
Семейные советы
Первый школьный звонок для многих дошколят звучит празднично. Но есть малыши, которых пугает даже мысль о необходимости идти в школу. Как помочь ребенку справиться с этим страхом?
Существует много причин возникновения страха школы. Кого-то пугает уход из дома и разлука с родителями, в основном это ребята, которые не посещали в детские сады. Кто-то боится встречи с новыми детьми, особенно если уже приходилось сталкиваться с трудностями адаптации в новом коллективе. Иногда боязнь провоцируют сами родители, которые излишне драматизируют ситуацию воспоминаниями о своих школьных годах. Или, напротив, слишком радостно рассказывают о том, как весело и легко учиться, и тогда малыш боится не оправдать их ожидания.
Будущий первоклассник задается сотней вопросов и пока не находит на них ответы. Он не знает, чего ожидать от этого нового школьного мира, а воображение рисует пугающие сценарии. Поэтому самый простой способ развеять школьные страхи — пройти курсы подготовки к школе именно в том здании и с теми ребятами, с которыми предстоит потом учиться. Даже если ребенок ходит в детский сад и в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, в подобных курсах есть смысл с психологической точки зрения. Курсы постепенно знакомят малыша с пространством и правилами школы, с другими ребятами и учителями. Основная цель подобных занятий — адаптация, поэтому никаких отметок и трудных задач вы там не встретите.
Но что делать тем, кто не смог посещать курсы, а на учебу идти уже через неделю? Приходите вместе с ребенком в конце августа, просто для знакомства с учителем и будущим кабинетом. Предложите свою помощь в подготовке праздника. Попросите дать вам и малышу какую-то работу: надувать шары, поливать цветы, раскладывать учебники — не имеет значения, что именно вы будете делать, главное, вы будете осваивать пространство и знакомиться с учителем.
Если тревоги малыша очень велики, попросите его представить себе, как будет проходить первый день. Возьмите кроху за руку и шаг за шагом пройдите весь маршрут от школьной линейки до класса. Представьте, как играет музыка, вокруг ребята с букетами цветов, вы заходите в кабинет, учитель начинает рассказывать о том, что изучают в первом классе. Проживите так весь день, чтобы малыш понял, что не происходит ничего ужасного. Повторите это мысленно несколько раз, до тех пор, пока страх не исчезнет.
Начинать любое серьезное дело лучше всего с молитвы, она придает и силу, и мужество. Обратитесь перед выходом в школу с молитвой к Ангелу-хранителю, это придаст ребенку уверенности.
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема