
Екатеринбургский купец Максим Иванович Коробков с супругой садились ужинать. Глава семьи прочёл молитву, и вечерняя трапеза потекла своим чередом. За столом, как обычно, говорили о том, о сём: что зима нынче выдалась очень уж морозная, что запасы кофе в лавке подходят к концу и надо бы выписать из Индии новую партию. Максим Иванович занимался торговлей — чай, кофе, рис и специи были основными его товарами.
Вдруг за звоном столового серебра купцу почудился крик младенца. «Померещилось», — подумал Максим Иванович. Но через несколько минут крик раздался снова, и на сей раз его услышали остальные. «Кажется, это от двери», — озабоченно проговорила кухарка, подававшая чай. Максим Иванович вышел из комнаты, чтобы проверить, в чём дело, а вернулся... с большим свёртком в руках. Свёрток шевелился и громко кричал.
— Подкинули... — растерянно сказал купец, а его супруга тут же заботливо взяла у него из рук закутанного в рваное лоскутное одеяло младенца и понесла наверх, в комнаты. Кухарка, всплёскивая руками, поспешила за ней.
Мальчика назвали Семёном. Люди говорили, что под дверь Коробковых младенца подложила нищенка Федосья Петрова — кто-то видел её тем вечером у дверей купеческого дома. Икать её, чтобы восстановить справедливость, Коробковы, конечно, и не собирались. Своих детей у них не было, и супруги посчитали, что подкидыша послал им сам Господь. Коробковы усыновили ребёнка, оставив ему его предположительную фамилию Петров и дав отчество Алексеевич. Так будущий благотворитель Семён Петров обрёл семью.
Приёмные родители с самого начала решили не скрывать от Семёна его происхождение. Это было бессмысленно: всё равно рано или поздно кто-нибудь рассказал бы ему обо всём. Семён знал, что Коробкову он не родной сын, и это совсем не огорчало его, если бы не соседи, которые за глаза, а то и в лицо, дразнили Семёна Федоськиным сыном и обзывали байстрюком — так в народе именовали незаконнорожденных.
Прошли годы. Купец Коробков умер, оставив приёмному сыну всё своё состояние и торговлю. Семён Петров повёл дела успешно, многократно приумножив капитал, и стал серьёзно задумываться над тем, чтобы употребить его в помощь обездоленным детям-сиротам и незаконнорожденным, брошенным родителями. «Далеко не всем им везёт в жизни так, как повезло в своё время мне», — размышлял в своих дневниковых записях Семён Алексеевич. Он хотел разработать масштабный проект по призрению брошенных детей, как младенцев, так и более старшего возраста. Когда представление о том, с чего нужно начинать в это деле, у Петрова окончательно сложилось, он принялся за продажу основной части своего бизнеса, чтобы торговые дела не мешали осуществлять задуманное.
Именно в это время неожиданная болезнь подкосила Семёна Алексеевича, и двадцать первого декабря тысяча восемьсот восемьдесят первого года он скоропостижно скончался. К счастью, предусмотрительный купец оставил завещание, в котором все свои сбережения — четыреста сорок тысяч рублей — передавал на устройство в Екатеринбурге Сиротского дома.
Нашлись люди, которые с энтузиазмом взялись за исполнение воли покойного, и через несколько лет после смерти Семёна Петрова в Верх-Исетском районе Екатеринбурга открыл свои двери Сиротско-воспитательный дом, который было решено назвать в честь его основателя.
В новое благотворительное учреждение принимали детей обоего пола и разного возраста. Здесь были и младенцы в возрасте до одного года — в доме работало специальное молочное отделение; и дети постарше, от шести до четырнадцати лет. Для них при воспитательном доме были открыты общеобразовательная и ремесленная школы, мастерская по шитью и рукоделию. Была в здании и большая домовая церковь. И, конечно, в Верх-Исетском сиротско-воспитательном приюте имелась огромная комната для игр — ведь дети всегда остаются детьми, даже если их выбросили на улицу.
Работа приюта была отлажена так, что большинство из его обитателей довольно быстро находили приёмные семьи. Правда, на их месте тут же оказывались новые дети, но, окружённые любовью и заботой, здесь они чувствовали себя, как дома.
После октябрьской революции новая власть расформировала приют Петрова и стала использовать большое здание в Верх-Исетском районе для других целей. К счастью, этот дом сохранился до наших дней, и сегодня екатеринбуржцы считают его памятником милосердному благотворителю Семёну Петрову.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело