Часть 1
Выбор даты этого праздника не случаен. Он был установлен в начале четвертого века на Поместном Лаодикийском соборе. Совершается праздник в девятый месяц от марта, с которого в древности начинался год - в соответствии с числом девяти Ангельских чинов. Это Серафимы, что значит «огненные», они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других. Херувимы - «просвещение», через них посылается премудрость. Далее следуют Престолы, они служат правосудию. Четвёртый ангельский чин - Господства, они наставляют земных властителей, учат владеть чувствами и побеждать искушения. Пятый - Силы, они ниспосылают дар чудотворения святым, а также укрепляют терпение и даруют мужество. Шестой - Власти, помогают в борьбе со злыми помыслами. Седьмой - Начала, охраняют страны, народы, племена. Архангелы - открывают тайны веры и пророчества, укрепляют в людях веру. Ангелы - в переводе с греческого - «вестники», раскрывают людям волю Господа, наставляют верующих, охраняют, удерживают от падений и пытаются помочь падшим. Ангелами также называют и все Небесные Силы. По церковному преданию считается, что Небесное воинство возглавляет Архангел Михаил.
Часть 2
Архангела Михаила называют Архистратигом, что переводится с греческого языка как «главнокомандующий». Имя Михаил означает «Кто как Бог». По преданию, именно Архангел Михаил низвергнул восставшего против Бога ангела - Денницу, ставшего диаволом и других падших ангелов. А к остальным Ангельским Силам Михаил обратился: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!". Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Так, например, во время выхода израильтян из Египта Михаил предводительствовал им в виде облачного столпа днём и огненного - ночью. На Руси также любили и почитали архангела Михаила, считая его защитником христианской веры. Именно его небесная помощь помешала монголо-татарам взять Новгород. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и городских храмов. На иконах Архангела Михаила изображают в виде воина, попирающего ногами диавола. В левой руке он держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью или, иногда, пламенный меч.
Часть 3
Священное писание учит, что кроме физического, существует духовный мир, населённый разумными добрыми силами - ангелами. Слово "ангел" на греческом языке значит - "вестник". Их именую так, потому что нередко Бог через них сообщает людям Свою волю. Приставка «архи» указывает на старшинство некоторых ангелов. На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения. Михаил, когда-то свергнувший с небес падшего ангела, попирает ногами дьявола, в левой руке держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью. Гавриил изображён с райской ветвью, принесённой им в знак благой вести Приснодеве Марии, или со светящимся фонарём в правой руке и зеркалом в левой. Архангел Рафаил, спутник юноши Товия в его странствии, изображается с сосудом целительных снадобий в левой руке, а правой он ведёт Товия. Архангела Уриила Господь поставил охранять ворота в Рай после грехопадения Адама и Евы. Поэтому он изображается с обнаженным мечом и огненным пламенем.
Часть 4
Бесплотные Небесные Силы - это ангелы - что по гречески означает «вестники». Среди наиболее известных - Архангел Михаил - глава святого небесного воинства. А также целитель человеческих недугов - Рафаил, просветитель - Уриил, побуждающий к молитве - Селафиил, укрепляющий трудящихся во славу Божию - Иегудиил, приносящий благословение Божие на добрые дела - Варахиил, помогающий в покаянии и росте в вере - Иеремиил. Особо почитается также Архангел Гавриил. Его имя в переводе означает «Сила Божия». Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный вестник. Господь посылает его, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого. Так, архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира. Он явился в храме старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Иоанна Предтечи. Через шесть месяцев он явился в Назарете Приснодеве Марии с вестью об избрании Её быть Матерью Спасителя - Иисуса Христа. На иконах Архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью или белой лилией в руке, которую по преданию он принёс Деве Марии в день Благовещения.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер