Часть 1
Выбор даты этого праздника не случаен. Он был установлен в начале четвертого века на Поместном Лаодикийском соборе. Совершается праздник в девятый месяц от марта, с которого в древности начинался год - в соответствии с числом девяти Ангельских чинов. Это Серафимы, что значит «огненные», они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других. Херувимы - «просвещение», через них посылается премудрость. Далее следуют Престолы, они служат правосудию. Четвёртый ангельский чин - Господства, они наставляют земных властителей, учат владеть чувствами и побеждать искушения. Пятый - Силы, они ниспосылают дар чудотворения святым, а также укрепляют терпение и даруют мужество. Шестой - Власти, помогают в борьбе со злыми помыслами. Седьмой - Начала, охраняют страны, народы, племена. Архангелы - открывают тайны веры и пророчества, укрепляют в людях веру. Ангелы - в переводе с греческого - «вестники», раскрывают людям волю Господа, наставляют верующих, охраняют, удерживают от падений и пытаются помочь падшим. Ангелами также называют и все Небесные Силы. По церковному преданию считается, что Небесное воинство возглавляет Архангел Михаил.
Часть 2
Архангела Михаила называют Архистратигом, что переводится с греческого языка как «главнокомандующий». Имя Михаил означает «Кто как Бог». По преданию, именно Архангел Михаил низвергнул восставшего против Бога ангела - Денницу, ставшего диаволом и других падших ангелов. А к остальным Ангельским Силам Михаил обратился: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!". Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Так, например, во время выхода израильтян из Египта Михаил предводительствовал им в виде облачного столпа днём и огненного - ночью. На Руси также любили и почитали архангела Михаила, считая его защитником христианской веры. Именно его небесная помощь помешала монголо-татарам взять Новгород. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и городских храмов. На иконах Архангела Михаила изображают в виде воина, попирающего ногами диавола. В левой руке он держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью или, иногда, пламенный меч.
Часть 3
Священное писание учит, что кроме физического, существует духовный мир, населённый разумными добрыми силами - ангелами. Слово "ангел" на греческом языке значит - "вестник". Их именую так, потому что нередко Бог через них сообщает людям Свою волю. Приставка «архи» указывает на старшинство некоторых ангелов. На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения. Михаил, когда-то свергнувший с небес падшего ангела, попирает ногами дьявола, в левой руке держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью. Гавриил изображён с райской ветвью, принесённой им в знак благой вести Приснодеве Марии, или со светящимся фонарём в правой руке и зеркалом в левой. Архангел Рафаил, спутник юноши Товия в его странствии, изображается с сосудом целительных снадобий в левой руке, а правой он ведёт Товия. Архангела Уриила Господь поставил охранять ворота в Рай после грехопадения Адама и Евы. Поэтому он изображается с обнаженным мечом и огненным пламенем.
Часть 4
Бесплотные Небесные Силы - это ангелы - что по гречески означает «вестники». Среди наиболее известных - Архангел Михаил - глава святого небесного воинства. А также целитель человеческих недугов - Рафаил, просветитель - Уриил, побуждающий к молитве - Селафиил, укрепляющий трудящихся во славу Божию - Иегудиил, приносящий благословение Божие на добрые дела - Варахиил, помогающий в покаянии и росте в вере - Иеремиил. Особо почитается также Архангел Гавриил. Его имя в переводе означает «Сила Божия». Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный вестник. Господь посылает его, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого. Так, архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира. Он явился в храме старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Иоанна Предтечи. Через шесть месяцев он явился в Назарете Приснодеве Марии с вестью об избрании Её быть Матерью Спасителя - Иисуса Христа. На иконах Архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью или белой лилией в руке, которую по преданию он принёс Деве Марии в день Благовещения.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.