
В конце 19 века, морозной зимой, на приём к доктору Сергею Петровичу Боткину пришёл больной, который никак не мог излечиться от простуды. Чего он только ни делал — но выздороветь не получалось. Между тем, про Боткина по Москве ходили легенды. Некоторые утверждали, что долгое время лечились у других врачей препаратами, которые не вызывали улучшений. Но как только те же самые лекарства прописывал доктор Боткин, они начинали действовать! Вот почему человек с простудой, перепробовав все возможные средства, решил, наконец, показаться Сергею Петровичу. Выслушав рассказ пациента, Боткин не стал назначать ему ни порошков, ни процедур. А только спросил, по какому маршруту человек этот обыкновенно следует по утрам на работу. Больной сказал, что служит в Кремле и ходит туда через Спасскую башню. Сергей Петрович на секунду задумался, а потом сказал: «Измените маршрут. Ходите не через Спасскую, а, скажем, через Троицкую». Пациент такой рекомендации удивился, но сделал, как велел ему доктор. И вскоре почувствовал значительное улучшение. Совершенно выздоровевший, он снова пришёл к Боткину и спросил, в чём был секрет его совета. Врач ответил: «Всё очень просто. Проходя через Спасскую башню, вы, как я полагаю, каждый раз снимали на морозе шапку. Это и не давало вам окончательно выздороветь». Действительно, ещё с 17 века царским указом всем мужчинам надлежало при проходе через Спасские ворота Кремля снимать головные уборы. За исполнением правила строго следили привратные сторожа.
Только очень чуткий и неравнодушный врач и человек мог настолько тонко вникнуть в причины и следствия болезни своего пациента. Для Сергея Петровича подобный подход был нормой. Он твёрдо верил, что искреннее неравнодушное отношение врача к больному определяет едва ли не половину успеха в лечении. И это правило действительно работало.
Может показаться удивительным, но Сергей Петрович не мечтал о медицине с детства. Его увлекала математика, в которой он проявлял недюжинные способности. Базовое образование Боткин получил в частном пансионе и готовился к поступлению на математический факультет Московского университета. Однако именно в это время вышел императорский указ, согласно которому для поступления в университет теперь требовалось свидетельство об окончании государственной гимназии. Указ не распространялся только на один факультет — медицинский. Боткин поступил на него. И ни разу об этом не пожалел. В 1855 году, после отличного окончания университета, вместе с группой медиков отправился в Симферополь помогать раненым — в разгаре была Крымская война. Там ему посчастливилось работать под руководством доктора Пирогова, у которого Боткин и научился внимательному и сострадательному отношению к пациентам.
После войны была стажировка за рубежом и защита докторской диссертации. Сергей Петрович оказался поистине неутомимым доктором. Он имел обширную практику в Москве и Петербурге, при этом успевал преподавать, вести научно-исследовательскую и организационную работу. Среди постоянных пациентов доктора Боткина были такие известные личности, как Достоевский, Менделеев, Некрасов, Репин, Салтыков-Щедрин. Благодаря Боткину в России появилась первая клиническая лаборатория для исследования анализов. «Тружусь сорок часов в сутки. Работа для меня нужна, как насущный хлеб, без которого я существовать решительно не в состоянии», — писал Боткин своему брату. При этом доктор находил время и для хобби. Он очень любил музыку и дважды в неделю брал уроки игры на виолончели.
В 1870 году Сергей Петрович был назначен лейб-медиком Императорского двора. Столь высокий пост, однако, совсем не мешал ему принимать всех больных без различия их материального достатка и общественного положения. Да и принцип его работы оставался всё тем же. «Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду: во многих случаях это является самым действенным лекарством», — говорил доктор Боткин.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 82 зач., II, 14-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой важный навык необходимо в себе развивать, чтобы не выносить скорый суд о людях, которые нас окружают, и о тех поступках, которые они совершают? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Иудеи, которым адресован только что позвучавший отрывок, превозносились над язычниками своим происхождением от Авраама, а также презирали их за то, что они не исполняют предписания закона Моисеева. В ответ на это апостол Павел формулирует величайший принцип, который является одним из столпов христианской этики. Не следует судить людей по себе. У каждого свои обстоятельства. Каждого из нас Бог будет судить с учётом его уникальной ситуации. Он будет обращать свой взор не только на наши внешние поступки и соответствие социальным и ритуальным нормам, Он будет испытывать нашу совесть. А в этом смысле, по словам апостола Павла, некоторые язычники более праведны перед Творцом, нежели некоторые внешне религиозные иудеи. Поэтому слова апостола Павла вполне можно понимать, как призыв не быть скорыми на суд. Хотя бы научиться брать паузу. И эти рекомендации, безусловно, адресованы и всем нам, крещёным людям.
Представьте себе ситуацию, что вы возглавляете какую-либо общину, и люди привели к вам воришку-рецидивиста, которого поймали с поличным. Есть свидетели, есть записи видеокамер, есть чёткие инструкции, как действовать в этом случае. А потому, учитывая все эти переменные, скорее всего, мы вынесем приговор автоматически, не задумываясь. Другая ситуация. Вы — не последняя инстанция. Над вами стоит большой начальник. Главный судья. И преступник, которого к вам привели, — это его сын. И свидетельства его преступления все какие-то размытые. 50 на 50. Согласитесь, всё это очень усложнит дело. И вы десять раз подумаете и посоветуетесь с коллегами, как поступить в этой ситуации. Возможно, даже откажетесь от этого дела. Скажете: пусть папочка сам со своим сыном разбирается. И часто это будет очень мудрый шаг.
Точно так и в повседневном отношении с людьми. Замечательный навык, когда хочется кого-то осудить, кому-то «перемыть косточки», посплетничать или позлословить о ком-то, уметь остановиться и напомнить себе, что я — не последняя инстанция. У меня есть Небесный Начальник, который лучше меня знает ситуацию человека. Ему открыты самые глубокие мотивы его поведения. У Него на руках вся карта его болезни. А я сейчас просто пытаюсь занять Его место. И если я сужу, то моя проблема в том, что я не ощущаю присутствия этого Начальника в моей жизни.
Основной инструмент борьбы с осуждением — развивать в себе ощущение этого присутствия. Бог должен стать тем фоном, на котором протекают мои будни. В Священном Писании, когда говорится о праведных, святых людях, нередко используется выражение «он ходил перед Богом». То есть жил так, будто каждый момент ощущал на себе незримый взгляд Творца. Конечно, если Господь для меня посторонний, то лучше этого взгляда не чувствовать. Однако если я стараюсь свою жизнь подчинить Его воле, стремлюсь во всех своих делах исполнять Его заповеди, то Его взор для меня — это взор любящего отца. Он не судит меня, не карает, не обличает жёстко, Он согревает меня своим теплом. И я таю от этого взгляда, моё сердце становится мягким и милосердным, и я не выношу скорый суд о тех людях, которые меня окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому центру «Вместе» кормить и одевать нуждающихся

В посёлке Нейво-Шайтанский Свердловской области работает православный центр помощи «Вместе». Он охватывает 8 населённых пунктов. Во всей округе подобных проектов нет. Сюда за едой, одеждой и другой необходимой помощью обращаются все те, кто попал в беду.
Центр «Вместе» открыли в посёлке два года назад местные жительницы, Наталья и Анна. «Когда в нашем районе закрыли последний гуманитарный склад, мы с Аней решили — хватит сидеть на пенсии, нужно действовать!» — говорит Наталья.

Женщины обратились к настоятелю местного сельского храма Петра и Павла— священнику Сергию Белякову, попросили благословить начинание и помочь воплотить задуманное. «Батюшка договорился, чтобы нам передали в безвозмездное пользование бесхозный дом. И мы незамедлительно открыли там пункт выдачи одежды, обуви и продуктов», — объясняет Наталья.
Основная помощь для центра в посёлок Нейво-Шайтанский поступает из Екатеринбургской епархии. Что-то докупают и приносят сюда Наталья с Анной и все неравнодушные люди.
Сегодня на попечении центра «Вместе» находятся 182 семьи. Ситуации у всех разные. Однажды зимой у мамы с четырьмя детьми сгорел дом. В центре их сразу же поддержали, одели и обули. А позже, когда администрация посёлка выделила им пустующий дом, привезли туда одеяла, подушки, постельное бельё и многое другое.
Сегодня центру важна поддержка. Вещей здесь хватает, а вот еда в постоянном дефиците. С работой в сёлах непросто. И без продуктовой помощи некоторым семьям не обойтись. Ещё необходимо отремонтировать старое здание, где размещается склад, — провести туда электричество и заменить окна.
Помочь сельскому центру «Вместе» можно на церковной платформе «Поможем»: Миром.Хелп.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение архитектуры Новгорода». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Юлия Ратомская
Разговор шел об истории и сохранении архитектурных памятников и святынь Великого Новгорода.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ;
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода;
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер