
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В 2016 году победителем престижной литературной премии «Русский Букер» стал роман Петра Алешковского «Крепость». Одна из тем этого многопланового произведения — встреча современного человека со святостью.
Сегодня мы говорим о преподобном Ефреме Новоторжском и романе Петра Алешковского «Крепость».
Место действия — город Торжок.
Время действия — XI век по Рождестве Христовом.
События романа Петра Алешковского «Крепость» разворачиваются в городе под названием Деревск.
Такого города нет на карте. Под вымышленным именем скрывается Торжок — старинный русский городок в Тверской области. Рассказывая о Деревске, автор сообщает сведения из истории Торжка, известные по древнерусским летописям.
Впервые Деревск упоминался в письменных источниках в связи со святым Ефремом, основателем первого на Руси Борисоглебского монастыря в первой трети одиннадцатого века. Житие святого сохранилось в поздней редакции, что отмечал ещё Ключевский, но из него становится ясно, что Ефрем служил конюшим у князя Бориса, убиенного в 1015 году на реке Альте в первой и одной из самых драматических братоубийственных междоусобиц...
Без малого тысяча лет прошла со времени основания Ефремом монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых, прославленных на Руси.
В XVI веке в окрестностях Торжка был выстроен каменный Борисоглебский монастырь, и никто уже не помнил, где находилась древняя пещерная обитель.
В романе Петра Алешковского «Крепость» археологу Ивану Сергеевичу Мальцову, нашему современнику, удаётся обнаружить в пещере древнейший, ещё домонгольского периода храм. На помощь археологу приходит житие святого Ефрема.
Ефрем пришёл в верховье Волги сразу после гибели князей Бориса и Глеба. Сам тип пещерного храма, наподобие киевских пещер, а главное подпись «Агиос» (что значит — святой) над христианскими именами Глеба и Бориса — всё указывало на то, что Мальцов нашёл одну из самых ранних Борисоглебских церквей, основать которую мог только очевидец кровавой княжеской междоусобицы — Ефрем Угрин.
Уграми в Древней Руси называли венгров. В конце X века три брата — Ефрем, Георгий и Моисей — венгры по происхождению — пришли на Русь и поступили на службу к ростовскому князю Борису, сыну Владимира Красное Солнышко.
После смерти киевского князя Владимира его сыновья Борис и Глеб были убиты их братом Святополком, прозванным в народе Окаянным.
Дружинник Георгий Угрин погиб вместе с князем Борисом, Моисей Угрин стал монахом Киево-Печерского монастыря, а Ефрем Угрин покинул Киевское княжество и поселился монахом-отшельником на берегу реки Тверцы.
Вскоре вокруг его пещеры стали собираться люди, ищущие святой жизни, и Ефрем основал монастырь в честь святых Бориса и Глеба, где до конца своих дней был настоятелем.
Ефрем Угрин дожил до глубокой старости, завещав похоронить себя в основанном им Борисоглебском монастыре.
В романе Петра Алешковского «Крепость» археолог Мальцов в пещерном храме XI века находит и каменный саркофаг, в котором был погребён Ефрем Угрин.
Столь древних построек в Деревске ещё не находили.
«Я нашёл каменную церковь Ефрема!» — вскричал Мальцов и тут же вздрогнул от неожиданности. Звук его голоса отскочил от стены, преломился...
Включил фонарь, бросился растирать полой куртки плиту и вскоре прочёл врезанную в известняк надпись: «Раб Божий Ефрем»... Поджилки затряслись, ноги заходили ходуном, силы совсем его оставили...
Главный герой романа Петра Алешковского «Крепость» археолог Мальцов сделал важнейшее археологическое открытие, опираясь на житие святого Ефрема Угрина.
В истории русской Церкви основатель древнейшего Борисоглебского монастыря в Торжке остался как преподобный Ефрем Новоторжский — по месту, где святой совершал свои молитвенные подвиги.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема