
Воскресным майским утром восьмилетняя Рейчел Беквис за руку с мамой шла в церковь. День выдался не по-весеннему жаркий. Яркое солнце ослепительно сияло и обжигало своими лучами. «Как будто мы не в Сиэтле, а в Африке», — с улыбкой подумала Рейчел. От жары ей захотелось пить, и мама купила бутылку воды в автомате на углу.
...Когда служба в церкви подошла к концу, пастор попросил прихожан не расходиться. На кафедру поднялся незнакомый мужчина, которого пастор представил как руководителя благотворительного фонда по сбору средств для добычи питьевой воды в беднейших странах Африканского континента. Мужчина поставил перед собравшимися небольшой экран, включил проектор. Замелькали кадры: маленький темнокожий мальчик, лёжа на земле, пил воду прямо из грязной лужи; женщины в цветных тюрбанах на головах набирали в глиняные сосуды коричневую болотную жижу...
— Этим людям негде взять чистой питьевой воды, — объяснял руководитель фонда. — У них нет денег, чтобы заплатить бурильщикам. Поэтому они болеют и умирают. Мы собираем деньги и оплачиваем бурение колодцев в таких африканских деревнЯх, как эта. И будем рады, если кто-то из вас захочет к нам присоединиться.
Маленькая Рэйчел смотрела на экран, широко раскрыв свои большие серые глаза. Её ладошки крепко сжимали бутылку с водой. Чистой водой, которую можно налить из-под крана, а можно купить в супермаркете или где угодно на улице. Водой, которой нет у этих несчастных людей, живущих под палящим зноем африканского солнца...
На обратном пути из церкви миссис Бэквис обратилась к дочери:
— Рейчел, дорогая, скоро ведь у тебя день рождения. Что бы ты хотела получить в подарок на своё девятилетие? — спросила она её.
А Рейчел подняла на мать свои не по-детски серьёзные глаза, и тихо ответила:
— Я бы хотела, чтобы на этот день рождения мне вообще ничего не дарили подарков. Заведите мне страничку в интернете, и пусть наши родственники и друзья перечислят на неё деньги, которые собирались потратить на подарки. Мы пожертвуем их на колодцы для этих бедных людей из Африки!
Миссис Бэквис не особенно удивилась, услышав такую необычную просьбу. Она прекрасно знала о том, какое доброе и чуткое сердце у её маленькой дочери. Вспомнить хотя бы тот случай, когда Рейчел ещё училась во втором классе. У неё были длинные, густые волосы. Узнав о том, что больные раком лишаются своих волос из-за химиотерапии, Рейчел, не раздумывая, отрезала свои косы, и отдала их на изготовление париков для больных онкологией детей.
...Когда к девятому дню рождения Рейчел — двенадцатому июня две тысячи одиннадцатого года — все родные и знакомые семьи Бэквис внесли на интернет-страничку девочки свою посильную лепту, у нё набралось всего двести двадцать долларов. Это было, конечно, немного, но она не огорчилась, и перечислила в фонд всё что, смогла собрать, решив на следующий год обязательно повторить свою акцию.
Вскоре после дня рождения Рейчел поехала с мамой за покупками. В автомобиле было душно, воздух над шоссе дрожал от зноя. В наушниках Рейчел играла её любимая музыка. Девочка не услышала страшного визга тормозов и звона разбитого стекла. Она лишь на миг почувствовала боль, а потом провалилась куда-то, где было тихо и темно. В аварии с участием пятнадцати автомобилей Рейчел Бэквис, по иронии судьбы, оказалась единственной пострадавшей...
С многочисленными переломами, без сознания, девочку доставили в больницу. Врачи диагностировали кому. Родные и друзья, не зная, чем ещё поддержать миссис Бэквис, решили снова открыть страничку дочери, чтобы перевести туда недостающие деньги. Но теперь выполнить заветное желание девочки захотели не только её близкие. Незнакомые люди со всего мира, узнав о случившемся несчастье, отыскали в сети страницу Рейчел и перечисляли пожертвования. Буквально за пару дней удалось собрать несколько тысяч долларов.
Миссис Бэквис жила надеждой на то, что Рейчел придёт в себя и очень обрадуется, узнав, как развивается начатое ею дело. Но медики, увы, так и не смогли спасти девочку. Двадцать третьего июля две тысячи одиннадцатого, не приходя в сознание, девятилетняя Рейчел Бэквис умерла. Через несколько месяцев после её смерти на страничке собралось более одного миллиона двухсот тысяч долларов. Этих денег хватило, чтобы обеспечить питьевой водой, и тем самым спасти от гибели, тысячи людей в Африке.
Все выпуски программы Имена милосердия
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.