Иак., 52 зач., II, 1-13.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим очень эмоциональное и яркое обращение апостола Иакова к братьям по вере. Основная его мысль очень проста: христиане должны любить всех ближних, а не тех, любить которых выгодно или удобно. Богословская основа для этого утверждения была заложена еще в Ветхом Завете. Бог сотворил человека как мужчину и женщину. Они были в одинаковой степени людьми, хотя и отличались с точки зрения физиологии. Это единственное различение, введенное в мир людей Самим Богом. Но это именно различие, а не разделение. Оно открывало перед людьми путь творчества и сотрудничества, но никак не путь вражды. Когда Бог давал людям землю, Он сказал им: вот вам земля, владейте ею. И снова здесь было указание на грядущее соработничество, а никак не на соперничество или вражду за ресурсы. Да, потом произошло грехопадение, люди стали враждовать и даже убивать друг друга из зависти... В языческих цивилизациях древности было уже не просто соперничество, в них были цари и богачи, которые владели сотнями и тысячами рабов. То есть речь не шла даже о стремлении к равенству, потому что одни попросту владели другими. В этом смысле Израильская цивилизация была радикально иной, потому что при всей разности служений, от царя и первосвященника до простого крестьянина, все они входили в Божий народ, все жили по особенным законам, в которых к собратьям они обязаны были относиться как к равным. Конечно, выстроить подобные отношения не всегда получалось, но идея была именно такой. Наконец, во Христе и в Церкви, как в Его теле, все люди, уже вне зависимости от происхождения от Авраама, становились «своими Богу», потому что вверяли себя в Его руки, как когда-то это сделал праотец Авраам. Тому, что Церковь предполагает уничтожение перед Богом этнических преград, посвятил свое послание к Римлянам апостол Павел. После него говорить о том, что какой-то народ просто из-за генетических причин оказывается ближе к Богу, уже невозможно. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Иаков стремится подчеркнуть, что такое же равенство должно быть в Церкви и в отношении к богатым и бедным. При этом мы не слышим, чтобы апостол призывал отнимать богатство у одних и передавать другим... Мы вообще не слышим каких-то революционных идей... Его мысль очень проста: братия, любите всех одинаково, не заискивайте перед богатыми и не пренебрегайте бедными. И если вы будете совершать множество добрых дел, но останетесь избирательны в любви, от остального вам не будет никакой пользы. И вот мы можем посмотреть на свою религиозную жизнь, радостно размышляя о том, как мы ходим на службы или постимся, обратим внимание и на то, как мы относимся к людям, и особенно к тем, кто прост и мало значит в нашей жизни. И если мы свободны побеждать одни грехи, значит, должны быть свободны и перед лицом других. Перед лицом всякого испытания, в том числе и испытания нашей любви должны осознавать себя свободными, а значит и ответственными за то, что делаем. Но в чем же должна проявляться наша любовь? Не можем же мы испытывать ко всем одинаковые чувства. Естественно, не можем, да только апостол и не говорит о чувствах. Он говорит о делах любви, из которых первое — милость ко всем, потому что милость превозносится над судом.
Поддержим Дом, в котором живут онкобольные дети и их близкие

Саша Захарин сегодня живёт в «Добром доме» — это бесплатная гостиница для семей с онкобольными детьми, которые приезжают на лечение в Москву издалека. Сашу ребёнком уже не назовёшь, скорее юношей — ему 18, но всё равно его вместе с мамой приютили в «Добром доме». Семья прилетела в столицу из далёкой Томской области. То, что у молодого человека рак, выяснилось год назад на осмотре у врача. Из региональной больницы Сашу быстро направили в известный онкоцентр имени Блохина, где он и проходит лечение по сей день. Всё время находиться в больнице ему не нужно, достаточно вовремя приезжать на процедуры. Самостоятельно снимать жильё в Москве длительное время у семьи возможности нет, поэтому «Добрый дом» стал для родителей Саши огромной поддержкой.
В этой социальной гостинице семьи живут бесплатно и самое необходимое у них всегда под рукой — еда, средства гигиены и не только. В «Добром доме» есть большая кухня и свой огород на территории. Для детей оборудована игровая комната, а также место для обучения. Здесь созданы условия для того, чтобы онкобольные подопечные — маленькие и взрослые — могли жить и радоваться простым вещам, продолжать учиться и развиваться. Саша Захарин, например, дистанционно учится в колледже.
Все возможности, что есть в гостинице — это результат добрых дел тысяч неравнодушных людей. Вы тоже можете поддержать «Добрый дом» — место, где тяжелобольные дети и их близкие находят приют и утешение. Для этого оставьте любой благотворительный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук, руководитель научного центра истории казачества при Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского Александр Малов.
Разговор шел о судьбе воеводы XVII века Михаила Конаевича Тинбаева, представителя знатного ногfйского рода, принявшего православие и перешедшего на службу к русскому царю.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Женщина-христианка в современном мире». Дарья Сосновская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была основатель и шеф-редактор журнала «Магдалина» Дарья Сосновская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об ощущении в жизни явной поддержки от Бога и о том, как появилось решение создать современный женский журнал с христианскими ценностями и смыслами.
Дарья рассказала о своём пути — от детства в православной семье и первых журналистских шагов до осознания, что вера и профессия могут стать единым делом. Так родился журнал «Магдалина» — издание для современных женщин, ищущих смысл и стремящихся жить с Богом в сердце.
Разговор о духовной развилке, на которой сегодня оказывается каждая: о поиске воли Божией, женском достоинстве, семье и о том, как сохранять веру в мире, где слишком много внешнего давления и шаблонов.
Дарья поделилась историей, как Господь помог ей обрести настоящее счастье, как поддержка близких и любовь мужа стали благословением, и почему простые вещи — дом, семья, смех ребёнка — дают больше вдохновения, чем любая внешняя «успешность».
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







