Не долго сидел Святослав в Киеве. Вскоре по возвращении из его славного похода, к нему прибыл посланный от греческого императора НикИфора ФОки знатный вельможа и сын кОрсунского градоправителя по имени КалокИр.
КалокИр привез Святославу много драгоценнейших даров, в числе коих было двадцать семь пудов чистого золота, и просил от имени императора помочь грекам против дунайских болгар. Дело в том, что греки при нескольких императорах платили из года в год дань болгарам. Когда же воцарился Никифор ФОка и прославился своими победами над арабами, то ему показалось очень обидным платить дань болгарскому народ; поэтому ... он пошел войной на болгар, но вскоре ... увидел, что совладать с ними ему одному не под силу. Вот тогда он снарядил КалокИра с богатыми дарами просить помощи русского князя. Передав Святославу поручение императора, КалокИр, человек отважный и хитрый, увидев, какую грозную силу представляют русские, понял, что с их помощью можно покорить не только болгар, но и достигнуть царского греческого престола. И вот КалокИр начинает действовать совсем по-другому, нежели приказывал ему царь Никифор. Он вознамерился сам заместить с помощью русских этого царя и овладеть Греческим царством. Русскому же князю за ратную помощь в этом деле он предложил предоставить всю Болгарскую землю.
Смелое, отважное и великое предприятие было по душе нашему Святославу. Покорив Болгарию, он рассчитывал привести под единую русскую руку еще одно славное славянское племя.
В августе 967 года, Святослав с шестьюдесятью тысячами храбрецов спустился обычным русским путем по Днепру в Черное море, а затем приблизился к Дунаю и, быстро высадившись на берег, смело напал на болгар. Те не выдержали, побежали и заперлись в крепости ДоростОле, а болгарский царь Петр так огорчился этим неожиданным нападением русских, что у него отнялись руки и ноги.
Русские прошлись по Дунаю, как и по Волге, страшной грозой и возвратились на зиму домой с неисчислимой добычей. В 968 году Святослав снова явился на Дунае и, быстро ... переносясь с одного места на другое, забрал восемьдесят болгарских городов. После этого он сел княжить в городе ПереяслАвце на Дунае. КалокИр оставался при нем и из ПереяслАвца продолжал строить свои козни, чтобы завладеть греческим престолом. Однако царь Никифор скоро прозрел и узнал, что замышляет против него коварный КалокИр. При этом Никифор увидел также, что он сделал большую ошибку, призвав против болгар русских, так как этим признанием он нажил себе нового сильного соседа — более грозного, чем болгары. И вот, забыв свою гордость, Никифор послал послов мириться с болгарами, напоминая, что болгары такие же христиане, как и греки, а потому и должны жить вместе в дружбе и любви. При этом Никифор в утверждение дружбы просил болгар прислать невест царского рода для сыновей бывшего императора Романа.
Болгары пошли ... на мир и союз с греками с большой радостью.
Первым их делом против общего врага — русских, был подкуп печенегов, чтобы те напали на Киев и тем вызвали из Переяславца и самого Святослава.
Так и случилось.
Летом 968 года печенеги подкрались врасплох к Киеву и обступили его в огромнейшем количестве.
В городе затворилась Ольга с тремя малолетними внуками. Дружина же по какому-то случаю находилась на той стороне Днепра и даже не ведала об опасности. В Киеве скоро стало очень тяжело, люди изнемогали от голода и жажды, так как достать воды из Днепра не было возможности. Надо было во что бы то ни стало уведомить дружину, стоявшую на том берегу; но как это было сделать, когда Печенеги плотным кольцом окружили город?
Наконец, один русский молодец нашелся. Молодец этот был мальчик, отрок, еще не вошедший в юношеский возраст. Умея отлично говорить по-печенежски, он незаметно перелез через городскую стену в поле, с уздою в руках, и затем смело стал расхаживать между печенегами и спрашивать всех: не видал ли кто его коня? Печенеги принимали его за одного из своих и старались помочь. Таким путем он незаметно дошел до берега Днепра. Здесь он быстро скинул с себя одежду, бросился в реку и поплыл к тому берегу. Печенеги догадались об обмане, начали стрелять в него, но попасть уже не могли — он был далеко, а русские с той стороны выехали ему навстречу в лодке и перевезли на другой берег. Он заявил им: «Если не подступите завтра к городу, то люди хотят сдаться печенегам». На это русский воевода по имени ПрЕтич, сказал: «Подступим завтра в лодках, как-нибудь захватим княгиню с княжатами и умчим на эту сторону; а не то Святослав погубит нас, как воротится». Дружинники согласились, а на другой день, на рассвете, сели в лодки, громко затрубили в трубы; люди в городе радостно откликнулись им. Печенеги подумали, что пришел Святослав и отбежали от города, а тем временем Ольга со внуками успели сесть в лодку и переехать на другой берег. Увидя это, печенежский князь просил свидания с воеводой ПрЕтичем. Они съехались вместе. Печенег спросил: «Кто это пришел?» ПрЕтич отвечал: «Люди с той стороны». — «А ты князь ли?» — спросил опять печенег. «Нет, я муж княжой», — сказал Претич, — «и пришел в сторожах, а по мне идет полк с князем, бесчисленное множество войска». Тогда печенежский князь сказал воеводе: «Будь мне другом». Тот согласился. Оба подали друг другу руки и разменялись подарками; князь печенежский подарил ПрЕтичу коня, саблю, стрелы; ПрЕтич ему — бронь, щит и меч. После этого печенеги отступили от города, но стали так близко, что русским нельзя было коней напоить за городом.
... Киевляне тотчас же послали сказать Святославу: «Ты, князь, чужой земли ищешь и чужую землю соблюдаешь, а от своей совсем отрекся. Чуть было нас не взяли Печенеги вместе с матерью твоею и детьми! Если не придешь и не оборонишь нас, опять нас возьмут. Или тебе не жаль своей отчизны, своей старой матери и детей своих?» Услышав эти вести, Святослав немедленно сел с дружиною на коней, ... перескочил с Дуная в Киев, расцеловал свою мать и детей и далеко прогнал печенегов.
Однако, недолго оставался после этого Святослав со своими... весною 969 года Святослав сказал матери и боярам: «Не любо мне жить в Киеве. Хочу жить на Дунае, в ПереяслАвце. Тот город есть середина моей земли. Туда сходится все добро: от греков — золото, пАволоки, вИна, овощи различные; от чехов и венгров — серебро и кони; от русских — меха, воск, мед, чЕлядь». На это княгиня Ольга, изнемогавшая от старости и болезни, ответила сыну: «Видишь, я больна; куда ты хочешь от меня идти? Ты похорони меня, а там и иди, куда желаешь!» Спустя несколько дней она скончалась. Плакали по ней христиане, теряя твердую опору для своей жизни в Киеве; плакали и язычники, теряя в ней мудрейшую устроительницу Русской земли.
Перед смертью равноапостольная княгиня заповедала не справлять над ней языческой тризны и не насыпать кургана, а похоронить по христианскому обряду, что и совершил ее духовник. Кроме того, она послала деньги на поминовение души своей Царьградскому патриарху. Святая Ольга была погребена близ Аскольдовой могилы.
Псалом 20. Богослужебные чтения
Конечно, настоящая религиозная жизнь не может существовать без глубокого погружения человека внутрь его сердца. Что в ряде случаев означает, в том числе, и суд над допущенными ошибками. Но не одним только судом ограничивается духовное переживание. Должно быть место и для радости. В этом был убеждён царь и пророк Давид. О том он и рассуждает в псалме 20-м, что звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 20.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт всех ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твоё могущество.
Услышанный нами псалом 20-й представляет собой самый настоящий гимн торжествующей радости. Царь и пророк Давид радуется, что испытания, терзавшие его сердце, остались позади. Речь, скорее всего, идёт о преследованиях, которые организовал против Давида безумный правитель древнего Израиля Саул. Боясь утратить власть, он желал погубить Давида, помазанного на царство вместо грешного Саула. Но Господь был на стороне праведника и уберёг его от всех козней. Даже самых изощрённых.
Саул, в конце концов, погиб, став жертвой собственного греховного упорства. Нельзя сказать, что Давид радовался смерти неприятеля. Даже, наоборот. Он грустил, что Саул, бывший когда-то избранником Божиим, просто сошёл с ума, поддавшись гордости. И Давид, вступая на трон, просил у Господа смирения и защиты. А ещё он, повторюсь, радовался, что горестные испытания остались в прошлом. И наступило время для созидательного и радостного служения.
Именно в служении Давид и видит смысл своего существования. Служения Богу и людям. Пророк, в частности, пишет: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул, ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота». Надо сказать, что Давид, торжествуя, тем не менее, не забывает об источнике своей радости. Он, безусловно, учёл печальный опыт Саула, присвоившего себе то, что ему не принадлежало.
Давид же проявляет смирение и подчёркивает, что всем он просто обязан Богу. Он, например, пишет: «Он (то есть царь) просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него (то есть на царя) честь и величие». А далее, рассуждая о том же самом, указывает: «Ты положил на него (то есть на царя) благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется».
Речь здесь, впрочем, идёт не только о каком-то земном величии, материальном благоденствии. Нет. Благословение, о котором пишет Давид, это ещё и великий дар — стать предком для обещанного Богом Спасителя-Мессии. Действительно, от рода пророка произошёл Господь Иисус Христос — Сын Божий, принявший человеческое естество, данное Ему Богородицей Марией, принадлежавшей к потомству Давида. Вот ещё один удивительный и предельно возвышенный повод для радости!
Есть в псалме 20-м и проявление ветхозаветного мировоззрения. В частности, Давид пишет, что Бог может отомстить всем его врагам, фактически уничтожить их. Или вот как он пишет: «Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих, ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их». Эти слова, безусловно, отражают ветхозаветную логику. Но есть в прозвучавших строках место не только для жестокости. Речь идёт о реальной, ощутимой заботе Господа о верных Ему людях. И это тоже повод для радости. Радости не о чьей-либо смерти, а об осязаемом присутствии Творца в жизни человека, стремящегося быть верным Богу и Его заповедям.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 215 зач., VI, 11-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В какой момент человек становиться христианином? Сразу после принятия Крещения? Или тогда, когда начинает участвовать в таинствах Церкви? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Первые четыре века истории христианства последователей Спасителя преследовали. И самые жестокие преследования были не со стороны иудеев, а со стороны Римской империи. Римские власти считали, что христианство — это зловредная секта, участники которой пошли против собственной религиозной и культурной традиции. А традиции и наследие предков в Риме ценили очень высоко.
Поэтому нет ничего удивительного, что с особым ожесточением гнали христиан именно те императоры, которые с точки зрения благоустройства жизни сделали много хорошего для своего государства. Так, самые сильные гонения были в эпоху династии Антонинов. Это были выдающиеся общественные и культурные деятели, к числу, которых принадлежал, например, выдающийся философ-стоик Марк Аврелий. Время их правления отличалось стабильностью. Римская империя достигла тогда точки своего наивысшего расцвета. Однако Церковь была для них вне закона. В проповеди Евангелия они видели угрозу государственности, которая основывалась на языческом культе.
А вот официальную иудейскую религию римляне поддерживали. В их глазах, это был тот столп, на который опиралась культура целой нации. Поэтому некоторые христиане принимали обрезание для того, чтобы избежать преследований со стороны властей. Перед лицом римского закона обрезание делало их иудеями и являлась своего рода гарантией безопасности. Против таких и выступает сегодня апостол Павел. Он упрекает их в том, что они «хвалятся по плоти» и бегают от креста Христова.
Смерть на кресте была ужасной. Тот, кто на нём оказался, терял всякую опору. И в буквальном, и в переносном смысле. Казнь через отсечение головы или через принятие яда была прерогативой благородных. Это было великой милостью по сравнению с дикой, нечеловеческой пыткой креста. Крест ставил на человеке печать изгоя. Он словно подчёркивал, что тебя никогда и не было. Ты просто ошибка, недоразумение. И это состояние тотального одиночества усиливало предсмертную агонию. Ведь людей той эпохи страшила не столько смерть, сколько отсутствие определённого статуса в глазах окружающих. Поэтому даже некоторые христиане принимали обрезание, чтобы ощущать, что они вписаны в общий поток жизни. В культурный контекст. В социальную общину.
И вот на этом фоне звучат слова Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». Он словно заявляет: а я и хочу быть никем. Я хочу выпасть из всех тех связей и отношений, которыми я некогда был связан. Я хочу обнулиться для этого мира. Я хочу висеть в пустоте. То, от чего у многих людей волосы вставали дыбом, для апостола было желанным. Очевидно, что Павлу открылась какая-то важная тайна. Он на собственном опыте познал, что порой непростое и тяжкое состояние одиночества и изгнания — это не путь в небытие. Это необходимая прелюдия к великому таинству нового рождения. Лишь тогда, когда человек умирает для мира, превращается для него в ничто, Дух Божий открывает в его сердце новое измерение. И это происходит уже здесь, в этой жизни, будучи ещё в этом теле. Поэтому Павел и говорит: «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
Важную духовную истину открывает нам апостол сегодня. Быть христианином — это не просто принадлежать к какому-то сообществу. Это не просто иметь определённый культурный статус. Всё это вторично. Быть христианином — это в первую очередь познать тайну креста Христова. То есть не стараться казаться кем-то в глазах окружающих. Не пытаться удержаться на плаву этой жизни подыгрывая и заискивая перед людьми. Но жить по закону той новой реальности, которую описывает Евангелие. По тем принципам, которое оно предлагает. И чем самоотверженней наш труд, тем явственней ощущение, что под ногами у нас не пустота. Но Тот, Кто с избытком укрепляет наше тело, питает наш ум и наполняет благодатью наше сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь для храма Петра и Павла в Тюменской области

Когда подъезжаешь к деревне Битюки в Тюменской области, первое, что видишь — большой деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла, расположенный на самом возвышенном месте. Он восстановлен по старинным чертежам. Прежнюю стоявшую здесь церковь XVIII века закрыли в 1930 году. Поначалу в ней сушили зерно, а потом использовали как загон для животных. Со временем она обветшала настолько, что начала рассыпаться прямо на глазах.
В конце 90-х годов прошлого века жители деревни Битюки взялись за возрождение Петропавловского храма. Они разобрали ветхие стены, чтобы возвести на старом фундаменте новое здание. Восстановление шло очень медленно — не хватало денег и материалов, но люди не сдавались. Постепенно молва об их трудах дошла и до других населённых пунктов, и желающих помогать становилось всё больше.
Со временем над церковью и колокольней установили купола и старинные кресты, которые сохранились с XVIII века. Над всей округой снова стал разливаться колокольный звон, собирая верующих на богослужения.

Прихожане очень дорожат своим храмом. Когда в 2022 году случился лесной пожар, и огонь подбирался к деревне Битюки и церкви, люди святыню не оставили. Таскали воду из местной реки, помогая пожарным, и сами поливали деревянные стены храма. Так, совместными силами огонь удалось остановить — святыня осталась невредимой, и деревня не пострадала!
Сегодня работы в храме Петра и Павла продолжаются. Важно доделать крыльцо, а ещё провести газ, чтобы обеспечить стабильное и недорогое отопление. Кроме этого, на территории церкви достраивается здание воскресной школы, куда необходимо приобрести мебель. Подробную информацию о том, как и чем помочь приходу можно уточнить у помощницы настоятеля храма:
Контакты: Соснина Татьяна Геннадьевна
+79129293716, 89923122884
Также поддержать Петропавловский храм можно по реквизитам:
В назначении платежа указывать: Пожертвование на реконструкцию крыльца и благоустройство Воскресной школы в храме д.Битюки.
МПРО Прихода в честь Казанской иконы Божией Матери с.Исетское Исетского района Тюменской области ТТЕ РПЦ
ИНН 7216003896
КПП 72701001
Юридический и фактический адрес
626380, Тюменская область, м.р-н Исетский, с.п Исетское, ул.Кирова, зд 91а
Расчетный счет:
Номер счета 40703810067280000064
Банк Западно-Сибирское отделение № 8647 ПАО СБЕРБАНК
БИК 047102651
Корр. счет 30101810800000000651
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







