
Екатеринбургский купец Максим Иванович Коробков с супругой садились ужинать. Глава семьи прочёл молитву, и вечерняя трапеза потекла своим чередом. За столом, как обычно, говорили о том, о сём: что зима нынче выдалась очень уж морозная, что запасы кофе в лавке подходят к концу и надо бы выписать из Индии новую партию. Максим Иванович занимался торговлей — чай, кофе, рис и специи были основными его товарами.
Вдруг за звоном столового серебра купцу почудился крик младенца. «Померещилось», — подумал Максим Иванович. Но через несколько минут крик раздался снова, и на сей раз его услышали остальные. «Кажется, это от двери», — озабоченно проговорила кухарка, подававшая чай. Максим Иванович вышел из комнаты, чтобы проверить, в чём дело, а вернулся... с большим свёртком в руках. Свёрток шевелился и громко кричал.
— Подкинули... — растерянно сказал купец, а его супруга тут же заботливо взяла у него из рук закутанного в рваное лоскутное одеяло младенца и понесла наверх, в комнаты. Кухарка, всплёскивая руками, поспешила за ней.
Мальчика назвали Семёном. Люди говорили, что под дверь Коробковых младенца подложила нищенка Федосья Петрова — кто-то видел её тем вечером у дверей купеческого дома. Икать её, чтобы восстановить справедливость, Коробковы, конечно, и не собирались. Своих детей у них не было, и супруги посчитали, что подкидыша послал им сам Господь. Коробковы усыновили ребёнка, оставив ему его предположительную фамилию Петров и дав отчество Алексеевич. Так будущий благотворитель Семён Петров обрёл семью.
Приёмные родители с самого начала решили не скрывать от Семёна его происхождение. Это было бессмысленно: всё равно рано или поздно кто-нибудь рассказал бы ему обо всём. Семён знал, что Коробкову он не родной сын, и это совсем не огорчало его, если бы не соседи, которые за глаза, а то и в лицо, дразнили Семёна Федоськиным сыном и обзывали байстрюком — так в народе именовали незаконнорожденных.
Прошли годы. Купец Коробков умер, оставив приёмному сыну всё своё состояние и торговлю. Семён Петров повёл дела успешно, многократно приумножив капитал, и стал серьёзно задумываться над тем, чтобы употребить его в помощь обездоленным детям-сиротам и незаконнорожденным, брошенным родителями. «Далеко не всем им везёт в жизни так, как повезло в своё время мне», — размышлял в своих дневниковых записях Семён Алексеевич. Он хотел разработать масштабный проект по призрению брошенных детей, как младенцев, так и более старшего возраста. Когда представление о том, с чего нужно начинать в это деле, у Петрова окончательно сложилось, он принялся за продажу основной части своего бизнеса, чтобы торговые дела не мешали осуществлять задуманное.
Именно в это время неожиданная болезнь подкосила Семёна Алексеевича, и двадцать первого декабря тысяча восемьсот восемьдесят первого года он скоропостижно скончался. К счастью, предусмотрительный купец оставил завещание, в котором все свои сбережения — четыреста сорок тысяч рублей — передавал на устройство в Екатеринбурге Сиротского дома.
Нашлись люди, которые с энтузиазмом взялись за исполнение воли покойного, и через несколько лет после смерти Семёна Петрова в Верх-Исетском районе Екатеринбурга открыл свои двери Сиротско-воспитательный дом, который было решено назвать в честь его основателя.
В новое благотворительное учреждение принимали детей обоего пола и разного возраста. Здесь были и младенцы в возрасте до одного года — в доме работало специальное молочное отделение; и дети постарше, от шести до четырнадцати лет. Для них при воспитательном доме были открыты общеобразовательная и ремесленная школы, мастерская по шитью и рукоделию. Была в здании и большая домовая церковь. И, конечно, в Верх-Исетском сиротско-воспитательном приюте имелась огромная комната для игр — ведь дети всегда остаются детьми, даже если их выбросили на улицу.
Работа приюта была отлажена так, что большинство из его обитателей довольно быстро находили приёмные семьи. Правда, на их месте тут же оказывались новые дети, но, окружённые любовью и заботой, здесь они чувствовали себя, как дома.
После октябрьской революции новая власть расформировала приют Петрова и стала использовать большое здание в Верх-Исетском районе для других целей. К счастью, этот дом сохранился до наших дней, и сегодня екатеринбуржцы считают его памятником милосердному благотворителю Семёну Петрову.
Все выпуски программы Имена милосердия
«О Боге в мировом кино: цикл фильмов «Декалог». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о цикле из десяти фильмов Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог», в котором каждый фильм соотнесен с одной из заповедей, как режиссер размышляет о взаимоотношениях человека и Бога, о том, как соотносятся вера и научные знания и как пороки и нарушения заповедей разрушают жизнь человека.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Третья беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Ингмара Бергмана «Причастие» (эфир 15.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выставка «Августейший хозяин Москвы». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога.
Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года.
В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом.
Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.









Московский и Всея Руси

Московский и Всея Руси
Фотографии предоставлены Музеем Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси в Донском ставропигиальном мужском монастыре.
В программе использована музыка Инока Дионисия Новоселова.
Все выпуски программы Места и люди