Попав в Рим, окунувшись в атмосферу его шумных улиц, с трудом можешь представить себе, что существует еще один Рим – подземный. Причем этот скрытый от человеческих глаз «вечный город» имеет яркую христианскую историю. Речь идет о знаменитых римских катакомбах – подземных многокилометровых ходах, расположенных под самой итальянской столицей и ее окрестностями.
Ученые до сих пор спорят о причинах появления в античной Италии такого феномена как катакомбы. Долгое время главенствующей версией происхождения катакомб было мнение о том, что эти многокилометровые подземные ходы возникли из-за добычи строительных материалов. Однако, после того, как ученые произвели анализ известняка, в котором вырыты катакомбы, они пришли к выводу, что данный материал не подходит для строительства. Поэтому возникла новая версия, что катакомбы возникли именно как погребальные комплексы. Сначала иудейские, а затем христианские.
До четвертого века христианство считалось в Римской империи запрещенной религией, поскольку христиане отказывались почитать римского императора в качестве бога, как тогда было принято. Христиане не могли открыто собираться и совершать богослужение. Поэтому они собирались ночью в местах, где бы их не стали искать. Римляне-язычники были чрезвычайно суеверны и обходили катакомбы за километр. Так катакомбы стали христианскими.
Впрочем, какой бы ни была версия происхождения катакомб, в настоящее время они являются уникальным памятником христианской истории. Дело в том, что вплоть до четвертого века катакомбы были местом, где христиане совершали богослужение и хоронили своих мучеников. Их могилы украшались различными изображениями, которые дают нам сегодня возможность восхищаться искусством древних учеников Христа.
В четвертом веке Рим в лице императора Константина принял христианство, и надобность в ночных встречах в катакомбах отпала. Тем не менее, вплоть до 10 века их посещали, чтобы поклониться останкам мучеников. Впрочем, затем о катакомбах забыли. И вспомнили шесть столетий спустя.
Повторное обретение катакомб стало настоящим событием. Глазам христиан нового времени открылось то, какими были их единоверцы первых веков. Особую роль сыграли здесь те рисунки, которыми были украшены христианские гробницы и храмы внутри катакомб. Это были растительные орнаменты, изображения животных. Многие из них имеют символическое значение. Например, в катакомбах мы часто можем увидеть изображения оливковых деревьев, ветви которых образуют крест. Олива – это образ вечной жизни рядом с Богом, а крест - это символ Христовой победы над смертью. Также часто в подземном Риме встречается изображение рыбы. Таковым был кодовый символ первых христиан. Рыба по-гречески звучит как «ихтис», что одновременно является аббревиатурой выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема