
Фото: PxHere
«Я прожила свою жизнь с идеальным мужчиной», — так говорила о своём браке заслуженная артистка России Кира Александровна Крейлис-Петрова. Свой семейный союз с Яковом Анатольевичем Крейлисом, который продлился 45 лет, знаменитая комедийная актриса называла счастливым и верила, что это счастье было даровано ей Небесами.
Будущие супруги познакомились в 1957 году. Кира Петрова после окончания школы-студии МХАТ вернулась из столицы в Ленинград. В родном городе все театральные труппы оказались полностью укомплектованы. Тогда Кира развернула на столе карту Советского Союза и наугад ткнула в неё пальцем. Попала в Сахалин. Написала письмо в дирекцию Сахалинского драматического театра с просьбой принять её в труппу. И вскоре получила телеграмму: «Зачислены, выезжайте».
За несколько дней до отъезда в квартире Петровой раздался звонок. На пороге стоял незнакомец — высокий, красивый брюнет в элегантном костюме. «Яков Крейлис», — представился он. Оказалось, молодой человек — тоже актёр. Только что окончил Ленинградский театральный институт и по распределению попал в Сахалинский драмтеатр. Там ему и дали адрес Киры. «Может, поедем вместе? Вдвоём веселее», — предложил он.
Кира пригласила молодого человека войти. За чашкой чая они неожиданно поведали друг другу всю свою жизнь. Яков рассказал о детстве в родной Латвии, о том, как большевики раскулачили отца — богатого помещика, а их с матерью объявили врагами народа. Кира вспоминала о том, как с мамой и сестрой пережила блокаду Ленинграда. Как ела суп из сапожного клея. Как разыгрывала смешные сценки для родных и соседей, чтобы хоть немного отвлечь их от страшной действительности. Ещё совсем недавно не знавшие о существовании друг друга, Кира и Яков вдруг ощутили себя родными людьми.
На Сахалин отправились поездом. В дороге опять говорили и не могли наговориться. А на остановках выходили и танцевали вальс прямо на платформе. «Нам не нужна была музыка — она звучала у нас в душе», — вспоминала Кира Александровна. Через месяц после приезда на Сахалин Кира и Яков поженились. Их семейная жизнь началась с крошечной комнатки в театральном общежитии. Но любовь помогала молодожёнам не роптать на бытовые трудности. «Мы никогда не ругались и не упрекали друг друга из-за бытовых проблем, — вспоминала Кира Крейлис-Петрова. — Просто садились и придумывали, как выйти из положения». А проблемы были: Якову пришлось уйти из театра, так как на сцене у него от волнения сильно проявлялся прибалтийский акцент. И через год, весной 1963-го, супруги решили вернуться на берега Невы. Яков Анатольевич устроился режиссёром на телевидение, а Кира Александровна поступила в труппу ленинградского Театра юного зрителя. Вскоре в семью пришла большая радость — родилась дочь Мария.
В 1980 году, отдав 16 лет ТЮЗу, Кира Крейлис-Петрова перешла работать в Александринский театр. Когда она пропадала на репетициях, Яков Анатольевич приезжал с кастрюлькой, завернутой в газету, просил её сделать перерыв и пообедать. А вечером дома актрису ждал красиво сервированный стол. Супруги садились ужинать и разговаривали по душам обо всем на свете. Параллельно с работой в театре Кира Александровна снималась в кино. Она уезжала на съёмки, а муж писал ей трогательные письма. Актриса всю жизнь бережно хранила их и постоянно перечитывала.
В начале 90-х правительство Латвии вернуло Якову Крейлису поместье его отца. Супруги отремонтировали старый особняк и приезжали туда время от времени отдохнуть от работы и суеты. Кира Александровна нередко вспоминала один чудесный зимний день. Они с мужем сидели на втором этаже дома, солнце отражалось в сосульках, свисающих с крыши, звучала музыка Рахманинова. Они смотрели друг на друга, и этим взглядам, полным любви, были не нужны слова.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема