
В Москве до октябрьской революции 1917-го года действовало больше полутора тысяч храмов, монастырей и часовен. В годы богоборчества многие из них были разрушены. Однако всё вновь возвращается на круги своя — согласно статистике, только на начало 2023-го года в столице насчитывалось 1227 храмов и 15 монастырей. В Первопрестольной находится немало особо почитаемых икон и мощей православных святых, поклониться которым приезжают люди со всей России. О многих из них можно узнать из сборника «Православные святыни и чудотворные иконы Москвы».
Составители называют свою книгу путеводителем, однако о московских святынях она рассказывает подробно и увлекательно. К примеру, читатели в деталях познакомятся с житием святого благоверного князя Даниила Московского, узнают много интересных исторических фактов, связанных с его именем. Вот один из них, весьма любопытный: по сути, при князе Данииле, то есть, ещё в начале XIV века, Москва начала становиться мегаполисом. Правитель приветствовал желание людей переселиться в его город. Каждому переселенцу князь отводил земельный участок, многих брал к себе на службу. Так увеличивалась сила Москвы. Самый первый монастырь появился в Москве тоже благодаря князю Даниилу Александровичу. Он построил его во имя своего небесного покровителя, преподобного Даниила Столпника. В этой обители князь, прославленный Церковью в лике святых, и упокоился. Поклониться его мощам приходят и жители, и многочисленные гости стольного града. Кстати, из книги «Православные святыни и чудотворные иконы Москвы» мы узнаем, что в столице действуют шесть храмов, освящённых во имя святого праведного князя Даниила Московского.
Расскажет сборник «Православные святыни и чудотворные иконы Москвы» и о том, что на бывшей территории Старого Симонова монастыря, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, покоятся монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В 1380-м году они вместе с войском князя Дмитрия Донского героически сражались против ордынцев на Куликовом поле. После битвы князь перевёз тело Пересвета, погибшего в поединке с Челубеем, в Москву, и похоронил в Симоновом монастыре. Ослябя остался в живых и служил князю, а после кончины нашёл упокоение рядом с Пересветом. В советское время гробница святых воинов серьёзно пострадала — в церкви разместили трансформаторную подстанцию завода «Динамо». Однако в конце 80-х годов ХХ века силами энтузиастов Богородице-Рождественский храм был отреставрирован, надгробия Пересвета и Осляби восстановлены.
Кремлёвские соборы; Спасо-Андроников монастырь, где жил и нашёл упокоение иконописец и монах, преподобный Андрей Рублёв; Елоховский Богоявленский собор с чудотворной Казанской иконой Божьей Матери, принадлежавшей когда-то князю Дмитрию Пожарскому; икона Божьей Матери «Державная» из Казанского храма в Коломенском, которая была чудесно обретена в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго. На страницах сборника-путеводителя мы найдём рассказы об этих и десятках других православных святынь Москвы.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»
- «Рождественская книга ангелов»
- Протоиерей Павел Карташёв. «Что нам в жизни светит…»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.