Муж моей соседки Татьяны много лет страдает алкоголизмом. Чего только она не предпринимала в борьбе за его выздоровление: кодирование, госпитализацию, гипноз — ничего не помогало. Однажды Татьяна рассказала мне о Школе трезвости, а я решила поделиться с радиослушателями.
Эта школа работает в Москве с 2012 года. Её руководитель — диакон Иоанн Клименко, кандидат химических наук — пришёл в трезвенное движение в 2006-м, а сегодня возглавляет Замоскворецкое общество трезвости, отвечает за соответствующую работу на приходах столицы. Он помогает людям с алкогольной, наркотической и прочими зависимостями избавиться от пагубных привычек (или пристрастий, как говорит отец Иоанн). Его уникальный курс из десяти лекций опирается на метод советского учёного-физиолога Геннадия Шичко, обобщает дореволюционный православный опыт и современные разработки.
На занятия в Школу трезвости приходят не только сами зависимые, но также их близкие. «Мы занимаемся со всеми, — подчёркивает отец Иоанн. — Рассказываем, что такое зависимость, как её преодолеть, а в будущем избежать срыва, как построить новую трезвую жизнь». Родственников учат правильно разговаривать с употребляющим алкоголь или наркотики человеком, объясняют, как помочь ему осознать проблему и убедить обратиться за помощью. По словам автора курса, это целая наука, о которой многим ничего не известно. «Например, некоторые пытаются беседовать с пьяным человеком, что в корне неправильно: вести разговоры можно лишь тогда, когда человек протрезвеет», — уверен батюшка. Главным фактором успеха в преодолении зависимости он считает любовь и сострадание. «Часто, не имея возможности повлиять на пьяницу, родственники начинают скандалить, — приводит пример отец Иоанн. — Но это бессмысленно; гораздо важнее сохранить добрые отношения в семье! Стоит задача — вывести человека из тупика, для чего нужно овладеть определёнными знаниями, а впоследствии — навыками».
От чрезмерного употребления легальных и нелегальных наркотиков биохимическая защита организма необратимо разрушается. Поэтому человек, который стремится выздороветь, должен перестроить сознание на абсолютно трезвую жизнь. И родственникам желательно показать ему пример полного отказа от алкоголя! «Многие слушатели Школы трезвости сами догадываются об этом, но кому-то приходится объяснять, — говорит диакон Иоанн, вспоминая слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Не буду есть мяса, пить вино, дабы не искушать брата моего».
Супруг моей соседки поначалу не хотел даже слышать про Школу трезвости, а Татьяна, пройдя её полный курс, ни на чём не настаивала. Она старалась заниматься собой, следуя совету отца Иоанна «Молись и трудись». И через год случилось чудо: муж заинтересовался лекциями батюшки, стал читать специальную литературу, а вскоре впервые за несколько лет провёл отпуск трезвым! Не только я, но и другие соседи заметили долгожданные перемены к лучшему в жизни этой семьи!
Все выпуски программы Живут такие люди
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер