
В конце 19 века, морозной зимой, на приём к доктору Сергею Петровичу Боткину пришёл больной, который никак не мог излечиться от простуды. Чего он только ни делал — но выздороветь не получалось. Между тем, про Боткина по Москве ходили легенды. Некоторые утверждали, что долгое время лечились у других врачей препаратами, которые не вызывали улучшений. Но как только те же самые лекарства прописывал доктор Боткин, они начинали действовать! Вот почему человек с простудой, перепробовав все возможные средства, решил, наконец, показаться Сергею Петровичу. Выслушав рассказ пациента, Боткин не стал назначать ему ни порошков, ни процедур. А только спросил, по какому маршруту человек этот обыкновенно следует по утрам на работу. Больной сказал, что служит в Кремле и ходит туда через Спасскую башню. Сергей Петрович на секунду задумался, а потом сказал: «Измените маршрут. Ходите не через Спасскую, а, скажем, через Троицкую». Пациент такой рекомендации удивился, но сделал, как велел ему доктор. И вскоре почувствовал значительное улучшение. Совершенно выздоровевший, он снова пришёл к Боткину и спросил, в чём был секрет его совета. Врач ответил: «Всё очень просто. Проходя через Спасскую башню, вы, как я полагаю, каждый раз снимали на морозе шапку. Это и не давало вам окончательно выздороветь». Действительно, ещё с 17 века царским указом всем мужчинам надлежало при проходе через Спасские ворота Кремля снимать головные уборы. За исполнением правила строго следили привратные сторожа.
Только очень чуткий и неравнодушный врач и человек мог настолько тонко вникнуть в причины и следствия болезни своего пациента. Для Сергея Петровича подобный подход был нормой. Он твёрдо верил, что искреннее неравнодушное отношение врача к больному определяет едва ли не половину успеха в лечении. И это правило действительно работало.
Может показаться удивительным, но Сергей Петрович не мечтал о медицине с детства. Его увлекала математика, в которой он проявлял недюжинные способности. Базовое образование Боткин получил в частном пансионе и готовился к поступлению на математический факультет Московского университета. Однако именно в это время вышел императорский указ, согласно которому для поступления в университет теперь требовалось свидетельство об окончании государственной гимназии. Указ не распространялся только на один факультет — медицинский. Боткин поступил на него. И ни разу об этом не пожалел. В 1855 году, после отличного окончания университета, вместе с группой медиков отправился в Симферополь помогать раненым — в разгаре была Крымская война. Там ему посчастливилось работать под руководством доктора Пирогова, у которого Боткин и научился внимательному и сострадательному отношению к пациентам.
После войны была стажировка за рубежом и защита докторской диссертации. Сергей Петрович оказался поистине неутомимым доктором. Он имел обширную практику в Москве и Петербурге, при этом успевал преподавать, вести научно-исследовательскую и организационную работу. Среди постоянных пациентов доктора Боткина были такие известные личности, как Достоевский, Менделеев, Некрасов, Репин, Салтыков-Щедрин. Благодаря Боткину в России появилась первая клиническая лаборатория для исследования анализов. «Тружусь сорок часов в сутки. Работа для меня нужна, как насущный хлеб, без которого я существовать решительно не в состоянии», — писал Боткин своему брату. При этом доктор находил время и для хобби. Он очень любил музыку и дважды в неделю брал уроки игры на виолончели.
В 1870 году Сергей Петрович был назначен лейб-медиком Императорского двора. Столь высокий пост, однако, совсем не мешал ему принимать всех больных без различия их материального достатка и общественного положения. Да и принцип его работы оставался всё тем же. «Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду: во многих случаях это является самым действенным лекарством», — говорил доктор Боткин.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер