
«С семейными проблемами к священнику обращаются чаще всего», — признаётся иерей Павел Островский, настоятель Никольского храма в подмосковном городе Красногорске, известный современный миссионер и популярный блогер. О семейной жизни, её светлых сторонах, а также о её проблемах и способах их решения отец Павел решил поговорить с читателями в своей книге, которая называется «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор».
Отца Павла отличает «фирменный» остроумный и по-доброму ироничный стиль общения с аудиторией. Именно в таком, уже хорошо узнаваемом стилистическом ключе, выдержана и его книга. С первой и до последней страницы она читается с улыбкой. При этом темы, которые затрагивает автор, весьма серьёзны. Как не дать погаснуть огню семейного очага? Как обрести доверие между супругами? Всё ли могут простить друг другу муж и жена? Что должно лежать в основе крепкого брака?
Отвечая на эти и многие другие вопросы, автор сравнивает семейную жизнь с большим путешествием. А в любом путешествии не обойтись без карты. Главное, выбрать правильную, чтобы она ошибочно не завела туда, куда не надо. По мнению священника Павла Островского, единственная карта, способная направить на верный путь — это Священное Писание. А в нём, в частности, в посланиях Апостола Павла, есть чёткая формула семейной жизни: муж есть глава семьи, как и Христос глава Церкви. Эти апостольские слова, отмечает автор книги «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор», часто вызывают массу неверных и опасных толкований. Если понимать его превратно, то, по словам отца Павла Островского, «любой самовлюблённый тиран, потребовав себе главенства в семье, испортит всем жизнь». Батюшка расставляет точки над i, отмечая, что глава семьи призван следовать примеру Христа. А Христос, напоминает автор, говорил: «Кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою».
В связи с этим отец Павел Островский предлагает мужьям представить ситуацию, когда они возвращаются домой с работы. И пройти своеобразный тест: выбрать один из нескольких возможных вариантов поведения. Предлагаются, например, такие: «приду домой, наконец-то отдохну и поем; приду домой, а там опять жена не даст своими расспросами отдохнуть... зачем я только женился?» И, наконец: «приду домой, а там жена, уставшая — весь день с детьми играла, убиралась, готовила; надо будет сделать ей приятное — помочь, поговорить, утешить». Похожий тест батюшка предлагает и женщинам. И предупреждает: чтобы сделать правильный шаг, требуется подвиг — усилие над собой. По сути, любовь и есть подвиг, когда ты заботишься не о себе, а о том, кто рядом с тобою, — подсказывает отец Павел.
В своей книге он не только размышляет над различными гипотетическими ситуациями из семейной жизни, но и разбирает реальные случаи, отвечая на вопросы, которые ему присылают подписчики. А ещё делится опытом из собственной семейной жизни. Например, признаётся, что сам только по прошествии нескольких лет брака в полной мере осознал, что, если хочешь иметь по-настоящему крепкую семью, нужно всё делать вместе. Например, просто выйти погулять. Вместе убраться в квартире. Вместе приготовить ужин. Вместе помолиться. «Семья — единый организм», — такую главную мысль подчёркивает священник Павел Островский в своей книге «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор».
Все выпуски программы Литературный навигатор
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.