Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Посмотри, Андрей, какой портрет интересный. Молодая женщина в голубом сарафане и шитой жемчугом короне-кокошнике. Рядом девочка, похожая на ангела с итальянских полотен эпохи Возрождения. Я как будто раньше не видел эту картину в истринском музее Новый Иерусалим. Она недавно здесь?
— Нет, Саша. Портрет княгини Марии Барятинской с дочерью Ольгой хранится в Новом Иерусалиме с середины двадцатого века. Полотно, написанное в 1817 году французским художником Робером Лефевром, украшало семейную галерею княжеской усадьбы в Курской области. А после революции 1917 года стало музейным экспонатом.
— Наверное, я сейчас на эту картину внимание обратил, потому что недавно перелистывал художественный альбом с шедеврами Ренессанса пятнадцатого века. А задний план портрета Барятинской — явная отсылка к произведениям современников Рафаэля! Тяжёлая драпировка с кистями, мраморная колонна, за ней — пейзаж.
— Да, действительно, в начале девятнадцатого века в портретной живописи был в моде стиль ампир. Для него характерны детали, на которые ты обратил внимание. А также приметы Древней Греции — постамент с львиными лапами, на который опирается героиня картины, массивная ваза с фруктами. Да и сама фигура Марии Федоровны напоминает античную статую.
— Но почему при этом и княгиня, и её дочь изображены в русских сарафанах?
— А это тоже актуальная деталь. В 1817 году в памяти европейцев еще свежа была победа русской армии над Наполеоном. И сарафан во многих странах стал разновидностью придворного парадного костюма. Робер Лефевр не мог это не отметить, он всегда внимательно относился к историческим подробностям.
— Художник был востребован?
— О, весьма и весьма, и именно как портретист! К Лефевру обращалась вся европейская знать, и русские аристократы тоже.
— Наверное, его услуги дорого стоили?
— Да уж, полагаю, немало! Но князь Иван Барятинский стремился, чтобы у супруги было всё лучшее. Он очень её любил.
— Барятинские жили счастливо?
— Безусловно! Мария Фёдоровна говорила, что замужество было самым светлым временем в её жизни. Супруги много путешествовали. Своё имение князь обустроил по европейскому образцу, как хотела жена, и назвал в её честь — Марьино. Кроме того, Иван Иванович был человеком внимательным, заботливым, добродушным. К сожалению, он рано умер.
— И княгиня больше не вышла замуж?
— Нет, хотя ей не раз делали предложения. Смыслом жизни Марии Барятинской стало воспитание детей. Кроме Ольги, которую мы видим на портрете, у княгини было ещё шестеро. А после того, как от лихорадки скоропостижно умерла одна из дочерей, Мария Фёдоровна посвятила себя благотворительности.
— А кому она помогала?
— Много кому. Княгиня Барятинская учредила в Санкт-Петербурге приют для вдов, оставшихся без попечения. Открыла в городе общину сестёр милосердия, интернат для детей из малоимущих семей, школу рукоделия для бедных девочек.
— Сколько интересных фактов! Зная их, иными глазами смотришь на портрет молодой женщины в сарафане и кокошнике.
— Да. Картина французского художника Робера Лефевра подспудно хранит память о православных традициях милосердия, которые приумножила княгиня Мария Барятинская.
Портрет княгини Марии Барятинской с дочерью Ольгой кисти художника Робера Лефевра можно увидеть в Истре, в государственном историко-художественном музее Новый Иерусалим
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер