«Я прожила свою жизнь с идеальным мужчиной», — так говорила о своём браке заслуженная артистка России Кира Александровна Крейлис-Петрова. Свой семейный союз с Яковом Анатольевичем Крейлисом, который продлился 45 лет, знаменитая комедийная актриса называла счастливым и верила, что это счастье было даровано ей Небесами.
Будущие супруги познакомились в 1957 году. Кира Петрова после окончания школы-студии МХАТ вернулась из столицы в Ленинград. В родном городе все театральные труппы оказались полностью укомплектованы. Тогда Кира развернула на столе карту Советского Союза и наугад ткнула в неё пальцем. Попала в Сахалин. Написала письмо в дирекцию Сахалинского драматического театра с просьбой принять её в труппу. И вскоре получила телеграмму: «Зачислены, выезжайте».
За несколько дней до отъезда в квартире Петровой раздался звонок. На пороге стоял незнакомец — высокий, красивый брюнет в элегантном костюме. «Яков Крейлис», — представился он. Оказалось, молодой человек — тоже актёр. Только что окончил Ленинградский театральный институт и по распределению попал в Сахалинский драмтеатр. Там ему и дали адрес Киры. «Может, поедем вместе? Вдвоём веселее», — предложил он.
Кира пригласила молодого человека войти. За чашкой чая они неожиданно поведали друг другу всю свою жизнь. Яков рассказал о детстве в родной Латвии, о том, как большевики раскулачили отца — богатого помещика, а их с матерью объявили врагами народа. Кира вспоминала о том, как с мамой и сестрой пережила блокаду Ленинграда. Как ела суп из сапожного клея. Как разыгрывала смешные сценки для родных и соседей, чтобы хоть немного отвлечь их от страшной действительности. Ещё совсем недавно не знавшие о существовании друг друга, Кира и Яков вдруг ощутили себя родными людьми.
На Сахалин отправились поездом. В дороге опять говорили и не могли наговориться. А на остановках выходили и танцевали вальс прямо на платформе. «Нам не нужна была музыка — она звучала у нас в душе», — вспоминала Кира Александровна. Через месяц после приезда на Сахалин Кира и Яков поженились. Их семейная жизнь началась с крошечной комнатки в театральном общежитии. Но любовь помогала молодожёнам не роптать на бытовые трудности. «Мы никогда не ругались и не упрекали друг друга из-за бытовых проблем, — вспоминала Кира Крейлис-Петрова. — Просто садились и придумывали, как выйти из положения». А проблемы были: Якову пришлось уйти из театра, так как на сцене у него от волнения сильно проявлялся прибалтийский акцент. И через год, весной 1963-го, супруги решили вернуться на берега Невы. Яков Анатольевич устроился режиссёром на телевидение, а Кира Александровна поступила в труппу ленинградского Театра юного зрителя. Вскоре в семью пришла большая радость — родилась дочь Мария.
В 1980 году, отдав 16 лет ТЮЗу, Кира Крейлис-Петрова перешла работать в Александринский театр. Когда она пропадала на репетициях, Яков Анатольевич приезжал с кастрюлькой, завернутой в газету, просил её сделать перерыв и пообедать. А вечером дома актрису ждал красиво сервированный стол. Супруги садились ужинать и разговаривали по душам обо всем на свете. Параллельно с работой в театре Кира Александровна снималась в кино. Она уезжала на съёмки, а муж писал ей трогательные письма. Актриса всю жизнь бережно хранила их и постоянно перечитывала.
В начале 90-х правительство Латвии вернуло Якову Крейлису поместье его отца. Супруги отремонтировали старый особняк и приезжали туда время от времени отдохнуть от работы и суеты. Кира Александровна нередко вспоминала один чудесный зимний день. Они с мужем сидели на втором этаже дома, солнце отражалось в сосульках, свисающих с крыши, звучала музыка Рахманинова. Они смотрели друг на друга, и этим взглядам, полным любви, были не нужны слова.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».