
В конце 19 века, морозной зимой, на приём к доктору Сергею Петровичу Боткину пришёл больной, который никак не мог излечиться от простуды. Чего он только ни делал — но выздороветь не получалось. Между тем, про Боткина по Москве ходили легенды. Некоторые утверждали, что долгое время лечились у других врачей препаратами, которые не вызывали улучшений. Но как только те же самые лекарства прописывал доктор Боткин, они начинали действовать! Вот почему человек с простудой, перепробовав все возможные средства, решил, наконец, показаться Сергею Петровичу. Выслушав рассказ пациента, Боткин не стал назначать ему ни порошков, ни процедур. А только спросил, по какому маршруту человек этот обыкновенно следует по утрам на работу. Больной сказал, что служит в Кремле и ходит туда через Спасскую башню. Сергей Петрович на секунду задумался, а потом сказал: «Измените маршрут. Ходите не через Спасскую, а, скажем, через Троицкую». Пациент такой рекомендации удивился, но сделал, как велел ему доктор. И вскоре почувствовал значительное улучшение. Совершенно выздоровевший, он снова пришёл к Боткину и спросил, в чём был секрет его совета. Врач ответил: «Всё очень просто. Проходя через Спасскую башню, вы, как я полагаю, каждый раз снимали на морозе шапку. Это и не давало вам окончательно выздороветь». Действительно, ещё с 17 века царским указом всем мужчинам надлежало при проходе через Спасские ворота Кремля снимать головные уборы. За исполнением правила строго следили привратные сторожа.
Только очень чуткий и неравнодушный врач и человек мог настолько тонко вникнуть в причины и следствия болезни своего пациента. Для Сергея Петровича подобный подход был нормой. Он твёрдо верил, что искреннее неравнодушное отношение врача к больному определяет едва ли не половину успеха в лечении. И это правило действительно работало.
Может показаться удивительным, но Сергей Петрович не мечтал о медицине с детства. Его увлекала математика, в которой он проявлял недюжинные способности. Базовое образование Боткин получил в частном пансионе и готовился к поступлению на математический факультет Московского университета. Однако именно в это время вышел императорский указ, согласно которому для поступления в университет теперь требовалось свидетельство об окончании государственной гимназии. Указ не распространялся только на один факультет — медицинский. Боткин поступил на него. И ни разу об этом не пожалел. В 1855 году, после отличного окончания университета, вместе с группой медиков отправился в Симферополь помогать раненым — в разгаре была Крымская война. Там ему посчастливилось работать под руководством доктора Пирогова, у которого Боткин и научился внимательному и сострадательному отношению к пациентам.
После войны была стажировка за рубежом и защита докторской диссертации. Сергей Петрович оказался поистине неутомимым доктором. Он имел обширную практику в Москве и Петербурге, при этом успевал преподавать, вести научно-исследовательскую и организационную работу. Среди постоянных пациентов доктора Боткина были такие известные личности, как Достоевский, Менделеев, Некрасов, Репин, Салтыков-Щедрин. Благодаря Боткину в России появилась первая клиническая лаборатория для исследования анализов. «Тружусь сорок часов в сутки. Работа для меня нужна, как насущный хлеб, без которого я существовать решительно не в состоянии», — писал Боткин своему брату. При этом доктор находил время и для хобби. Он очень любил музыку и дважды в неделю брал уроки игры на виолончели.
В 1870 году Сергей Петрович был назначен лейб-медиком Императорского двора. Столь высокий пост, однако, совсем не мешал ему принимать всех больных без различия их материального достатка и общественного положения. Да и принцип его работы оставался всё тем же. «Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду: во многих случаях это является самым действенным лекарством», — говорил доктор Боткин.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.