
Праздные разговоры ведут люди, отпавшие от Тебя, Мудрость моя. Безверие о делах рассуждает, о вере бездельники.
И всякий высмеивает то, чего не имеет, а то, что имеет до небес превозносит.
Пока Ты, Господи, наполняешь мой дом дыханием Своим животворящим, забываю спросить Тебя: что важнее — дела или вера? Если же оскорбляю Тебя и отпадаю от Тебя, присоединяюсь к разговорам праздным и жарко то одну, то другую сторону поддерживаю.
Ибо без Тебя я — флюгер на печной трубе, каждому ветру вторящий. Когда поднимется ветер веры в душе моей, вторю тем, кто оставил дела и стоит за веру; когда колыхнётся во мне ветер делания — тем, кто веру оставил и стоит за дела. Но в присутствии Твоём всесмиряющем не бывает ветров, колебаний и разделения вещей. Не чувствую тогда веры и дел не вижу, Тебя лишь одного вижу и чувствую. Поистине, Ты — не вера моя, Ты — видение моё. И Ты — не моё делание, но я — Твоё делание. И вновь говорю: не Ты моя вера, а я вера Твоя и Твоё доверие.
И говорю празднословящим: имеющий веру правую в Бога Живого, тот возлюбил молчание. И делающий правое дело Божие, тот охотнее молчит. Создавший веру себе из своего вымысла, тот спорит о вере. И делающий от себя восхваляет дела свои.
У человека веры на душе тишина глубокая, глубже дна морского. Ибо Мудрость Божия рождается и обитает в тишине глубокой.
У делателя дела Божия — глубокое молчание на языке, глубже молчания металла в недрах горы. Ибо делатель дела Божия прислушивается к приказам и исполняет их, и снова прислушивается, и некогда говорить ему.
Говорю в дела верующим: разве молитва моя — не делание и переделывание себя самого? Не во мне ли весь мир от сотворения и до конца времён, вся нищета и нечистота его? Воистину, несмь без дела, когда обливаюсь потом и слезами в молитве, несу я тяжкий крест милостыни нищим души моей и врачевания больных её и изгнания духов нечистых.
Говорю в веру верующим: разве не пробуждаю я веру в соседях своих добрыми делами, которые творю?
Разве дело моё в мире — не дело песни моей — псалом спасённого среди неспасённых?
Кто остановит песнь мою в гортани души преисполненной? Кто остановит биение воды в источнике? Бранятся ли русалки из источника с русалками речными — чья вода полезнее? Воистину, не будь источника и реки бы не было.
Господи мой, не удаляйся от меня, да не умрёт душа моя от препирательства праздного. Молчание в присутствии Твоём взращивает душу мою; празднословие в разлуке с Тобой раздирает и истощает её в лён истрёпанный.
Прислушался я в последний раз к перебранкам человеческим, и махнул рукой, и удалился. Се не спор истинно верующих с истинными делателями дела Твоего. Нет — перебранка рабов маловерных и зловольных. То маловерные препираются с пустословами светскими. То иссякший источник бранится с ручьём пересохшим.
Пока были полны, оба пели одну песнь радости, и в радости окликали друг друга.
Сие же перебранка праздноверующего с праздноделающим. Какой союз у меня с ними? Что привязывает меня к ним, кроме жалости, что отпали они от Твоего сияния?
Преисполни храм души моей, Животворящий Душе, да ослепну к видению гневных лиц бранящихся и оглохну к речам их безумным.
Отошли они от Тебя, Радость моя, потому и ведут разговоры безумные.
Поклоняюсь и молюсь Тебе, привяжи душу мою к Себе тысячами лучей солнечных, да не отойдёт от Тебя и не сорвётся в пропасть холодную.
27 апреля. О значении слов Спасителя к апостолам из Евангелия от Иоанна

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого».
О значении этих слов Спасителя — игумен Назарий (Рыпин).
Апостолы еще не были просвещены Духом Святым, в том смысле, как это мы знаем после Дня Святой Пятидесятницы. И это скорее предзнаменование того самого дня, когда они действительно примут Духа Святого. И Господь их готовит еще только к этому. И далее Он говорит, что «Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся». То есть Он их готовит к выходу на проповедь, к тому делу, к которому они призваны. И здесь как раз именно идет беседа, которая предваряет еще само то событие новозаветное, которое явится Днем рождения нашей Церкви.
27 апреля. О подвиге святого Ардалиона

Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Ардалиона, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О подвиге святого — игумен Лука (Степанов).
Ардалион прежде своего мученичества был известен как очень талантливый мимический актер. То есть его пантомимы собирали множество зрителей и восхищали и самого императора. А император тогда был Максимиан Галерий, один из лютых гонителей христиан. И представления, которые давались тогда, были направлены очень часто на высмеивание христиан и поругание имени Христова. В одном из таких представлений и принимал участие этот актер, в цирке представляя христианина, которого предавали мучениям за его веру и надлежало ему по ходу роли отрекаться от Христа и таким образом вернуть себе радость жизни. Но изобразив мучения, понарошку актер объявил, что он христианин и отрекаться от веры не будет. Сначала пытались зрители и присутствующие правители превратить это в шутку или представить это продолжением спектакля, но Ардалион настаивал, что точно так, как он говорит, дело и обстоит. И его тогда уже повелели бросить на раскаленную сковороду, на которой и предал он свою святую душу Господу. Таким образом, самими страданиями и кровью пролитой за Христа, приняв крещение и сподобившись мученического венца.
27 апреля. О духовном смысле Антипасхи

Сегодня 27 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, именуемая Антипасхой.
О духовном смысле праздника — священник Алексей Дудин.
Сегодня Антипасха, особый день. День, когда Господь принимает к себе всех опоздавших. Как часто в нашей жизни бывает, мы стремимся успеть на что-то важное, но часто опаздываем, не успеваем по той или иной причине. А событие может быть настолько важное, что пропустить его для нас означало бы полностью потерять весь смысл нашей жизни. Так и Антипасха. Мы знаем, что апостол Фома не был в тот момент, когда явился воскресший Христос. И знаем причину, по которой это произошло, ведь он отказался верить в слова жен-мироносиц, видевших воскресшего Господа. Понятно, почему это произошло. Апостол боялся еще раз потерять Христа, еще раз пережить эту ужасную трагедию. Именно поэтому Христос как бы ждет его и дает возможность ему в этот день, который иногда еще называется Октавой Пасхи, совершить эту долгожданную встречу и обрести своего Спасителя.