
Преподобный Макарий Оптинский
20 ноября 1788 года в семье мелкого дворянина, коллежского асессора Николая Михайловича Иванова и его супруги Елизаветы Алексеевны родился сын. Вместе с господами появлению первенца радовалась вся деревня — Ивановы жили в своём небольшом имении Железняки на орловщине. С крыльца их дома открывался чудный вид на зелёную долину, по которой петляла быстрая речка. Чуть дальше, на холме, высился Лаврентьев монастырь, и звон его колоколов долетал до деревни. Среди этой умиротворяющей красоты появился на свет будущий монах и духовный наставник множества людей — старец Макарий Оптинский, которого Церковь прославила в чине преподобного.
В крещении мальчика нарекли Михаилом — в честь святого благоверного князя Михаила Тверского. Одним из первых и самых ярких воспоминаний детства будущий старец называл случай, который произошёл с ним в том самом Лаврентьевом монастыре. Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна часто посещали обитель, и как только сын подрос, стали брать его с собой. Семья Ивановых была очень дружна с настоятелем монастыря, архимандритом Феофаном. Он был крёстным отцом Михаила, и мальчик очень его любил. Однажды, во время Литургии, Миша тихонько стоял рядом с родителями. Вдруг малыш увидел в алтаре своего крёстного. И так обрадовался, что стремительно вбежал к нему через открытые Царские врата. Отец и мать журили проказника, а отец Феофан напомнил им поверье, согласно которому ребёнок, прошедший в алтарь Царскими вратами, станет священником или монахом.
Предчувствие, что её сыну уготован особенный путь, Елизавета Алексеевна испытывала с самого рождения Михаила. «Сердце мое чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное», — часто говорила она мужу. Вслед за Мишей у Ивановых родились ещё четверо детей — сыновья Алексей, Пётр, Павел и дочь Варвара. Но старший выделялся среди всех своей кротостью и тихим нравом. Миша не отходил от любимой матери. Вместе они клеили из картона домики, вырезали из бумаги разные фигурки. Миша любил, когда Елизавета Алексеевна читала ему вслух. Особенно нравились мальчику рассказы о святых и угодниках Божьих. Когда Михаилу исполнилось пять лет, Ивановы перебралась в Москву. Переезд был вынужденным: Елизавета Алексеевна серьёзно заболела, ей требовалось постоянное наблюдение опытных врачей. Кончина матери спустя три года, в 1797-м, изменила привычный семейный уклад. Отец не захотел возвращаться в Железняки, где всё напоминало ему о прежней жизни с любимой супругой. Вместе с детьми Николай Михайлович поселился в Щепятино — другом своём орловском имении. Спустя 9 лет ушёл из жизни и он. После смерти отца братьям пришлось думать, кто станет распоряжаться хозяйством. Жили они между собой очень дружно, поэтому споров и обид не было: единодушно решили избрать главой семьи старшего, Михаила. Было ему тогда 17 лет. Молодой хозяин быстро прославился на всю округу своей добротой и безотказностью. Соседи постоянно обращались к нему то за одним, то за другим. Его сестра вспоминала: «Мы, бывало, говорим: что ты, Миша? Самим надобно будет. А он отвечал: Бог пошлет. Как же я скажу, что нет, когда я имею?»
Осенью 1810 года Михаил отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь в 40 километрах от Щепятина. А вскоре домашние получили от него письмо, в котором он сообщал, что остаётся в монастыре, а имение предоставляет братьям, ничего себе не желая. Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий. В 1834 году из Площанской пустыни он перейдёт в Оптину, где вскоре станет духовником братии и наставником прихожан. Среди тех, кто обращался за духовным советом к старцу Макарию Оптинскому, был писатель Николай Васильевич Гоголь. В назидание приходящим старец часто повторял Божью заповедь о любви к родителям: «Чти отца и матерь твою!»
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема