизнь, продолжается. Люди по-прежнему обретают зрение благодаря его трудам и разработкам.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых таинственных персонажей Библии — это Салимский царь Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего. Об этом человеке Ветхий Завет упоминает всего лишь два раза: в 14-й главе книги Бытия и в 109-м псалме. Новый Завет совсем иначе относится к Мелхиседеку, и в Послании апостола Павла к Евреям мы встречаем имя этого человека девять раз. Звучит оно и сегодня в православных храмах во время чтения за литургией отрывка из 7-й главы Послания к Евреям. Давайте послушаем эти апостольские слова и попытаемся понять, почему Мелхиседек столь важен для эпохи Нового Завета.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
То, что в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям сказано о Мелхиседеке, представляет собой, с одной стороны, пересказ истории, изложенной в 14-й главе книги Бытия, а с другой — толкование ветхозаветного сюжета. Здесь мы видим не только упоминание Мелхиседека и того, что произошло во время его встречи с Авраамом, но и объяснение значения имени Мелхиседека, а также сопоставление его с Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что Послание к Евреям предлагает нам видеть в Мелхиседеке прообраз Спасителя, то же самое предлагает делать и Псалтырь, в которой мы можем найти такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4).
Но почему это важно? Почему какой-то таинственный «чин Мелхиседека» заслуживает того, чтобы посвящать ему строки Священного Писания?
Ответ мы можем найти здесь же, в Послании к Евреям. Дело в том, что Ветхий Завет знал лишь одно священство — священство Аарона, которое было установлено при Моисее. Это священство ещё можно назвать «священством по чину Аарона», выше него в законе Моисея не может ничего быть. Однако тот, от кого произошёл Аарон, то есть праотец Авраам, принял благословение и отдал десятину абсолютному чужаку — священнику Мелхиседеку. Иными словами, Авраам признавал превосходство священства Мелхиседека над грядущим священством Аарона, кроме того, благословляя Авраама, Мелхиседек благословил и всё его потомство, включая Аарона. Но кто мог благословить Аарона, кроме Самого Бога? Получается, что Мелхиседек — прообраз Христа, и об этом знал Ветхий Завет. Но вот время прообразов закончилось, то, что виделось как некая неясная тень, стало явью, Христос пришёл, и, придя, Он сделал ненужным священство Аарона со всеми его установлениями.
Собственно, цель Послания к Евреям именно в этом и состояла: показать, что ветхозаветные постановления утратили своё значение после Христова Пришествия. Нетрудно догадаться, почему в дни празднования Рождества Христова этот отрывок звучит в наших храмах, ведь ещё одно крайне важное следствие Боговоплощения состоит в том, что отныне нет необходимости в принесении каких бы то ни было жертв, и нет необходимости в том виде священства, который был до Христа, теперь есть лишь Один Священник, Который Сам является и Жертвой, и Тем, Кто Жертву приносит, а потому мы и молимся за каждой божественной литургией такими словами: «Ты — приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер