Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Посмотри, Андрей, какой портрет интересный. Молодая женщина в голубом сарафане и шитой жемчугом короне-кокошнике. Рядом девочка, похожая на ангела с итальянских полотен эпохи Возрождения. Я как будто раньше не видел эту картину в истринском музее Новый Иерусалим. Она недавно здесь?
— Нет, Саша. Портрет княгини Марии Барятинской с дочерью Ольгой хранится в Новом Иерусалиме с середины двадцатого века. Полотно, написанное в 1817 году французским художником Робером Лефевром, украшало семейную галерею княжеской усадьбы в Курской области. А после революции 1917 года стало музейным экспонатом.
— Наверное, я сейчас на эту картину внимание обратил, потому что недавно перелистывал художественный альбом с шедеврами Ренессанса пятнадцатого века. А задний план портрета Барятинской — явная отсылка к произведениям современников Рафаэля! Тяжёлая драпировка с кистями, мраморная колонна, за ней — пейзаж.
— Да, действительно, в начале девятнадцатого века в портретной живописи был в моде стиль ампир. Для него характерны детали, на которые ты обратил внимание. А также приметы Древней Греции — постамент с львиными лапами, на который опирается героиня картины, массивная ваза с фруктами. Да и сама фигура Марии Федоровны напоминает античную статую.
— Но почему при этом и княгиня, и её дочь изображены в русских сарафанах?
— А это тоже актуальная деталь. В 1817 году в памяти европейцев еще свежа была победа русской армии над Наполеоном. И сарафан во многих странах стал разновидностью придворного парадного костюма. Робер Лефевр не мог это не отметить, он всегда внимательно относился к историческим подробностям.
— Художник был востребован?
— О, весьма и весьма, и именно как портретист! К Лефевру обращалась вся европейская знать, и русские аристократы тоже.
— Наверное, его услуги дорого стоили?
— Да уж, полагаю, немало! Но князь Иван Барятинский стремился, чтобы у супруги было всё лучшее. Он очень её любил.
— Барятинские жили счастливо?
— Безусловно! Мария Фёдоровна говорила, что замужество было самым светлым временем в её жизни. Супруги много путешествовали. Своё имение князь обустроил по европейскому образцу, как хотела жена, и назвал в её честь — Марьино. Кроме того, Иван Иванович был человеком внимательным, заботливым, добродушным. К сожалению, он рано умер.
— И княгиня больше не вышла замуж?
— Нет, хотя ей не раз делали предложения. Смыслом жизни Марии Барятинской стало воспитание детей. Кроме Ольги, которую мы видим на портрете, у княгини было ещё шестеро. А после того, как от лихорадки скоропостижно умерла одна из дочерей, Мария Фёдоровна посвятила себя благотворительности.
— А кому она помогала?
— Много кому. Княгиня Барятинская учредила в Санкт-Петербурге приют для вдов, оставшихся без попечения. Открыла в городе общину сестёр милосердия, интернат для детей из малоимущих семей, школу рукоделия для бедных девочек.
— Сколько интересных фактов! Зная их, иными глазами смотришь на портрет молодой женщины в сарафане и кокошнике.
— Да. Картина французского художника Робера Лефевра подспудно хранит память о православных традициях милосердия, которые приумножила княгиня Мария Барятинская.
Портрет княгини Марии Барятинской с дочерью Ольгой кисти художника Робера Лефевра можно увидеть в Истре, в государственном историко-художественном музее Новый Иерусалим
Все выпуски программы: Краски России
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица
«Границы дозволенного». Протоиерей Александр Никольский

Гостем программы «Семейный час» у нас в гостях был настоятель храма Трех святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как научить детей понимать границы дозволенного и сохранять их в современном мире.
Все выпуски программы Семейный час