
Когда разумная уверенность в каком-то вопросе превращается в излишнюю самоуверенность, результат может оказаться печальным. Особенно если речь идет о делах духовных.
Историю, которая случилась с моей очень близкой подругой, мне хочется начать с конца, потому что в нём я принимала непосредственное участие и переживала всё, как происходящее лично со мной.
— Девочки, вы только молитесь, пожалуйста, — попросила нас Юля. Мы тихо и протяжно запели: «Богородице Дево, радуйся...» Наша подруга, одетая в особую рубашку для окунания, нерешительно сделала первый шаг к купели святого источника.
«Благодатная Марие, Господь с Тобою... » — продолжали мы старательно молиться. Юля спустилась по ступенькам в прозрачную ледяную воду и широко перекрестилась.
«Благословенна Ты в женах...» — кажется, от волнения мы даже замолчали в то мгновение, когда над Юлиной головой вдруг сомкнулась и тут же разомкнулась водная гладь.
«И благословен Плод чрева Твоего...» — уже улыбаясь пели мы, а Юля окунулась ещё раз. И ещё!
«...яко Спаса родила еси душ наших!» — ликуя, закончили мы и бросились обнимать поднявшуюся из купели подругу.
Нет, Юлия окуналась в святой источник не впервые в жизни. Думаю, что в общей сложности она делала это чаще, чем все члены нашей дружной компании, вместе взятые. Ведь свой отпуск она обычно проводила в местности, известной несколькими целительными водоёмами. В жаркие летние дни Юля с удовольствием ходила то на один из них, то на другой.
А однажды вместе с ней на источник отправились приехавшие из столицы сестра и племянница. Обе они опыта погружения в святые источники пока не имели, но горели желанием его обрести. Правда, на месте их пыл поугас — уж больно холодной оказалась водичка.
Стояли новенькие купальщицы, переминаясь с ноги на ногу, а в купель войти не решались. Юля, как она потом рассказывала, на них аж рассердилась: «Подумаешь — страшно! Это потому, что веры у вас мало! Я сейчас покажу, как это просто делается!» — самоуверенно заявила она и решительно вошла в воду.
А дальше... Дальше Юлия помнит себя уже в храме, куда её на машине привезли перепугавшиеся родные. Окунуться-то опытная и уверенная женщина окунулась, но вышла из купели, словно потерявшая память и понимание происходящего. Возможно, неожиданно именно так на перепад температуры отреагировали уже, казалось бы, привычные к подобным процедурам сосуды. Но сама Юля, много думавшая потом над тем, что произошло, не сомневалась, что Господь попустил ей пережить состояние полной беспомощности для её смирения.
В церкви моя подруга быстро пришла в себя. Местный батюшка и помолился за свою постоянную летнюю прихожанку, и по-отечески с ней побеседовал. В том числе про веру в Господа, доверие Ему и... самоуверенность.
Шло время. Юлия с помощью духовного отца разобралась в своих мыслях и чувствах тогда, в купальне. Глубоко осознала причину происшедшего. Погружение в холодные святые воды стали для нее, скорее, преодолением себя по гордыне, нежели благоговейным соприкосновением со святыней.
Теперь Юля ждала новой возможности побывать на святом источнике. Для духовной пользы и во славу Божию, а не гордыни ради.
И вот, мы вместе с Юлей и ещё несколькими нашими духовными сёстрами приехали на праздник в один из подмосковных монастырей. После службы пошли в новенькую отстроенную над святым источником купальню. И Юля тоже. Что помогло ей преодолеть страх и войти в воду? Конечно, уверенность. Только не в своих силах, а в том, что Господь рядом.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема