
Екатеринбургский купец Максим Иванович Коробков с супругой садились ужинать. Глава семьи прочёл молитву, и вечерняя трапеза потекла своим чередом. За столом, как обычно, говорили о том, о сём: что зима нынче выдалась очень уж морозная, что запасы кофе в лавке подходят к концу и надо бы выписать из Индии новую партию. Максим Иванович занимался торговлей — чай, кофе, рис и специи были основными его товарами.
Вдруг за звоном столового серебра купцу почудился крик младенца. «Померещилось», — подумал Максим Иванович. Но через несколько минут крик раздался снова, и на сей раз его услышали остальные. «Кажется, это от двери», — озабоченно проговорила кухарка, подававшая чай. Максим Иванович вышел из комнаты, чтобы проверить, в чём дело, а вернулся... с большим свёртком в руках. Свёрток шевелился и громко кричал.
— Подкинули... — растерянно сказал купец, а его супруга тут же заботливо взяла у него из рук закутанного в рваное лоскутное одеяло младенца и понесла наверх, в комнаты. Кухарка, всплёскивая руками, поспешила за ней.
Мальчика назвали Семёном. Люди говорили, что под дверь Коробковых младенца подложила нищенка Федосья Петрова — кто-то видел её тем вечером у дверей купеческого дома. Икать её, чтобы восстановить справедливость, Коробковы, конечно, и не собирались. Своих детей у них не было, и супруги посчитали, что подкидыша послал им сам Господь. Коробковы усыновили ребёнка, оставив ему его предположительную фамилию Петров и дав отчество Алексеевич. Так будущий благотворитель Семён Петров обрёл семью.
Приёмные родители с самого начала решили не скрывать от Семёна его происхождение. Это было бессмысленно: всё равно рано или поздно кто-нибудь рассказал бы ему обо всём. Семён знал, что Коробкову он не родной сын, и это совсем не огорчало его, если бы не соседи, которые за глаза, а то и в лицо, дразнили Семёна Федоськиным сыном и обзывали байстрюком — так в народе именовали незаконнорожденных.
Прошли годы. Купец Коробков умер, оставив приёмному сыну всё своё состояние и торговлю. Семён Петров повёл дела успешно, многократно приумножив капитал, и стал серьёзно задумываться над тем, чтобы употребить его в помощь обездоленным детям-сиротам и незаконнорожденным, брошенным родителями. «Далеко не всем им везёт в жизни так, как повезло в своё время мне», — размышлял в своих дневниковых записях Семён Алексеевич. Он хотел разработать масштабный проект по призрению брошенных детей, как младенцев, так и более старшего возраста. Когда представление о том, с чего нужно начинать в это деле, у Петрова окончательно сложилось, он принялся за продажу основной части своего бизнеса, чтобы торговые дела не мешали осуществлять задуманное.
Именно в это время неожиданная болезнь подкосила Семёна Алексеевича, и двадцать первого декабря тысяча восемьсот восемьдесят первого года он скоропостижно скончался. К счастью, предусмотрительный купец оставил завещание, в котором все свои сбережения — четыреста сорок тысяч рублей — передавал на устройство в Екатеринбурге Сиротского дома.
Нашлись люди, которые с энтузиазмом взялись за исполнение воли покойного, и через несколько лет после смерти Семёна Петрова в Верх-Исетском районе Екатеринбурга открыл свои двери Сиротско-воспитательный дом, который было решено назвать в честь его основателя.
В новое благотворительное учреждение принимали детей обоего пола и разного возраста. Здесь были и младенцы в возрасте до одного года — в доме работало специальное молочное отделение; и дети постарше, от шести до четырнадцати лет. Для них при воспитательном доме были открыты общеобразовательная и ремесленная школы, мастерская по шитью и рукоделию. Была в здании и большая домовая церковь. И, конечно, в Верх-Исетском сиротско-воспитательном приюте имелась огромная комната для игр — ведь дети всегда остаются детьми, даже если их выбросили на улицу.
Работа приюта была отлажена так, что большинство из его обитателей довольно быстро находили приёмные семьи. Правда, на их месте тут же оказывались новые дети, но, окружённые любовью и заботой, здесь они чувствовали себя, как дома.
После октябрьской революции новая власть расформировала приют Петрова и стала использовать большое здание в Верх-Исетском районе для других целей. К счастью, этот дом сохранился до наших дней, и сегодня екатеринбуржцы считают его памятником милосердному благотворителю Семёну Петрову.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер