Такое не раз бывало: литератор начинает читать житие святого древних времен, удивляясь его приключениям. И на основе жития появляется новое, совершенно оригинальное произведение.
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом Патрике, покровителе Ирландии, и драме Кальдерона «Чистилище святого Патрика».
Творчество испанского драматурга и поэта 17 века Педро Кальдерона де ла Барка относят к вершинам литературы золотого века Испании. Особенно Кальдерон прославился в жанре так называемой философской драмы. Главным героем одной из них — «Чистилище святого Патрика» - стал святой Патрик, покровитель Ирландии.
Возле берегов языческой Ирландии затонул корабль, с которого спаслись только двое юношей. Их приводят к королю Ирландии. Одного из юношей зовут Патрик: он вырос в христианской семье, рано остался сиротой, и был украден разбойниками-ирландцами для продажи в рабство.
Со страхом слушал его рассказ Эгерио, король Ирландии. Накануне ему приснился похожий на этого юношу некий молодой раб, у которого изо рта исходило загадочное пламя… Патрик объясняет королю, что означает его сновидение.
КАЛЬДЕРОН:
То вещий сон, и пламя изо рта
есть истина евангельского света,
Который я несу, слова Христовы
я буду проповедовать тебе
и твоему народу…
Второй юноша, Людовико, тоже называет себя христианином, но при этом похваляется убийствами, предательством и другими злодеяниями. Королю-язычнику это куда ближе и понятнее. Он делает Людовико своим приближенным, а Патрика отсылает работать пастухом в поле. Хозяева не нарадуются на своего нового раба. Патрик отличается от других слуг смирением, скромностью, исполнительностью и вовсе не ропщет на свою рабскую долю.
КАЛЬДЕРОН:
О, Господи, с какой отрадой буду
Я жить отныне в этой тишине!
Здесь, пред Тобой,
Всевышним, преклоняясь,
Душа отдаться может созерцанью,
Смотря на ясный лик Твоих чудес
Божественных!
АВТОР:
Вскоре ПАтрику является Ангел Господень, приносит ему зеркало и послание. В зеркале Патрик видит множество людей, которые молят его о спасении… Это — народ Ирландии. По велению Бога Патрик должен стать апостолом Ирландии и просветить ирландцев светом Христовой веры. В послании даны и конкретные указания, что Патрик для этого должен сделать.
КАЛЬДЕРОН: …
Отправься во Францию,
Там есть епископ Герман,
Иди к нему и облекись в одежду
Монаха, отправляйся после в Рим,
Тебе дадут там буллы Селетина,
Послание, чтоб ты достиг счастливо
Блаженной цели странствий; посети
Мартина , он теперь епископ Турский…»
В общем-то, в этом послании изложены все основные биографические сведения о святом Патрике, проповедовавшем в 5 веке христианство ирландцам. Кальдерон основательно изучил его житие, все известные к тому времени средневековые легенды и народные предания об апостоле Ирландии.
Педро Кальдерон был католиком – поэтому в его пьесе появилось еще и чистилище, где, согласно католическому вероучению, после смерти для очищения пребывают души людей. Православная церковь отрицает существование чистилища.
Но в пьесе Каледрона для зрителей важны не догматические расхождения, а тот нравственный заряд, который она несёт.
Святой Патрик совершает великое чудо – воскрешает дочь короля, убитую Людовико. После чего король Ирландии тоже уверовал в силу Христовой веры.
Но великий испанский драматург показывает и другое чудо: переворот в душе Людовико, который под влиянием святого Патрика раскаивается в своих преступлениях и становится христианином по существу.
КАЛЬДЕРОН:
«Свершил я против Светлого Творца,
Такого милосердного, такого
Великого, что я могу снискать
Прощенье, если в муке покаянья
Я выплачу грехи мои.
Я полон Раскаянья, о Боже…»
Драма Кальдерона «Чистилище святого Патрика» показывает, как встреча со святостью преображает души людей и целых народов.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер