«Пёсьи мухи» – это современное выражение, дошедшее до нас с библейских времен.
Пёсьи мухи – это одна из десяти Египетских казней, которые следовали одна за другой, пока фараон не согласился освободить народ израильский от рабства и отпустить его.
Описанию этих казней посвящены несколько глав Книги Ветхого Завета – Исход.
«А если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои пёсьих мух, и наполнятся домы Египтян пёсьими мухами и самая земля, на которой они живут…налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух»
Моисей и Аарон получают от Бога повеление идти к фараону, чтобы убедить его опустить народ Израильский.
«Явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» – говорит Бог.
Сначала, чтобы показать свои намерения, Аарон являет чудо превращения жезла в змея. Волхвы фараона, обученные чародейству, поступают так же, но змей Аарона поглощает змеев волхвов.
Этим чудом не обошлось – потребовались иные знамения. Фараон, не желающий признавать над собой власти Всевышнего Бога, Его могущество и силу, не соглашается. «Упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ» – говорит Моисей.
Это приводит к тем событиям, которые мы с Вами знаем, как «египетские казни». За каждым отказом фараона следует новая казнь: превращение нильской воды в кровь; нашествие огромного количества жаб; появление мошек; наказание пёсьими мухами; мор скота; воспаления с нарывами; град; нашествие саранчи; густая тьма, и последняя – смерть египетских первенцев – старших или единственных сыновей. Вместе со всеми первенцами в Египетской земле, и людей, и скота, умирает и первенец фараона. После этого, фараон соглашается отпустить еврейский народ.
Но вернемся к «пёсьим мухам». Название четвертой казни – послужило отдельному от «казней египетских» фразеологизму.
Жабы, мошки, саранча – с ними понятно. Но пёсьи мухи? В целом, согласно толкователям, мнение которых не едино, это мухи или похожие на них существа, основной особенностью которых было то, что они жалили и кусали. И стали орудием четвертой казни по своим особым свойствам: надоедливости и лютости.
Описание этой казни нашло отражение в псалме Псалтири: «послал на них насекомых, чтобы жалили их…»
В «Захудалом роде» Николая Лескова о «пёсьих мухах» говорится как о тех, которые кусают, и от укусов которых герой ведет себя странно.
Процитируем: «Его точно муха укусила, – рассказывала бабушка, – так от меня и побежал странствовать…»
Однако «муха укусила» и «пёсьи мухи» - это разные выражения.
В библеизме «пёсьи мухи» употребляют, когда говорят о досаждающих неприятностях.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».