

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Помните, у Бродского: «В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду». Если вслушаться, эти слова могут поставить перед вопросом... Бог ведь действительно — везде. Об этом говорят верующие. Но об этом — вот парадокс! — говорят и сомневающиеся, когда замечают, например, что в храм идти вовсе необязательно, потому что Бог и так везде. И быть может, такое всеприсутствие Бога лишь обостряет вопрос, как человек может его найти и встретить? С чего начинать поиск, если искать можно везде? Как писал Честертон, «вера столь велика, что нелегко и нескоро привести ее в движение. Особенно трудно еще и то, что доказательство можно начать с чего угодно. Все дороги ведут в Рим — отчасти поэтому многие туда не приходят. Защищая христианство, я могу начать с любого предмета — скажем, с репы или с такси. Убежден не тот, для кого что-то подтверждает его веру. Убежден тот, для кого все ее подтверждает, а все на свете перечислить трудно». Конец цитаты. Понятие веры трудно ухватить, зафиксировать словесно. И в то же время — и в этом снова парадокс — каждый, должно быть, может обнаружить веру у себя внутри, если честно заглянет в свое сердце. И речь не узко о религиозной вере, но о вере как о способе восприятия действительности. Не только отношения с Богом требуют веры. Ее требуют и отношение с человеком, и соприкосновение с искусством, встреча с красотой. Словом, ее требует едва ли не все, что хоть как-то поднимается над материальным слоем нашей жизни. Апостол Павел определяет веру как «уверенность в невидимом».