«Преодоление греха» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Преодоление греха»

* Поделиться

В этом выпуске ведущие радио ВЕРА Константин Мацан, Александр Ананьев, Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов — поделились светлыми историями о том, как грех может незаметно проникать в жизнь, как это очевидно отделяет от Бога и как преодоление греха может поменять жизнь и наполнить её светом и радостью.

Ведущие: Константин Мацан, Александр Ананьев, Анна Леонтьева.


К. Мацан:

— Светлые истории на Радио ВЕРА рассказываем мы сейчас на волнах нашей радиостанции, как всегда, по понедельникам. Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Константин Мацан. Со мной в студии сегодня мои дорогие коллеги. Аня Леонтьева. Аня, добрый вечер.

А. Леонтьева:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— И Александр Ананьев.

А. Ананьев:

— Добрый вечер, друзья.

К. Мацан:

— И с трепетной радостью нашего гостя приветствую — протоиерей Константин Харитонов, настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области. Добрый вечер.

Протоиерей Константин:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— Вы у нас первый раз, батюшка, на «Светлых историях»?

Протоиерей Константин:

— На «Светлых историях» — да.

К. Мацан:

— Вот, свежие голоса у нас будут возникать.

Протоиерей Константин:

— Наконец-то, а то темно вокруг.

К. Мацан:

— Ну у нас вообще светлое радио, «Светлые истории», и по понедельникам в шесть вечера эфир буквально озаряется.

А. Ананьев:

— Ну, кстати, некоторые возмущаются по поводу того, что эфир у нас по понедельникам в шесть вечера озаряется, и часто мы читаем комментарии в социальных сетях по поводу обилия смеха. И не могу не прочитать комментарий по этому поводу: «Тем, кому не нравится смех в программе „Светлые истории“, рекомендую канал „Аскетика для мирян“. У нас сейчас столько скорбей, а „Светлые истории“ такое утешение — их юмор, их улыбки, светлый Кирин смех дают радость и силы жить. Спасибо вам, дорогие наши ведущие и гости программы „Светлые истории“, храни вас Господь».

К. Мацан:

— Слава Богу. Дорогие друзья, и вы тоже пишите свои истории в комментариях под видео. Я напоминаю, что «Светлые истории» можно не только слушать, но и смотреть в наших аккаунтах в социальных сетях, ВКонтакте, например. И оставлять комментарии, мы читаем их внимательно. И постоянные слушатели, зрители «Светлых историй» знают, что действительно лучшие истории втуне не пропадают, мы их читаем, мы их озвучиваем, мы их собираем и однажды обязательно сделаем программу целиком из историй наших слушателей. Ну а сегодняшняя наша тема — мы за столом собрались с чашками чая или воды, чтобы поговорить о том, что мы все так любим — о грехе. О том, как с ним бороться. О том, что грех — то, что разделяет нас с Богом. Мы как-то слово «грех» привыкли воспринимать чаще как такое морализаторское обличение: вот, грех, не надо этого делать. И оно так и есть, конечно. Но, если вдуматься в изначальный смысл слова «грех», по-гречески αμαρτία — это «промах», это «попасть мимо цели». Поэтому я сегодня вот в программе, чтобы слишком сильно словом «грех» не пугать, хотя его придется произносить часто, буду говорить «нравственный промах». Вот мы сегодня будем говорить о нравственных промахах, которые, в чем их болезненность? А то, что с источником любви и света они нас разлучают. Вот так Господь светит, так Он нас любит, а мы берем и — раз, себя отрубаем сами от Него, и плохо становится. И вот он, нравственный промах. Но Господь милостив. И бывают страшные промахи, но бывает и преодоление.

Протоиерей Константин:

— Я думаю, что здесь не только промах в отношении Бога, здесь же еще и наша обычная, обыденная жизнь.

К. Мацан:

— Безусловно.

Протоиерей Константин:

— И можно просто потерять самого себя в жизни, просто лишиться каких-то обычных радостей житейских. Потому что, когда мы говорим о том, что человек лишает себя Бога, для некоторых эта тема такая немножко высокая, недоступная. Они говорят: да мне хотя бы здесь прожить. Мне хотя бы вот здесь. Там куда еще, где-то там...

К. Мацан:

— Вот я люблю, когда священники заземляют меня. Вот я воспарю излишне, а приходит священник и меня отрезвляет. Вот это правильно, продолжайте.

Протоиерей Константин:

— Мы же землекопы, мы же там копаем, копаем, и у нас, мы как бы ассенизаторы такие, мы оттуда выкачиваем потом все это...

К. Мацан:

— Образ ассенизатора навсегда в моем сердце теперь.

Протоиерей Константин:

— Да, да. Потому что на самом деле я хочу сказать, что это самое прекрасное, когда ты видишь на исповеди кающегося грешника, и когда он кается искренне, когда душа преображается. Ко мне, я помню, как-то пришел один там родственник моей супруги на исповедь, а ему было где-то уже за шестьдесят, и он выглядел еще старше. И я его исповедую — ну я ни о чем в это время не думал, но он пришел, искренне во всем каялся, его поисповедовал, задал какие-то вопросы, — ну все как обычно. И вы знаете, я испугался — когда он встал, он помолодел лет на 10–15. Я аж испугался. Он выпрямился сразу, стал ровным, он стал красивым. И я вот сейчас вспоминаю, у меня мурашки аж сейчас. На глазах. Я, ладно бы там, ожидал бы, смотрел бы, знаете. Я уже потом прочитал, как старец Паисий говорит: перед тем, как пойдешь на исповедь, сфотографируйся и сфотографируйся после исповеди — увидишь разницу.

А. Ананьев:

— Ну вы же знаете, что глагол «простить» переводится на русский язык вот как «выпрямить». Простить человека — это значит выпрямить.

Протоиерей Константин:

— А еще я сидел в это время, когда он встал, он мне показался еще выше. Он такой прямо... А он был какой-то вот, знаете, прямо вот старичок.

К. Мацан:

— Тут надо понимать, что отец Константин человек низкий сам по себе.

Протоиерей Константин:

— Да. Вы знаете, и это было несколько раз. Не то что это вот, мало ли, случайность какая-то. А было несколько раз, вот именно тогда, когда человек прямо искренне, от души вот покаялся. И вот видишь, как Господь преображает, и ты свидетель этому, священник, и ты радуешься, что вот. На самом деле, как сказано, что радуются ангелы на небе о едином грешнике кающемся, так оно и есть. Тут несказанная радость. Некоторые: вот, священник будет обо мне плохо думать, сейчас я ему все грехи назову, как же потом я буду смотреть в глаза. Вы знаете, вот просто хочется расцеловать такого грешника. А вот когда не кается... Вот был такой случай у меня в храме. Выхожу — ну там у нас исповедальная такая отдельная, я выхожу, смотрю — прихожанка стоит. Я думаю: вот надо бы ее выгнать из храма. Мысль такая мне: выгнать из храма. Думаю: ну какая-то дурь в голову придет. Там это зашел, выхожу — опять. Вот прямо желание выгнать ее из храма. Думаю: ладно, подожду. Она тоже подошла на исповедь, исповедовалась. Все нормально, хорошо. Думаю: ну какая-то блажь у меня в голове, думаю, какое-то искушение. Вот она ушла. Проходит неделя. Она приходит через неделю на исповедь тоже. А я когда прихожу, ну у них такая, у нас уже сложилась такая традиция, они исповедуются каждую неделю. Она приходит через неделю на исповедь и, значит, говорит: батюшка, вы знаете, я, говорит, согрешила тем, что прошлый раз я вам не рассказала один свой грех, я его скрыла. И называет свой грех там. И я, такой, вспоминаю, какое у меня было желание выгнать ее из храма — то есть противоположно, да. Видно, ангел Божий или кто, я уж не знаю, ревниво так отнесся к ее внутреннему состоянию нераскаянности. Сам Дух Святый, наверное, что не хотел даже, чтобы она была в храме. И я это вспомнил уже потом, задним числом, думаю: ты знаешь, а у меня было такое желание тебя из храма выгнать.

К. Мацан:

— Ничего себе.

Протоиерей Константин:

— Да, я подумал, что мне вот это все, моя такая блажь. Она: батюшка, вот... И когда она покаялась, тут, наоборот, уже радость, и вот уже совсем другое желание — оставить ее в храме и все остальное. Вот настолько живо, бывает, чувствуешь вот эти моменты, даже сам не понимая, как это происходит. Потому что, конечно же, Сам Господь руководит нашей духовной жизнью.

К. Мацан:

— А вот мы начали с того, и тема наша сегодня звучит как грех — как то, что отделяет от Бога, от ближних, от себя самого. А вот у вас есть истории, которые иллюстрировали бы вот это отделение?

Протоиерей Константин:

— Вы знаете, я понял на одном примере, одного человека. И тут даже вопрос не только греха, а вопрос вообще отношения к жизни. Как я часто привожу даже этот пример, иногда и ему периодически высказываю, этому человеку. Ну не то что там как-то, а переживаю за него. Это просто известная там у нас история такая, в наших кругах немножко. Почему Господь вот не всем дает одинаково? Ну вот мы же всех хотим сделать счастливыми, мы всех хотим сделать сразу светлыми, сразу всех хотим обогатить. А Бог одним дает одно, другим дает другое, каждому по-разному, да, и, конечно, как говорит Николай Сербский, в этом неравенстве рождается любовь. В равенстве любви особо ее не будет. Но была такая история, что пришел ко мне человек, он пришел к нам на приход. Ну был в тяжелом положении, бомжевал, спал в подвале. Я ему говорю: слушай... Он говорит: батюшка, помоги, все, вот погибаю. Я говорю, ну мы всем приходом нашим там, у нас есть служба милосердия, взялись за него, отмыли его, там, как говорится, побрили, постригли. Сделали ему паспорт, вернули ему, как говорится, человеческий вид. Стал жить у нас даже там, у нас есть небольшое место, где можно было жить. Потом я помог ему выучиться, он получил водительские права. Я говорю: слушай, ты должен сам зарабатывать себе на хлеб. Я помог, чтобы он поступил там на курсы, закончил курсы сварщика, получил сразу 3-й разряд там дают первоначально, да. Ну то есть начальный этап — вот, пожалуйста, тебе вот есть с чего стартовать. Плюс ко всему он окреп, мы его откормили, то есть вот все, в принципе, окружили заботой и любовью. Он чуть стал смелее себя вести. Там ему то, се, да, даже стал воцерковляться вроде как, и исповедоваться там, причащаться. Мы не нарадуемся, все идет хорошо. Там какое-то время проходит, там, год, может, проходит. Потом он стал уже недовольным, что у него как-то тут все не так, как нужно. Потом даже у нас освободилось место завхоза, я говорю: вот давай завхозом, мы тебя будем кормить, вот тебе зарплата будет, то есть пожалуйста. Первоначально там временно даже прописали. Договорился, нашли ему комнату в общежитии, он жил в общежитии, то есть от завода дали ему, временная прописка была у него, все. То есть, в принципе, вот из подвала, где он спал на трубах, да, он, в принципе, вышел в какой-то социум. В конечном итоге он говорит: я все тут, я тут устал, мне это все не так. Не то что устал, а тут не нравится, там зарплата не нравится, еще что-то не нравится. Неважно. Ну, в общем, как обычно это бывает во всех этих историях. Я сейчас уйду, сейчас я приеду скоро на крутой машине, и я сейчас заработаю денег, я сейчас все. У вас тут особо ничего, не разовьешься. Я говорю: ну давай, давай как бы, ну как говорится, ждем. Ну и что произошло? Ну я думаю, что не нужно даже быть пророком, чтобы понять, что происходит с человеком, когда вот такая появляется самоуверенность, такое внутреннее отторжение того, что тебе можно было сделать поступательно. Можно все-таки идти правильным путем. А наверняка наслушался кого-то, враг напевает: там будет лучше, там будет веселее давай, идем. И вот он уходит. Конечно, он сначала одно теряет, другое теряет, третье теряет. В общем, в конечном итоге сейчас он вернулся в то же самое состояние, в котором мы его нашли. Вот недавно он опять приходил, я его, опять ну ему это все высказывал, что же ты все творишь? Опять его отмыли, одели, обули. И опять исчез. И вот к тому, что вот насчет греха, да, что такое грех? То есть он даже лишает нас не просто Бога, а обычного человеческого счастья. Обычного человеческого отношения, вот просто радости. Когда ты, извиняюсь там, ты нарушил брачный союз, и та любовь, тот рай, который Бог дал тебе — а я считаю, и святые отцы об этом пишут, что семья — это рай на земле, да, который Бог дал, кусочек рая. И ты себя изгоняешь из этого рая. А куда? Ну понятно, куда. И, соответственно, ты теряешь обычные человеческие радости. Я уже не говорю о чем-то — о благодати Божией, о Духе Святом. Ну вот такой пример, вот я не знаю, насколько он. Но я понял, что как бы вот Бог бы сейчас сошел бы с небес, и ходил бы, скажем, ну так явно, и каждому давал бы то, что мы просим: Господи, дай мне вот тут денег, дай мне тут вот зарплаты, там машину, а я буду жить хорошо. Нет, нет. Пока ты грех не возненавидишь, пока ты против греха не пойдешь, пока ты сам поступательно не будешь подниматься по жизни с простыми, как говорится, шажками и основываясь на том, что Богом тебе дано, что тебе близкие, родители дают. А грех, он просто тебя разорвет. Там не просто мимо цели, мне кажется, грех. Это вообще как раз, знаете, в бездну куда-то человек улетает, когда вот грех завладевает душой человека. И он теряет самого себя и становится, ну даже опять же, повторюсь, возвращаясь к первой истории, он становится мрачным, он становится старым, он стареет. Он теряет не только там душевное, телесное здоровье, все теряет. Грех — дырка в душе.

К. Мацан:

— Это «Светлые истории» тем не менее. На радиостанции «Вера» мы сегодня, как всегда по понедельникам, рассказываем «Светлые истории». Протоиерей Константин Харитонов, настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области. Мои дорогие коллеги, Анна Леонтьева, Александр Ананьев, я Константин Мацан. Мы продолжаем делиться светлыми историями. Аня, ты так активно и эмпатически слушала отца Константина, что явно тебе есть что рассказать.

А. Леонтьева:

— Ну во-первых, я эмпатически слушала — я сразу вспомнила, как я, когда мы ходили в храм Живоначальной Троицы в Останкино, в 90-е, там с 94–95-го годов, и потом был долгий перерыв, и мы приехали снова в этот храм, и часть, конечно, бабушек уже я там не увидела. Но там было очень много прихожан, которых я очень хорошо знала — они много лет с нами причащались, и исповедовались, и ходили на службы. И я была так поражена. Вот то что отец Константин рассказывает, это действительная правда. У меня было ощущение, что эти люди все эти 20 лет лежали в барокамере или там в какой-то морозильной камере, потому что они совсем не постарели, то есть я увидела практически те же самые лица, я вам, честное слово, говорю. Ну у кого-то седых волос там прибавилось, у кого-то таких морщинок у глаз. Но мне это было так удивительно,

А. Ананьев:

— То есть, другими словами, Анечка, ты хочешь сказать, что если человек с годами дурнеет, то он некачественный христианин. Я сейчас себя имею в виду, потому что у меня огромные вопросы к тому, как я деградирую в физическом отношении с годами.

А. Леонтьева:

— Нет, Саш, это я уже не беру на себя такой смелости. Я говорю, что действительно на физическом уровне видно, как вот люди церковные, даже бабушки...

Протоиерей Константин:

— Ну это не телесная такая красота, знаете, там вот как-то она изнутри преображает даже наши, как говорится, физические, может, какие-то изменения не в лучшую сторону, когда мы, с возрастом у нас.

А. Ананьев:

— У Радио ВЕРА должен быть свой мерч. В частности, футболки с надписью: «Зато я красив изнутри».

К. Мацан:

— И носить такие футболки нужно шиворот-навыворот.

Протоиерей Константин:

— Нет, но на самом деле вот иногда даже бывает самому тяжко смотреть на себя в зеркало. А когда душа, вот все-таки ты вот как-то с Богом встретишься где-то, в какой-то момент покаяния своего — и ты понимаешь, что сколько даже глаза, и сам в лице ты меняешься, как-то не так уж страшно смотреть. Поэтому иногда почаще нужно смотреть в зеркало. Там не ради того, чтобы там только навести какой-то марафет, но еще и посмотреть внутрь своего сердца.

А. Леонтьева:

— Себе в глаза.

А. Ананьев:

— Даже не в зеркало. Прости, Кость перебью. Видеозапись. Помните, как Евгений Гришковец говорил про записи со свадьбы, сделанные на любительскую камеру? И ты потом смотришь вот эту вот видеозапись и думаешь: кто этот человек? Кто ему сказал, что вот так рукой делать — это красиво? А самое неприятное — это его голос...

К. Мацан:

— Сказали радиоведущие. Вообще святые красивы. Вот святость, она красива. Вот внутренне и внешне тоже красива. Аня, твоя история.

А. Леонтьева:

— Ну просто когда человек работает над собой, да, вот все равно мы как-то так или иначе, с помощью наших батюшек, спасибо вам, работаем над собой, над своей совестью, над очищением ее, то это все равно вот какая-то тренировочка такая, и она не может не отразиться на облике человека.

Протоиерей Константин:

— А можно наблюдение свое расскажу?

А. Леонтьева:

— Можно, конечно.

Протоиерей Константин:

— В юности, когда я поступал в семинарию, первый год я там работал абитуриентом. Это ну так, работа абитуриента — то есть разнорабочим, это абитуриентом, — мы там целый год жили, а потом уже поступали. В 95–96-й год у меня там было при семинарии, нес разные послушания. И одно из моих послушаний было это сидеть на вахте. А первое мое образование — я был военным, я окончил его, и вот я так все-таки, ну своя специфика была. И я когда сидел на вахте — а там семинаристы ходят, из регентской, регентши мы их называли, вот иконописная школа. И я сижу и не могу понять, что меня так как-то меня озадачивает. Когда особенно идут регентши, да, вот девушки — они все одинаково одеты, там платки особо завязаны, как-то все. Но я смотрю с точки зрения того, чтобы не прошел чужой человек. Но не могу понять, что такое. А потом я понял: все девушки не накрашенные, все девушки с открытыми лицами, да, такими вот, своими. И они вот просто красивы лицом, без всякого, как говорится, вот влево, вправо. А я привык до этого, живя в миру, постоянно вижу, наоборот, когда люди пытаются себя еще больше украсить. Я не к тому говорю, на самом деле понятно, что есть жизненные такие наши необходимости, когда человеку приходится следить за своим внешним видом и украшать лицо, даже на работе. Но здесь меня поразило. И я никогда, можно сказать, до этого, может, не замечал и не видел, не привык уже видеть лица женские, девушек не накрашенными, а тут они были все не накрашены.

К. Мацан:

— У меня похожие ощущения были, когда ну либо живьем, либо в каких-то фильмах документальных видишь лица монахинь. Особенно вот молодых.

А. Леонтьева:

— Монахини — я тоже о них подумала.

К. Мацан:

— Закрыто все лицо — то есть там ни волос, ничего не видно, вот лоб, глаза, подбородок, щеки. Но такая красота в глазах. Это такая духовная красота, которая струится из этого взгляда.

Протоиерей Константин:

— Да, вот это вот и беда, что бывает так, что беда в чем? Вот если мы говорим в сторону греха. Мне кажется, митрополит Иосиф Алма-Атинский рассказывал эту историю, когда один сын купца, еще до революции, влюбился в монахиню, в инокиню там, да, и все вот он, и она, бедная, попала в это искушение. А они помогали монастырю, там еще как-то. В конечном итоге она решила покинуть монастырь, инокиня. Она, мне кажется, еще и монахиней даже не была. И они договорились с ней встретиться на причале. Вот он на пароходе — а отец его владел пароходами, он на пароходе туда подойдет и выйдет, и они там вместе, она уже будет в светской одежде. И когда это все произошло, он вышел, а он говорит: а такая ты мне не нравишься.

А. Леонтьева:

— О боже...

Протоиерей Константин:

— То есть и все. И вот это вот она сняла с себя облик монашеский, то есть она уже мысленно, грубо говоря, пала в искушение, грех, который исказил ее внешний вид, и она уже ему не нравилась. То есть он влюбился в ту ангельскую чистоту, и он не мог от нее отвязаться, а тут все. И они так, он от нее так и отказался. И она обратно вернулась. И игуменья, ну понятно там, с покаянием, приняла ее.

К. Мацан:

— Аня, ну мы так твою историю, никак не доберемся до нее.

А. Леонтьева:

— Не страшно.

К. Мацан:

— В виду такой животрепещущей темы это нормально.

Протоиерей Константин:

— Да, это нормально. Потому что я тоже очень озадачилась вот самой темой, как грех и грешник там, как грех отдаляет нас от Бога. Потому что как обычно вот эта вот ситуация: про себя рассказывать неудобно, про других рассказывать — осуждаешь. И я хотела немножко ее повернуть, рассказать про... Знаете, мы все в нашем замечательном мегаполисе знаем персонажей, вот о которых батюшка начал рассказывать, бомжей. Как мои дети в детстве их называли: «фалетовых» — потому что они такие, ну синенькие, одутловатенькие. И мы видим этих людей как бы по ту сторону жизни, и мы ну как бы мысленно, наверное, все-таки себя отделяем себя от этих людей. И я вот, знаете, помню, что я в юности подумала, что я на самом деле не могу провести такой жирной черты между вот этими вот, уже практически асоциальными людьми и собой. Почему, потому что хорошо, я люблю — простите меня все батюшки, которые все были у меня на программе и говорили, что ноль промилле, это совершенно естественное состояние человека. Но я люблю выпить хорошего вина в хорошей компании, на праздники. И получается, что меня от этих людей отделяет только качество напитков и их количество. Ну вот.

К. Мацан:

— Сейчас все потупили взор, потому что узнали себя.

А. Леонтьева:

— И знаете, у меня были такие эпизоды, которые меня тронули, о которых я хочу рассказать. Мы ехали с сыном по Москве и решили зарулить куда-то, купить немножко фастфуда. И пока сын, значит, покупал еду, к моей машине пошел мужчина, я открыла окошко, он попросил у меня денег. На что я сказала ему: уважаемый, впрок ли пойдут вам мои деньги? И он рассказал мне свою историю, как он приехал в Москву, из деревни — ну как всегда, искать работу. Ну родня дала ему, как это водится, по классике, телефон его дальнего родственника, который, все были уверены, будет счастлив первое время приютить его у себя, потому что человек же не сразу найдет работу. Дальний родственник выслушал просьбу, положил трубку и, в общем-то, больше не звучал в телефоне. И дяденька — ну деревенские, они же такие, не гордые, думает: ну погода теплая, переночую в парке. Значит, нашел скамеечку, денежки были, купил там хлеб, сыр. Ну и начал, значит, их употреблять, как подошла компания очень доброжелательно настроенных молодых людей. И говорят: брат, давай вместе... Ну рассказал им тут же, что приехал в Москву, в котомочке у него документы там. Говорят: давай вместе выпьем. Ну почему же не выпить рюмочку с хорошими людьми, подумал наш герой. И после первой рюмочки он заснул каким-то мертвецким совершенно сном. Ну дальше все, вы понимаете, да, он проснулся без всего...

К. Мацан:

— Мы здесь сделаем паузу и подвесим интригу, как в хорошем детективе.

А. Леонтьева:

— Как у нас обычно.

К. Мацан:

— Я просто напомню, что мы сегодня рассказываем светлые истории на волнах Радио ВЕРА, как всегда в это время по понедельникам. Мы — это наш сегодняшний гость, протоиерей Константин Харитонов, настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области, и ведущие Радио ВЕРА — Анна Леонтьева, Александр Ананьев, я Константин Мацан. Мы скоро вернемся, буквально через несколько минут. Не переключайтесь, встретимся.

К. Мацан:

— «Светлые истории» продолжаем мы рассказывать в этом часе на волнах нашей радиостанции. У нас сегодня гость, протоиерей Константин Харитонов, настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области. Также в студии Анна Леонтьева, Александр Ананьев, я Константин Мацан. И мы вот буквально замерли в ожидании продолжения Аниной истории.

А. Ананьев:

— На самом интересном месте, где он проснулся без всего.

А. Леонтьева:

— Да, проснулся без всего. И, собственно, вот я застала его — это было довольно давно, у нас, мне кажется, сейчас лучше развиты службы помощи таким людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, но вот на тот момент, как я его встретила, подошел к дверке моей машины, он просто пытался наладить как-то свою жизнь и, в общем-то, бомжевал. Сын вернулся из кафе с кульком еды и надменно спросил меня: мам, ты всегда общаешься вот с бомжами на улице? Ну я сказала ему: сынок, ну хороший человек попал в плохие обстоятельства. Следующий эпизод. Значит, там, где я закупала еду для своей большой семьи, около магазина окормлялись два вот таких, муж и жена, такие они были «фалетовые», но они были веселые. И они издалека видели мою машину, потому что у меня были очень большие сумки, и они, значит, перегружали эти сумки мне в машину, за что получали какую-то денежку. И обязательно происходил такой, как англичане говорят, смол-ток, да, такой вот ну обмен такими вот фразами. Там: как тормоза работают? Ничего. Разгончивая ли машина, хорошо ли гидроусилитель руля работает? Ничего, говорю, работает. И, знаете, ну и мы такие расходились, вполне довольные друг другом. И это, знаете, вот как бы это сказать, это было поверх их и моего ну как бы неравенства, да. То есть это было просто мы поговорили и разошлись, вполне такие достойные. И дальше хочу еще рассказать, значит, — вот тема бомжей, почему-то у меня сегодня, как-то батюшка ее начал, я решила ее продолжить. Значит, у нас переезд был в нашем благословенном Переделкино, где мы раньше очень долго стояли на машине, пока открывался, закрывался шлагбаум, и нам нужно было попасть на ту сторону железной дороги. Мы могли простоять там 30, 40, 50 минут в такой вот инсталляции молчаливой и ожидая, значит, своей очереди. Около нашей станции окормлялся тоже такой дедушка, дяденька. Он жил на станции, на скамеечке, что-то он там выпивал, что-то он там кушал, и в рабочее время выходил, значит, к нам, к стоящим там водителям, и получал какое-то подаяние. И вот я, значит, сижу, такой хороший день, я одела красивую, выпросила у мужа дубленку, и такая чувствую себя королевой. И смотрю, идет ко мне вот этот человек — я даже с трудом могу определить ну его половую принадлежность, он такой потюрханый уже жизнью. И он идет ко мне, и я думаю: ну хорошо, я сейчас дам ему, и он выпьет — это нехорошо. Потом думаю: ну хорошо, он не выпьет и, например, у него будет похмелье, и он умрет на этой лавочке — это будет плохо. И вообще он, может быть, вот кто-то ему даст — он на это выпьет. А на то, что я ему дам, он купит себе хлеба и колбасы. И я, значит, выскребаю из своей сумочки какую-то денежку, там у меня очень мало. Он доходит до моего окна, и я говорю: здравствуй, брат, у меня сегодня очень мало денег, вот на тебе то, что есть. На что человек, явно обнаруживая свою мужскую принадлежность, смотрит на меня и говорит: «Зато какая красивая...» И я так, знаете, меня так поразило: вот он из своих, из своей, какой-то для меня темной, тяжелой, холодной, какой-то склизкой жизни, он делает мне комплимент и как бы видит мою красоту. И к чему я это все? Немножко перевернула тему с ног на голову, как всегда. Но я просто хочу сказать, что вот эта вот греховность человеческая, я не знаю, насколько Господь видит вот этого человека там более темным, чем я себя представляю, или чем я являюсь. Вот как-то так у батюшки тоже хотела спросить вот про это, прокомментировать.

Протоиерей Константин:

— Ну вы знаете, здесь вообще сложно сказать, наверное, на самом деле, как. Вот если сказать, если мы скажем: ну да, вот эти люди, они более чистые, более светлые бывают, ну и это будет правда, чем люди, которые обычной живут жизнь. Тогда все скажут: так, тогда все раздаем, идем в бомжи. Если мы скажем, что они все грешники, и вообще они все сами заслужили такого образа жизни, то мы заслуживаем иногда этого больше, чем они. Потому что у нас на Руси не зря говорят: от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Здесь, наверное, и бывает так, что человек, вот попавший в определенные обстоятельства жизни, он проходит через свое искушение, через свои какие-то падения и взлеты. И если он обретает в этом все-таки себя самого как образ Божий, и если он обретает еще самого Бога, то это не мешает ему спастись, даже какой бы он грешник не был. Даже если он впал в какие-то тяжкие грехи. И мы знаем эти истории, когда люди, и мне приходилось слышать такие исповеди, которые тяжелые, весьма тяжелые. Я думаю, любой священник об этом скажет. И ты понимаешь, что для Бога нет такого ну, так сказать, греха, который бы Он не очистил Своей кровью, Своим страданием. Он пришел-то как раз и спасти нас всех. И тот же разбойник благоразумный, который висел на кресте, понятно, что он был разбойник, реальный разбойник, реально убивал, грабил. И вот недавно тоже мне рассказывал один врач, да, когда он беседовал с таким же вот именно человеком, как он осознал многое и ко многому пришел. Поэтому слава Богу, что иногда эти люди, бывает, открывают нам, тоже открывают нашу иногда душу, что мы вроде закрыты чем-то, да, а забываем, что на самом деле главное — вот это нутро. Но я говорю, что вот все равно, сколько ни давай...

А. Леонтьева:

— Да, у вас противоположная история.

Протоиерей Константин:

— Да, вот там как в песок бывает, вот и все.

К. Мацан:

— Александр, хранивший до сих пор почтенное молчание...

А. Ананьев:

— А меня все время упрекают в комментариях: «Что вы перебиваете батюшку? Не встревайте в разговор, ведите себя прилично!»

К. Мацан:

— Саша, не сдерживайся.

А. Ананьев:

— Пообещай мне, пожалуйста, что я не съем твое время. Потому что мне еще и не простят, если я не дам тебе твою историю рассказать. А мне есть что рассказать, потому что Баба Яга против сегодня. Уж простите меня, дорогой отец Константин, не считаю я, что грех отрывает нас от Бога...

А. Леонтьева:

— Мне кажется, твой стиль.

А. Ананьев:

— Что грех отдаляет нас от Бога. Как мне кажется, вот по моему скудному опыту христианской жизни, грех, наоборот, приводит нас к Богу. Я сразу представляю себе вот темный коридор, с трубами под потолком, на стенах, у тебя завязаны глаза и еще и руки за спиной связаны. И тебе надо выйти из этого коридора. Иначе, как стукаясь головой о трубы, иногда очень больно, не выйдешь. И грех — это каждый раз, когда ты башкой о эти трубы ударяешься и так: ой, как больно! Но ты теперь знаешь, что здесь труба, и тебе надо вот прямо. А потом: ой, как... Вот не стукаясь, не выйдешь. Не так давно разговаривал с протоиереем Александром Гавриловым — и не собирался это рассказывать, но вот вспомнил и подумал, что это очень правильно. Страшная штука, нам написала наша зрительница с вопросом: папа пьет, пьет по-черному, пьет до того, что он там избивает и засыпает в собственных испражнениях в коридоре. Что делать, как ему помочь? Да, и отец Александр сказал жуткую штуку, говорит: единственное, как вы можете ему помочь, единственное, что может заставить его захотеть излечиться и начать путь к спасению — это больно удариться о дно, о самое дно. Перестаньте ему помогать. Перестаньте покупать ему продукты, перестаньте за ним мыть, стирать его облеванную одежду, перестаньте его спасать сами. Вы не спаситель. Вы пытаетесь быть спасателем, но каждый раз, когда вы ему помогаете, моете, готовите, гладите по голове утром и приносите ему рассольчик в стакане — вы его убиваете. На что она спросила: отче, а мне страшно, что он умрет. На что отец Александр сказал: в восьмидесяти процентах случаев умирают, двадцать процентов, ударившись о дно, поднимаются. Другого способа найти спасение, иначе как не ударившись о дно, не придумано. Именно поэтому Господу настолько греет душу покаявшийся грешник. Гораздо больше, чем там сто этих праведников.

Протоиерей Константин:

— Ну знаете, здесь, наверное, немножко я бы уточнил все-таки: дело не в грехе самом как таковом. А беда-то в чем? Беда в том, что не все осознают себя грешниками. А святые люди, они сознавали себя весьма грешными, хотя грехов не совершали. То есть у меня тоже есть такой случай, но он, слава Богу, закончился положительно. Там у одного нашего священника, который служил у меня на подворье, у него был сосед, и на него нападали бесы. Он пил, на него нападали бесы, он орал жутко. И я говорю: слушай, ну давай, как-нибудь приведи его в храм на исповедь, как-нибудь поговорим с ним. Он тогда еще не был священником. Он орал, там так его терзали, прямо как наяву. Когда он его все-таки привел в храм, когда он зашел в храм — я более такого благоговейного человека в храме еще не видел. Он целовал подсвечники, вот эти вот места, где свечечки ставят, он так крестился, он так трепетал. Он так благодарил, так был благодарен, он исповедовался. И я, вот прошло уже, наверное, может, лет двадцать — я всегда, когда поминаю усопших, я всегда вспоминаю раба Божиего Николая. Вот его звали Николай. То есть и он, я его забыть даже не могу, я поминаю вот все эти годы. Да, но он пил вообще с детства. Потому что это мать его, она как бы где-то работала, а на это время на алкоголь его так подсадила, чтобы он спал, не мешал. И вот он, конечно, вот в итоге он вырос, потом с женой пил. Все вот, всю жизнь пил. Всю жизнь. Допился, как говорится, до того, что увидел беса. И, конечно, в итоге вот такая история. Ну мне кажется, дело просто не в самом грехе как таковом. А все-таки, наверное...

К. Мацан:

— То есть специально грешить не надо, чтобы Бога найти.

Протоиерей Константин:

— Да.

А. Леонтьева:

— До дна не надо. Не всем надо.

Протоиерей Константин:

— Я думаю, вот вы правильно сказали, когда ты вот увидишь себя, что ты грешный. Вот вы рассказывали все истории, я так понимаю, что мы забываем, что мы такие же.

А. Леонтьева:

— Ну просто вино получше пьем.

Протоиерей Константин:

— Да. Мы просто, может, получше и поменьше, а факт остается фактом.

К. Мацан:

— Мы сегодня рассказываем «Светлые истории». Мы — это протоиерей Константин Харитонов, наш гость и настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области. Мои дорогие коллеги — Анна Леонтьева, Александр Ананьев и я, Константин Мацан. Саш, мы как-то так увильнули от твоего повествования, потому что ты животрепещущую тему затронул.

А. Леонтьева:

— Да, очень.

К. Мацан:

— Очень тоже сложно не поговорить об этом.

А. Ананьев:

— Ну да, меня просто не отпускает ощущение, что понимание того, как ты любишь маму и папу, оно тем острее, чем ты крепче заблудился в магазине «Метро». Вот ты заблудился пятилетним ребенком, потерял их — тебе становится страшно, ты понимаешь, как ты их любишь и как тебе надо их найти. Вот с Богом так же, как мне кажется. Вот ты как-то вот понял, что ты накосячил, понял, что ты потерялся, и тебе так хочется к Богу. И получается, что грех тебя к Нему как бы притягивает.

Протоиерей Константин:

— Я иногда прихожанам говорю. Вот иногда: ну я же грешный, батюшка. Я говорю: слава Богу. Грешный — и слава Богу.

А. Ананьев:

— В общем, моя короткая история. Кость, я тебе обещаю не отнимать у тебя, рассказать свою.

К. Мацан:

— Нам на все хватит времени.

А. Ананьев:

— Да. Вот в качестве эпиграфа картинка, которую я сфотографировал не так давно. Значит, здесь нарисован безумный Чебурашка и крокодил Гена, перевернутый вверх ногами. Это эпиграф. А теперь, собственно, сама история. У нас с женой сейчас порядка двенадцати проектов, которые мы ведем одновременно. Это безумие, это какой-то режим цейтнота, это реально работа там до пяти, до полшестого утра, потому что тебе надо срочно сдать то, что ты не сдал раньше. А ты не сдал раньше, потому что тебе надо было сдать два других проекта. И это наш выбор. Нам очень хотелось так жить, и мы сейчас так живем. Ну мы понимаем, что это то, к чему мы стремимся, и мы хотим, чтобы это было больше, качественнее, и чтобы контент качественнее, и хочется чему-то еще научиться. И вот ты работаешь, работаешь, работаешь. И ты в таком упоении находишься от этого режима и от этих результатов, и от этих задач, которые перед тобой становятся, что ты в какой-то момент упускаешь из виду, что вот хорошее дело превращается в грех. Такая форма уныния, что ты в этой круговерти на самом деле теряешь главное — ты теряешь Бога. И не так давно я оказался, вот в режиме этой круговерти, в храме у дорогого отца Павла Великанова — храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне. И тоже там: свет выставим, давай быстро запишем. Значит у нас сроки, вот, да, там такси, все, выставили свет. Все, отец Павел, вам сюда, значит, быстро записываемся, все, мотор, звук, отсняли, все. И пока оператор собирает, я говорю: слушай, ты собирай, я не нужен тебе, я пойду, в храм зайду. Мы вот в здании при храме. И я иду к храму, и меня вдруг накрывает понимание того, что я больше двух недель не исповедовался и не причащался. Более того, у меня даже как-то вот эти воскресные дни пролетали мимо, и я даже не испытывал каких-то вопросов к себе: а почему? Ну я работал до шести. И воскресенье в моем отношении, оно ничем не отличается от четверга. И я захожу в абсолютно пустой храм — дело к вечеру, там за свечным ящиком кто-то. И я подхожу к иконам, помолился, приложился к иконам, постоял. Потом взял сумку, которую оставил у входа, выхожу — я очень хорошо помню этот момент: я выхожу, перекрестился возле храма, разворачиваюсь и думаю: что же мы за люди такие, Господи? И взгляд падает на асфальт. И на асфальте, прямо перед храмом, картинка: безумный Чебурашка и крокодил Гена, перевернутый вверх ногами. Такой безумный, и курит. А вы знаете Аллу Сергеевну, и отец Константин знает. Она себя очень часто называет: Чебурашка непутевый. Ну и история «я — крокодила пред Тобою» — это тоже, в общем, наше. И понимаю, что так убедительно Господь еще мне в лицо не улыбался. Он говорит: ты спрашиваешь, кто вы такие? Да вот вы какие — сумасшедшие Чебурашка и крокодил, у которого все вверх ногами. И буквально через несколько дней мы в воскресенье попадаем к отцу Павлу Островскому. У нас съемки были в двенадцать, мы говорим: погодите, это воскресенье? А литургия во сколько, в восемь? И все, и мы попадаем на праздник, на праздничную литургию к отцу Павлу Островскому туда, в Нахабино. И прекрасный храм, и после литургии, после записи, отец Павел еще нас берет за руку, говорит: я сейчас вам покажу то, что никому не показывал. И он показывает мощи святых... А он попросил об этом не рассказывать. Ну, в общем, он показывает нам то, чего не показывал никому. И это тоже было, знаете, как Господь по голове погладил. Костя.

К. Мацан:

— Я очень хорошо понимаю то, о чем ты говоришь, потому что вообще осуеченность делами, она очень неприятна, когда ее сознаешь. И вдвойне неприятно сознавать, что ты осуетился, работая, в общем-то, над православными проектами — то есть ты вроде как про веру, про Церковь, про главное. Но даже тут ты сумел это превратить в формальность, а это еще хуже. Потому что о самом главном говорить формально — это профанировать это самое главное. Но вы знаете, моя история, она как-то очень хорошо ложится в тему сегодняшнюю, мне так радостно, что все совпало. Она со мной не так давно произошла. Мне трудновато будет ее рассказывать, потому что, как Аня совершенно справедливо заметила, тема такая, что, ну рассказывая о чьем-то нравственном промахе, ты так или иначе ну не можешь как бы не встать в позицию осуждающего. Но надеюсь, что вы меня простите и, дослушав историю до конца, вы поймете, что там есть метанойя в конце. Я нарушил правила дорожного движения. Честно, да, вот надо признать. Слава Богу, это не было там лихачество на трассе по каким-то причинам. Просто я не заметил, ехал по спальному району, 20 километров в час, небольшая аллейка. Я думал, что оба ряда поворачивают на разворот, а там только один ряд, а другой ряд это уже встречка была. Я так из правого ряда не заметил — вот это мое нарушение, на знаки не посмотрел, как бы выехал на встречку. Ну тут же понял свою ошибку, перестроился. И дальше тут же, конечно, меня останавливают, в этом же месте стоят сотрудники госавтоинспекции. И берут у меня документы, приглашают в машину, и такой дальше стандартный разговор: ну что же, Константин Михайлович, что же вы нарушаете? И каждый раз я несколько тушуюсь над этим вопросом — как будто я специально это сделал. И начинают как бы составлять там протокол. Ну понимаете, я вот не специально, не заметил, как только понял, что... Говорит: ну в законе, к сожалению, нет «неспециально», вам придется приехать на суд — это выезд на встречную полосу, это рассматривает мировой судья: либо штраф пять тысяч рублей, либо лишение прав на сколько там, на четыре с половиной месяца, по-моему. Я говорю: ну ладно, что, ну, давайте, хорошо. И достает листок сотрудник и начинает рисовать схему, и дальше звучит вопрос, которого я давно уже не слышал: что делать-то будем? Ну тут, я прошу прощения, вот тут начинается нравственный промах человека, который мне говорит. Я тоже виноват... Не тоже, я виноват, с меня это началось. Ну и человек мне говорит: ну вот, что делать-то будем? Я говорю: я готов штраф заплатить по закону, как надо. Какой штраф? Нам же нужно с вами, чтобы мы с вами не встречались вот сейчас. И протокол, значит, рисует схему. Нам же нужно, чтобы этого всего не было. Я говорю: ну вот закон, ну вот я приеду там на суд, ладно. Понимаете, суд редко назначает штраф за такое правонарушение. Как правило, это если только человек там инвалид или ему нужно по каким-то обстоятельствам водить машину. Как правило, это лишение. Вам что, права не нужны? Я говорю: ну нет, нужны, ну что делать. И я сижу и молюсь внутренне. Я понимаю, что ну для меня не вариант давать взятку. Мы так много говорим о искоренении коррупции в стране, и с себя нужно начинать в таких вещах. Поэтому вот этого пути для меня нет. И я сижу, а еще он спрашивает, знаете, как обычно они, когда заполняют, начинается такой смол-ток тоже. Ну где вы работаете, Константин Михайлович? Я говорю: на Радио ВЕРА. Да? И так нарушаете. Неожиданно. Да, вот. Сейчас я, может быть, несколько...

Протоиерей Константин:

— А еще ведете «Светлые истории»!

А. Ананьев:

— А потом и этими же руками в эфире?

К. Мацан:

— Я сейчас зря, наверное, так вот утрированно манеру, манера была не такая. Там был очень уважительный разговор, человек со мной говорил очень корректно. Это я сейчас, может быть, излишне актерствую, но вот эмоции у меня тогда такие были, что мне казалось, будто он меня на прочность проверяет. И я говорю: ну Господи, ну вот что мне сейчас? Я взятку давать не буду. Я виноват, я готов все это понести, наказание. Конечно, прав сейчас лишаться очень некстати. Но Ты мне скажи, что говорить, что делать — молчать, не молчать, ну пошли мне слова. И он говорит: да, на Радио ВЕРА? Слушайте, ну как-то неожиданно. Ну что делать-то с вами будем? Я говорю: вы знаете... И тут мне вспоминается история из книги «Несвятые святые», и я ее пересказываю. Говорю, знаете, был такой случай. Едет священник или епископ на машине, и его останавливает сотрудник дорожной полиции, говорит: ну вы нарушаете. И священник говорит: ну что ж, ну нарушил — давайте, штрафуйте. Наше дело —миловать, ваше — наказывать. И сотрудник дорожной полиции ему очень строго отвечает: милуете не вы, а Господь, наказываем не мы, а закон. И я это рассказываю своему собеседнику. И с ним что-то происходит. Он вдруг меняется в лице, он приосанивается и смотрит на меня вдруг очень внимательно, как будто я сказал что-то важное и существенное. И он перестает заполнять протокол, дает мне мои права и документы, говорит: езжайте, и больше не нарушайте закон. И он меня отпускает. И вот это, в принципе, конец истории. Я вроде бы рассказывал только что про то, как сам будучи виноват, само собой, встретил человека, который вот тоже на моих глазах пытался меня как-то вот, ну что называется, проявить ко мне нравственный промах. И я не знаю, что подействовало. Мне кажется, что, конечно, это вот, то есть для меня эта история про встречу человека как бы с церковным Преданием, с Церковью. Вот и даже эта история из «Несвятых святых» — это ж не мой голос, это же не я. Конечно, я думаю, что есть здесь момент такой, что на Радио ВЕРА работаете? Ну-ка посмотрим, как вы тут сейчас будете, как уж на сковородке, значит, свои принципы предавать ради своих прав или вы будете стойко стоять в своем, значит, мировоззрении. Ну я думаю, что это не главное, хотя, может быть, он меня и проверял. Но человек в этой истории, про этого полицейского, который сказал: наказываем не мы, а закон. Вдруг, видимо, себя проассоциировал себя с этим человеком из этой истории. Вдруг, видимо, он услышал — как бы от меня, но не от меня, а от Церкви, от этой истории, от этого Предания, — что к нему, к его профессии относятся не как вот к ментам, а к служителям закона.

А. Леонтьева:

— Он почувствовал достоинство свое.

К. Мацан:

— Да, он себя соотнес с этим героем истории и увидел в нем человека, который служит высшему, чем он сам. И, значит, он такой же сам — он служитель высшего. И вот для меня, собственно говоря, история — мы сегодня говорим про грех: вот человек, который — я сейчас скажу прямо, надеюсь, вы поймете мою мысль, человек, который только что вот склонялся ко греху, через полминуты проявляет милосердие. Ведь он мог меня не отпускать, он мог просто по закону все выписать, да, и там лишился бы я прав. У него была эта власть. Но вот человек, который только что вел себя, может быть, не очень подобающе, что-то во встрече с церковным Преданием его меняет моментально настолько, что он между справедливостью и милостью — абсолютно по-христиански — выбирает милость. Это вот про то, как грех и преодоление греха в жизни, иногда вот так вот отделяет друг от друга их буквально тридцать секунд. Спасибо огромное, дорогие друзья, за нашу сегодняшнюю программу, за наши сегодняшние «Светлые истории».

Протоиерей Константин:

— Спасибо вам.

К. Мацан:

— Протоиерей Константин Харитонов, настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области, сегодня рассказывал с нами вместе «Светлые истории». И мои дорогие коллеги — Анна Леонтьева, Александр Ананьев и я, Константин Мацан. Мы обязательно продолжим делиться самым радостным, светлым и сокровенным через неделю на Радио ВЕРА. До свидания.

Протоиерей Константин:

— До свидания.

А. Леонтьева:

— Всего доброго.

А. Ананьев:

— До свидания.


Все выпуски программы Светлые истории


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем