
В Москве до октябрьской революции 1917-го года действовало больше полутора тысяч храмов, монастырей и часовен. В годы богоборчества многие из них были разрушены. Однако всё вновь возвращается на круги своя — согласно статистике, только на начало 2023-го года в столице насчитывалось 1227 храмов и 15 монастырей. В Первопрестольной находится немало особо почитаемых икон и мощей православных святых, поклониться которым приезжают люди со всей России. О многих из них можно узнать из сборника «Православные святыни и чудотворные иконы Москвы».
Составители называют свою книгу путеводителем, однако о московских святынях она рассказывает подробно и увлекательно. К примеру, читатели в деталях познакомятся с житием святого благоверного князя Даниила Московского, узнают много интересных исторических фактов, связанных с его именем. Вот один из них, весьма любопытный: по сути, при князе Данииле, то есть, ещё в начале XIV века, Москва начала становиться мегаполисом. Правитель приветствовал желание людей переселиться в его город. Каждому переселенцу князь отводил земельный участок, многих брал к себе на службу. Так увеличивалась сила Москвы. Самый первый монастырь появился в Москве тоже благодаря князю Даниилу Александровичу. Он построил его во имя своего небесного покровителя, преподобного Даниила Столпника. В этой обители князь, прославленный Церковью в лике святых, и упокоился. Поклониться его мощам приходят и жители, и многочисленные гости стольного града. Кстати, из книги «Православные святыни и чудотворные иконы Москвы» мы узнаем, что в столице действуют шесть храмов, освящённых во имя святого праведного князя Даниила Московского.
Расскажет сборник «Православные святыни и чудотворные иконы Москвы» и о том, что на бывшей территории Старого Симонова монастыря, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, покоятся монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В 1380-м году они вместе с войском князя Дмитрия Донского героически сражались против ордынцев на Куликовом поле. После битвы князь перевёз тело Пересвета, погибшего в поединке с Челубеем, в Москву, и похоронил в Симоновом монастыре. Ослябя остался в живых и служил князю, а после кончины нашёл упокоение рядом с Пересветом. В советское время гробница святых воинов серьёзно пострадала — в церкви разместили трансформаторную подстанцию завода «Динамо». Однако в конце 80-х годов ХХ века силами энтузиастов Богородице-Рождественский храм был отреставрирован, надгробия Пересвета и Осляби восстановлены.
Кремлёвские соборы; Спасо-Андроников монастырь, где жил и нашёл упокоение иконописец и монах, преподобный Андрей Рублёв; Елоховский Богоявленский собор с чудотворной Казанской иконой Божьей Матери, принадлежавшей когда-то князю Дмитрию Пожарскому; икона Божьей Матери «Державная» из Казанского храма в Коломенском, которая была чудесно обретена в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго. На страницах сборника-путеводителя мы найдём рассказы об этих и десятках других православных святынь Москвы.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»
- «Рождественская книга ангелов»
- Протоиерей Павел Карташёв. «Что нам в жизни светит…»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер