
Фото: Ayaan Qureshi/Unsplash
Православная Церковь активно развивается по всему миру. И сегодня православные приходы есть даже в тех странах, где, казалось бы, их быть не должно. Например, в Пакистане. Известно, что Пакистан — страна главенствующего ислама. Проповедь иных религий в таких условиях крайне затруднительна, тем не менее Православие смогло здесь закрепиться.
История пакистанского Православия пока совсем коротка. Ее начало восходит к 2011 году. Именно тогда в Пакистане была зарегистрирована Православная община Московского Патриархата во имя святого архангела Михаила. Ее основателем стал Иосиф Фарук — пакистанец, который принял православие, а потом стал священником. Отец Иосиф обратил в православие многих своих соотечественников.
В 2017 году численность общины составляла уже 360 человек. Половина из них бывшие католики или протестанты, половина — люди, пришедшие из ислама. Община архангела Михаила очень бедна. У нее нет не то, что храма, даже своего помещения. Богослужение совершается в палатке. Это, впрочем, никого не смущает. Православные пакистанцы радуются и такому скромному формату своего существования. Для них сама возможность совершать богослужение — это уже подарок от Бога.
Несмотря на бедность, община занимается благотворительностью. В первую очередь — это помощь детям в получении образования. В Пакистане школу обычно посещают мальчики. Девочки же сидят дома. Родители экономят на их учебе, считая ее не важной для будущего. Отец Иосиф вместе с общиной организовали бесплатную школу для девочек, где они могут получить начальное образование. Уроки иногда проходят в палатке, иногда в арендованном помещении.
Еще одна форма благотворительности — оплата лечения. Если кто-то из членов общины заболевает и не имеет денег на лекарства, собратья по вере помогают ему.
Богослужение в общине проходит по воскресным и праздничным дням. После Литургии обязательно проводится чаепитие, а также занятия для тех, кто готовится принять Крещение. Еще одной из особенностей пакистанского православия является то, что по восточной традиции все прихожане на богослужении стоят босиком. Это делается в знак уважения перед святостью места и церковной службы.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











