
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17.
Глава 1.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок — вступление к посланию апостола Павла к христианам римской общины. После слов приветствия он говорит о том, что преисполнен радости за то, что ему выпада честь проповедовать Евангелие. Это весьма примечательные слова, учитывая то, какому бесчестию и каким преследованиям подвергался апостол за весть о Христе. Как мы знаем из книги Деяний святых апостолов и из посланий Павла, его преследовали как иудеи, так и римские власти. Не раз он сидел в тюрьме, над ним смеялись, считали слабоумным, покушались на его жизнь. И, тем не менее, ему как-то удавалось сохранять в себе бодрость духа, по причине которой все эти злоключения, связанные с риском для жизни, оказывались мелкими и незначительными. На источник той духовной силы, которая помогала ему с такой лёгкостью переживать все эти невзгоды, он указал сам, говоря, что это «сила Божия ко спасению всякому верующему».
С одной стороны, это можно понять, как то, что апостола поддерживает Сам Бог. Он даёт ему благодать, которая вдохновляет его, не позволяет унывать в тяжких ситуациях и побуждает упорно двигаться к цели. Всё это, безусловно, так. Но в этих словах скрывается ещё один важный смысл. Господь поддерживает Павла, потому что апостол готов щедро передавать свой опыт жизни во Христе другим людям. Здесь сокрыт важный закон духовной жизни. В полноте Господь проявляет Себя лишь в жизни того человека, который способен делиться радостью о Христе с другими людьми. Христианство тем и отличается от иных духовных практик, что делает акцент на общении. Войти в Царство Божие, ощутить его в своём сердце уже здесь, на земле способен лишь тот, кто отдаёт себя своим ближним. Евангелие — это не путь автономного самосовершенствования. Это программа действенной любви. Неслучайно Господь, посылая апостолов на проповедь, говорит им: «даром получили, даром давайте». Цель любого христианского подвига лишь одна — побороть в себе страсти, которые мешают полноценному общению с ближним и не дают, таким образом, приблизиться к Богу. Для апостола Павла таким спасительным служением было служение проповеди. А потому он и говорит: «Горе мне, если не благовествую». Ведь в таком случае тот источник божественной благодати, который давал ему полноту жизни, бесстрашие, свободу духа, иссякнет.
Также и в случае с каждым из нас. Всякий, кто считает себя христианином, может найти свой способ служить другим людям. Это может быть всё, что угодно. Важно помнить, что без подобного самоотверженного служения наше христианство обречено. Оно выродится в уродливый формализм, подобный тому, какой Господь нередко осуждает на страницах Евангелия. А мы рискуем превратится в тех самых фарисеев, внешне благочестивых, а внутри омертвевших от собственного эгоизма. Церковь создана Спасителем не для того, чтобы мы посещали храм в воскресный день и по праздникам, приступали к Таинствам лишь ради хорошего душевного самочувствия. Церковь — это пространство полноценного общения, где мы учимся служить друг другу, как некогда нам послужил Сам Господь. Лишь такой образ жизни преображает нашу душу, наполняет её светом, дарует ей полноту и уже здесь на земле открывает нам Царство Небесное.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер