
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17.
Глава 1.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок — вступление к посланию апостола Павла к христианам римской общины. После слов приветствия он говорит о том, что преисполнен радости за то, что ему выпада честь проповедовать Евангелие. Это весьма примечательные слова, учитывая то, какому бесчестию и каким преследованиям подвергался апостол за весть о Христе. Как мы знаем из книги Деяний святых апостолов и из посланий Павла, его преследовали как иудеи, так и римские власти. Не раз он сидел в тюрьме, над ним смеялись, считали слабоумным, покушались на его жизнь. И, тем не менее, ему как-то удавалось сохранять в себе бодрость духа, по причине которой все эти злоключения, связанные с риском для жизни, оказывались мелкими и незначительными. На источник той духовной силы, которая помогала ему с такой лёгкостью переживать все эти невзгоды, он указал сам, говоря, что это «сила Божия ко спасению всякому верующему».
С одной стороны, это можно понять, как то, что апостола поддерживает Сам Бог. Он даёт ему благодать, которая вдохновляет его, не позволяет унывать в тяжких ситуациях и побуждает упорно двигаться к цели. Всё это, безусловно, так. Но в этих словах скрывается ещё один важный смысл. Господь поддерживает Павла, потому что апостол готов щедро передавать свой опыт жизни во Христе другим людям. Здесь сокрыт важный закон духовной жизни. В полноте Господь проявляет Себя лишь в жизни того человека, который способен делиться радостью о Христе с другими людьми. Христианство тем и отличается от иных духовных практик, что делает акцент на общении. Войти в Царство Божие, ощутить его в своём сердце уже здесь, на земле способен лишь тот, кто отдаёт себя своим ближним. Евангелие — это не путь автономного самосовершенствования. Это программа действенной любви. Неслучайно Господь, посылая апостолов на проповедь, говорит им: «даром получили, даром давайте». Цель любого христианского подвига лишь одна — побороть в себе страсти, которые мешают полноценному общению с ближним и не дают, таким образом, приблизиться к Богу. Для апостола Павла таким спасительным служением было служение проповеди. А потому он и говорит: «Горе мне, если не благовествую». Ведь в таком случае тот источник божественной благодати, который давал ему полноту жизни, бесстрашие, свободу духа, иссякнет.
Также и в случае с каждым из нас. Всякий, кто считает себя христианином, может найти свой способ служить другим людям. Это может быть всё, что угодно. Важно помнить, что без подобного самоотверженного служения наше христианство обречено. Оно выродится в уродливый формализм, подобный тому, какой Господь нередко осуждает на страницах Евангелия. А мы рискуем превратится в тех самых фарисеев, внешне благочестивых, а внутри омертвевших от собственного эгоизма. Церковь создана Спасителем не для того, чтобы мы посещали храм в воскресный день и по праздникам, приступали к Таинствам лишь ради хорошего душевного самочувствия. Церковь — это пространство полноценного общения, где мы учимся служить друг другу, как некогда нам послужил Сам Господь. Лишь такой образ жизни преображает нашу душу, наполняет её светом, дарует ей полноту и уже здесь на земле открывает нам Царство Небесное.
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







