
Воскресным майским утром восьмилетняя Рейчел Беквис за руку с мамой шла в церковь. День выдался не по-весеннему жаркий. Яркое солнце ослепительно сияло и обжигало своими лучами. «Как будто мы не в Сиэтле, а в Африке», — с улыбкой подумала Рейчел. От жары ей захотелось пить, и мама купила бутылку воды в автомате на углу.
...Когда служба в церкви подошла к концу, пастор попросил прихожан не расходиться. На кафедру поднялся незнакомый мужчина, которого пастор представил как руководителя благотворительного фонда по сбору средств для добычи питьевой воды в беднейших странах Африканского континента. Мужчина поставил перед собравшимися небольшой экран, включил проектор. Замелькали кадры: маленький темнокожий мальчик, лёжа на земле, пил воду прямо из грязной лужи; женщины в цветных тюрбанах на головах набирали в глиняные сосуды коричневую болотную жижу...
— Этим людям негде взять чистой питьевой воды, — объяснял руководитель фонда. — У них нет денег, чтобы заплатить бурильщикам. Поэтому они болеют и умирают. Мы собираем деньги и оплачиваем бурение колодцев в таких африканских деревнЯх, как эта. И будем рады, если кто-то из вас захочет к нам присоединиться.
Маленькая Рэйчел смотрела на экран, широко раскрыв свои большие серые глаза. Её ладошки крепко сжимали бутылку с водой. Чистой водой, которую можно налить из-под крана, а можно купить в супермаркете или где угодно на улице. Водой, которой нет у этих несчастных людей, живущих под палящим зноем африканского солнца...
На обратном пути из церкви миссис Бэквис обратилась к дочери:
— Рейчел, дорогая, скоро ведь у тебя день рождения. Что бы ты хотела получить в подарок на своё девятилетие? — спросила она её.
А Рейчел подняла на мать свои не по-детски серьёзные глаза, и тихо ответила:
— Я бы хотела, чтобы на этот день рождения мне вообще ничего не дарили подарков. Заведите мне страничку в интернете, и пусть наши родственники и друзья перечислят на неё деньги, которые собирались потратить на подарки. Мы пожертвуем их на колодцы для этих бедных людей из Африки!
Миссис Бэквис не особенно удивилась, услышав такую необычную просьбу. Она прекрасно знала о том, какое доброе и чуткое сердце у её маленькой дочери. Вспомнить хотя бы тот случай, когда Рейчел ещё училась во втором классе. У неё были длинные, густые волосы. Узнав о том, что больные раком лишаются своих волос из-за химиотерапии, Рейчел, не раздумывая, отрезала свои косы, и отдала их на изготовление париков для больных онкологией детей.
...Когда к девятому дню рождения Рейчел — двенадцатому июня две тысячи одиннадцатого года — все родные и знакомые семьи Бэквис внесли на интернет-страничку девочки свою посильную лепту, у нё набралось всего двести двадцать долларов. Это было, конечно, немного, но она не огорчилась, и перечислила в фонд всё что, смогла собрать, решив на следующий год обязательно повторить свою акцию.
Вскоре после дня рождения Рейчел поехала с мамой за покупками. В автомобиле было душно, воздух над шоссе дрожал от зноя. В наушниках Рейчел играла её любимая музыка. Девочка не услышала страшного визга тормозов и звона разбитого стекла. Она лишь на миг почувствовала боль, а потом провалилась куда-то, где было тихо и темно. В аварии с участием пятнадцати автомобилей Рейчел Бэквис, по иронии судьбы, оказалась единственной пострадавшей...
С многочисленными переломами, без сознания, девочку доставили в больницу. Врачи диагностировали кому. Родные и друзья, не зная, чем ещё поддержать миссис Бэквис, решили снова открыть страничку дочери, чтобы перевести туда недостающие деньги. Но теперь выполнить заветное желание девочки захотели не только её близкие. Незнакомые люди со всего мира, узнав о случившемся несчастье, отыскали в сети страницу Рейчел и перечисляли пожертвования. Буквально за пару дней удалось собрать несколько тысяч долларов.
Миссис Бэквис жила надеждой на то, что Рейчел придёт в себя и очень обрадуется, узнав, как развивается начатое ею дело. Но медики, увы, так и не смогли спасти девочку. Двадцать третьего июля две тысячи одиннадцатого, не приходя в сознание, девятилетняя Рейчел Бэквис умерла. Через несколько месяцев после её смерти на страничке собралось более одного миллиона двухсот тысяч долларов. Этих денег хватило, чтобы обеспечить питьевой водой, и тем самым спасти от гибели, тысячи людей в Африке.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер