
Сергей Михайлович Эйзенштейн самоотверженно служил людям своим искусством. Можно сказать даже больше: кинематограф — не только отечественный, но и мировой — в настоящее, высокое искусство превратил именно он.
С миром кино будущий великий режиссёр, сценарист и теоретик кинематографа впервые познакомился в 1906-м году, когда ему было 8 лет. Родители взяли Серёжу с собой в Париж. В один из вечеров они посетили сеанс в «иллюзионе» — так в то время называли кинотеатры. Мальчик с восхищением смотрел на экран. И когда сеанс закончился, он уже твёрдо знал, что хочет «делать кино». Однако в 1915-м, по настоянию отца, Эйзенштейн поступил на факультет архитектуры в Петроградский институт гражданских инженеров. А через два года произошёл Октябрьский переворот. Институт ликвидировали. Продолжить образование Эйзенштейн смог только в 1921-м году. На сей раз специальность выбрал сам: поступил в Высшие режиссёрские мастерские, которыми руководил Всеволод Мейерхольд. А спустя три года снял свою первую короткометражку — «Дневник Глумова» по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Пятиминутный фильм, построенный на ярких художественных образах, не оставил у зрителей сомнений: Сергей Эйзенштейн творит принципиально новый кинематограф. Молодой режиссёр доказал, что кино может быть одновременно увлекательным и в то же время — по-хорошему сложным. «У меня всегда была задача — действовать на чувства и мысли», — говорил Эйзенштейн.
Всё это он в полной мере реализовал в первой своей большой картине 1925-го года — «Броненосец Потёмкин». Ничего подобного публика ни в России, ни за рубежом ещё не видела. Поражал не только масштаб съёмок, но и совершенно новые приёмы монтажа, использование ассоциативных кадров. Изначально это был чёрно-белый немой фильм, но зрителям казалось, что с экрана слышны голоса героев и выстрелы. В 1938-м, накануне Второй Мировой войны, на экраны вышел ещё один шедевр Сергея Эйзенштейна — патриотическая картина «Александр Невский». Образ князя-воина был близок режиссёру: в детстве и в студенческие годы он часто посещал Александро-Невскую лавру. В своих мемуарах Сергей Михайлович признавался, что испытывает необычное чувство из-за того, что святой, у мощей которого он когда-то бывал, теперь — герой его фильма. Картина «Александр Невский» поднимала дух русского народа, вставшего против фашизма в годы Великой Отечественной войны.
Ещё один фильм, признанный одним из величайших в истории мирового кинематографа, Эйзенштейн снял в 40-е годы ХХ века — историческую драму «Иван Грозный». Помимо всех художественных достоинств, в ней — удивительное дело для советской киноленты — на всём протяжении присутствует Бог. Внутренний диалог с Богом ведёт главный герой, царь Иван Грозный. Большинство сцен происходит в интерьерах храмов. На экране совершаются церковные таинства. Фильм «Иван Грозный» потряс зрителей во всём мире.
Между тем, коллеги и друзья знали Сергея Эйзенштейна не только как блестящего режиссёра, но и как доброго, отзывчивого человека. Во время съёмок «Ивана Грозного» он буквально спас жизнь актёру Александру Мгеброву, когда тот погибал от туберкулёза. Зимой, в тяжёлое военное время, Эйзенштейн смог организовать для него приём лучших врачей, питание, фрукты. «Только благодаря Эйзенштейну я поправился и встал на ноги», — рассказывал Мгебров. А близкий друг Сергея Михайловича, режиссёр Григорий Александров, вспоминал, как однажды, в голодные 20-е годы, он несколько дней подряд ничего не ел. И Эйзенштейн отдал ему свою единственную краюху хлеба. Недаром в мемуарах коллега Сергея Михайловича Эйзенштейна, сценарист Лев Кулешов, назвал его человеком, который принёс миру новое искусство и тепло своего сердца.
Все выпуски программы Жизнь как служение
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема