
Фото: PxHere
Изучая свою собственную родословную, можно получить незаменимые уроки. Память о предках делает нас духовно сильнее.
Сегодня мы говорим о священномученике Николае Бежаницком и мемуарах его внучки Тамары Милютиной, опубликованных под названием «Люди моей жизни».
Место действия — Эстония, город Юрьев (ныне – Тарту).
Время действия — начало XX века.
Николай Степанович Бежаницкий родился в 1859 году в небольшом эстонском городке Калли, в семье священника. После окончания Рижской духовной семинарии Николай Бежаницкий женился, был рукоположен во иерея и назначен в один из православных приходов Эстонии. Ему довелось в разное время служить в нескольких эстонских городах, и везде прихожане его запомнили как священника неравнодушного, отзывчивого к чужим бедам.
Особенно ярко эти качества отца Николая проявились во время первой русской революции 1905 года, когда он нёс служение в эстонском городе Феллин (сейчас его название – Вильянде).
В революционную смуту тогда было втянуто немало людей случайных, запутавшихся и позже раскаявшихся. Православный священник Николай Степанович Бежаницкий стал защитником многих из тех, кто по недоразумению оказался за решёткой.
В мемуарах под названием «Люди моей жизни» Тамара Петровна Милютина, внучка Николая Степановича, вспоминает.
В то время в тюрьме было много учителей…. Для поддержания с арестованными связи дедушка использовал богослужения в тюрьме, устраиваемые по его инициативе. Там передавали письма заключённым и принимали от них. Чтобы тайно провести эти действия, священник Бежаницкий всегда находил какие-нибудь причины, чтобы выслать на несколько минут тюремную стражу.
Вспоминают, как православный батюшка буквально лежал в ногах у высокого тюремного начальства и слёзно молил о помиловании осуждённых на смерть. Отцу Николаю не раз удавалось добиться более тщательного расследования дел арестантов, получивших смертный приговор.
В 1908 году священник Николай Бежаницкий был назначен настоятелем прихода святого Георгия в Юрьеве, как до революции назывался город Тарту.
Прихожане Георгиевской церкви полюбили батюшку за его исключительную доброту, отзывчивость и нестяжательность. В Юрьеве отца Николая называли «студенческим батюшкой» - он охотно и безвозмездно венчал студенческие пары.
После захвата власти в Эстонии большевиками, в числе других верующих был арестован и протоиерей Николай Бежаницкий. 14 января 1919 года он принял мученическую кончину от рук революционеров.
Каждый, кто знал отца Николая, мог бы повторить слова Тамары Петровны Милютиной из её книги «Люди моей жизни».
Мой дедушка всю жизнь был олицетворением любви и благодушия, он, все силы свои положил на служение обездоленным и нищим, он, не покладая рук работал на пользу просвещения, он никогда и никого не обидел, для всякого проступка находил извинение…
На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве в августе 2000 года протоиерей Николай Бежаницкий был причислен к лику новомучеников российских.
К счастью, его внучка, которой пришлось шестнадцать лет провести в сибирских сталинских лагерях, дожила до этих дней. После освобождения и реабилитации Тамара Петровна Милютина написала книгу о тех, кто помог ей выжить и не пасть духом.
В самые трудные минуты жизни у неё перед глазами был образ деда – святого новомученика Николая Степановича Бежаницкого.
Все выпуски программы Прообразы
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема