
Рита Мэдден — православная американка, диетолог, специалист по здоровому питанию и ведущая радиоканала «Древняя вера», на котором рассказывает о здоровом питании в свете православия. Этой важной и интересной теме она посвятила и свою книгу «Еда, вера, пост. Как найти баланс между заботой о душе и теле».
Автор вспоминает слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьёте ли или иное что делаете, всё делайте в славу Божию». И, следуя этому апостольскому наставлению, предлагает относиться к трапезе как к моменту общения с Богом. Такой подход к еде способен коренным образом преобразить не только привычное повседневное занятие, но и самого человека, уверена Рита Мэдден. В своей книге автор предлагает простые и действенные шаги, с помощью которых можно постараться превратить ежедневную рутину завтраков, обедов и ужинов в настоящее торжество для души. И в качестве первого из них предлагает молитву перед едой. Рита Мэдден уверена: если начать приём пищи с обращения к Богу с благодарностью за хлеб насущный, трапеза обретёт духовный смысл. Еда начнёт значить гораздо больше, чем просто бензин для машины тела.
О важной духовной роли пищи в нашей жизни говорили многие святые отцы Церкви и богословы. Так, например, Ритта Мэдден приводит слова преподобного Серафима Саровского, который учил: «Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели». Архиепископ Платон (Фивейский) говорил: «Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя... и возблагодари Его от сердца».
Переводя разговор в современную плоскость, Рита Мэдден вспоминает историю о том, как однажды её знакомая учительница показала детям куриное яйцо и спросила: «Откуда оно взялось?» Она, само собой, ожидала ответа про курицу. Но ученики дружно закричали: «Из супермаркета!» Эта история заставила автора задуматься: всегда ли мы сами помним, что продукты появляются в этом мире не в пластиковых упаковках? Что еда, которая питает нас, даёт нам силы, возникла при сотворении мира по слову Создателя? Подобные размышления и подтолкнули Риту Мэдден к поиску взаимосвязи между питанием и верой и размышлениями на эту тему в книге «Еда, вера, пост. Как найти баланс между заботой о душе и теле».
Автор сумела выстроить поистине уникальное современное практическое руководство по питанию, основанное на православной традиции. К тому же, ещё и интерактивное. Каждая глава книги содержит практические задания и упражнения для читателей. А в приложении к изданию нас ждёт подборка интересных и оригинальных рецептов.
Как опытный специалист по питанию, Ритта Мэдден увлекательно и наглядно рассказывает о том, как правильно составлять ежедневный рацион, в том числе во время православных постов. О том, вредны ли жиры, сладости и перекусы. А главное — как посредством пищи можно принести пользу не только телу, но и душе.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер