Слышите? Клац-клац-клац-клац...
Это собеседники в интернете пишут друг другу хлёсткие комментарии. Иногда под тем или иным постом в соцсетях разворачиваются целые полотна ответов, похожие то на баталии, то на психологический тренинг.
У интернет-общения множество приманок и крючков, и один из главных — лёгкость коммуникации и относительная безопасность. То, что в реальной жизни многие из нас вряд ли бы сказали оппоненту, в соцсетях высказываем порой без стеснений.
Сеть обезличивает человека. Поэтому важно совершить усилие — и как бы вновь очеловечить собеседника, вспомнить, что под аватаром и ником с нами говорит живая душа. Ведь наши слова, сказанные в интернете, могут ранить, расстроить — или наоборот, вдохновить и поддержать.
Предлагаю нам всем придерживаться этикета общения с помощью нескольких правил.
Первое — это «правило 10 секунд»
Не пишите комментарий сразу, подождите. Возможно, вы поймёте, что отвечать и не нужно.
Второе — не используйте обидные суждения и едкие шутки. Сомневаетесь в компетентности собеседника? Отойдите в сторону — вы всё равно ничего не докажете. Но потратите время на бесполезный спор. Да и душе это не полезно. Вспомним слова Христа: «Кто же скажет брату своему: „ракА“ (то есть пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной».
И третье правило интернет-общения: интонация. Да-да, в онлайн-переписке тоже передаётся тон и настроение. Играет роль строение фразы, употребление восклицательных и вопросительных знаков, смайлики.
Если в процессе онлайн-беседы вы будете использовать эти три правила — уверена, общение станет приятным для всех.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы живём в обществе, которое подчиняется закону. Бывают такие случаи, когда мы оказываемся перед тяжёлым выбором: следовать нормам и правилам или же отступить от них и сохранить человеческое достоинство. Каким же критерием руководствоваться в этих ситуациях? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы прояснить смысл только что прозвучавшего отрывка, давайте представим себе игру в шахматы. Шахматная игра — это целый мир. Этот мир самодостаточен и в высшей степени упорядочен. Фигуры на доске имеют свою иерархию. Каждая по-своему вписывается в структуру игры и каким-то образом соотносится с другими фигурами. Точно так, каждая фигура может ходить лишь по своей траектории. Например, ферзь имеет высокую ценность только потому, что он является частью этой организованной структуры. В её границах он может делать большее разнообразие ходов и иметь больший вес, чем любая другая фигура. Точно так своё место занимают король, ладья, слон, конь и даже пешка. Однако вне шахматной партии те функции, которые эти фигуры исполняют и те отношения, которые между ними существуют, не имеют никакого значения. Это просто предметы странной формы. Закон игры здесь не работает.
Продолжим аналогию. Кто-то может быть плохим игроком в шахматы. Но это не означает, что в реальной жизни он безнравственный человек. Очевидно, что среди хороших и даже выдающихся шахматистов много людей благородных. Но история знает среди них и отъявленных мерзавцев — диктаторов, тиранов и лидеров глобальных тоталитарных систем. И мы не удивляемся этому. Для нас очевидно, что хороший игрок в шахматы не обязан быть высокоморальным человеком. Он просто должен владеть правилами игры.
Эта аналгия помогает нам понять отношения апостола Павла к закону. Очевидно, что закон для него — это система общественных правил и договорённостей. Причём речь идёт не только о гражданском законодательстве, но и об иудейском религиозном уставе, и даже шире, о самой культуре. Ведь любая культура всегда предлагает нам правила игры. Мы живём в этой системе с детства. Она определяет, что хорошо, а что плохо. Нередко, меняется культура, происходит сдвиг в этике и морали.
А потому, если я хороший в силу того, что меня просто приучили с детства играть по правилам, это не означает, что я хороший для Бога. Будучи вполне добропорядочным членом общества, я всё ещё могу жить, видеть, чувствовать и действовать в плоскости шахматной доски. Для того, чтобы приблизиться к Творцу необходимо выйти за эту плоскость. Поэтому и говорит апостол Павел о смерти. Необходимо умереть для закона, чтобы жить для Бога. Что это означает?
Конечно же, Павел не призывает к самоубийственной анархии. И мы видим, что в своих посланиях он не борется с современными ему социальными институтами или властями. Даже наоборот, призывает к исполнению морального и гражданского долга. Однако вместе с этим он напоминает, что христианин в первую очередь должен во всех своих делах стремиться исполнить заповеди Христовы. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно и ежечасно согласовывать с Евангелием. Стараться со всяким встречным вести себя по закону милости, любви и снисхождения. Это и означает сораспятие Христу, о котором апостол сегодня упоминает. Это и есть смерть для жизни по закону.
Если человек всего себя посвящает такому служению Богу, в той степени, в какой он преуспел на этом пути, его жизнь перестаёт быть одномерной. Она перестаёт быть ограниченной рамками культуры. В ней словно появляется объём. Сердце такого человека становится широким, пространным. В нём всё ощутимей проступает голос Божий, который подсказывает ему, когда, как и с кем он должен поступить строго по правилам, а когда ради милости, любви и снисхождения отступить от них или даже пренебречь ими. Эта и есть свобода во Христе: участвовать в игре, будучи фигурой на шахматной доске, но при этом вмешиваться в происходящее с позиции игрока. Даже в шахматах случаются такие чудесные метаморфозы. Здесь и пешка может внезапно стать ферзём и спасти всю партию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Зачем философия сегодня?» Интервью с И. Чубаровым
Гость программы — Игорь Чубаров, философ, доктор философских наук, проректор Тюменского государственного университета, директор «Школы метапредметных компетенций».
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Помощь центру социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области
Центр социальной реабилитации для детей и подростков «Надежда» располагается в деревне Косковская Горка Тверской области. Здесь находят поддержку семьи, которые переживают временные трудности, а также ребята, лишившиеся дома и родительской заботы.
12-летняя Ира — одна из подопечных. Девочка жила вместе с мамой в деревенском доме без отопления и каких-либо удобств. У женщины были психические расстройства, поэтому она не могла полноценно заниматься воспитанием и развитием ребёнка. Мама не выпускала дочь на улицу, и от людей прятала Иру в подвале. И всё же девочке удалось помочь.
В центре социальной реабилитации «Надежда» с подростком долгое время работали воспитатели и психологи. Постепенно Ира начала общаться с другими, учиться и заниматься творчеством: оказалось, что она хорошо рисует, танцует и поёт. У неё доброе сердце: девочка заботится об окружающих и умеет радоваться мелочам.
За то время, пока Ира находилась в приюте, маму лишили родительских прав. А дальше ребёнка ждал детский дом. Но на одном из праздников, которые центр проводит для подопечных и семей из ближайших деревень, Ира познакомилась с будущими приёмными родителями. Так она обрела заботливых папу и маму, трёх братьев и сестру. Сегодня ребёнок живёт в большом уютном доме и у неё есть поддержка взрослых. Всей семьей они любят гулять, кататься на велосипедах и роликах. Ира ходит в школу, рисует и занимается музыкой.
При участии центра социальной реабилитации «Надежда» жизнь многих детей и семей из Тверской области меняется к лучшему. Сегодня поддержка нужна самому центру. Важно закупить современную технику для обучения ребят, а также стеллажи для хранения книг и игрушек. Помочь центру можно на сайте Тверского фонда «Рука помощи»: https://fondrp.ru/rasshiryaya-vozmozhnosti-budushhego/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов