Сергей Михайлович Эйзенштейн самоотверженно служил людям своим искусством. Можно сказать даже больше: кинематограф — не только отечественный, но и мировой — в настоящее, высокое искусство превратил именно он.
С миром кино будущий великий режиссёр, сценарист и теоретик кинематографа впервые познакомился в 1906-м году, когда ему было 8 лет. Родители взяли Серёжу с собой в Париж. В один из вечеров они посетили сеанс в «иллюзионе» — так в то время называли кинотеатры. Мальчик с восхищением смотрел на экран. И когда сеанс закончился, он уже твёрдо знал, что хочет «делать кино». Однако в 1915-м, по настоянию отца, Эйзенштейн поступил на факультет архитектуры в Петроградский институт гражданских инженеров. А через два года произошёл Октябрьский переворот. Институт ликвидировали. Продолжить образование Эйзенштейн смог только в 1921-м году. На сей раз специальность выбрал сам: поступил в Высшие режиссёрские мастерские, которыми руководил Всеволод Мейерхольд. А спустя три года снял свою первую короткометражку — «Дневник Глумова» по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Пятиминутный фильм, построенный на ярких художественных образах, не оставил у зрителей сомнений: Сергей Эйзенштейн творит принципиально новый кинематограф. Молодой режиссёр доказал, что кино может быть одновременно увлекательным и в то же время — по-хорошему сложным. «У меня всегда была задача — действовать на чувства и мысли», — говорил Эйзенштейн.
Всё это он в полной мере реализовал в первой своей большой картине 1925-го года — «Броненосец Потёмкин». Ничего подобного публика ни в России, ни за рубежом ещё не видела. Поражал не только масштаб съёмок, но и совершенно новые приёмы монтажа, использование ассоциативных кадров. Изначально это был чёрно-белый немой фильм, но зрителям казалось, что с экрана слышны голоса героев и выстрелы. В 1938-м, накануне Второй Мировой войны, на экраны вышел ещё один шедевр Сергея Эйзенштейна — патриотическая картина «Александр Невский». Образ князя-воина был близок режиссёру: в детстве и в студенческие годы он часто посещал Александро-Невскую лавру. В своих мемуарах Сергей Михайлович признавался, что испытывает необычное чувство из-за того, что святой, у мощей которого он когда-то бывал, теперь — герой его фильма. Картина «Александр Невский» поднимала дух русского народа, вставшего против фашизма в годы Великой Отечественной войны.
Ещё один фильм, признанный одним из величайших в истории мирового кинематографа, Эйзенштейн снял в 40-е годы ХХ века — историческую драму «Иван Грозный». Помимо всех художественных достоинств, в ней — удивительное дело для советской киноленты — на всём протяжении присутствует Бог. Внутренний диалог с Богом ведёт главный герой, царь Иван Грозный. Большинство сцен происходит в интерьерах храмов. На экране совершаются церковные таинства. Фильм «Иван Грозный» потряс зрителей во всём мире.
Между тем, коллеги и друзья знали Сергея Эйзенштейна не только как блестящего режиссёра, но и как доброго, отзывчивого человека. Во время съёмок «Ивана Грозного» он буквально спас жизнь актёру Александру Мгеброву, когда тот погибал от туберкулёза. Зимой, в тяжёлое военное время, Эйзенштейн смог организовать для него приём лучших врачей, питание, фрукты. «Только благодаря Эйзенштейну я поправился и встал на ноги», — рассказывал Мгебров. А близкий друг Сергея Михайловича, режиссёр Григорий Александров, вспоминал, как однажды, в голодные 20-е годы, он несколько дней подряд ничего не ел. И Эйзенштейн отдал ему свою единственную краюху хлеба. Недаром в мемуарах коллега Сергея Михайловича Эйзенштейна, сценарист Лев Кулешов, назвал его человеком, который принёс миру новое искусство и тепло своего сердца.
Все выпуски программы Жизнь как служение
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











